machulsky (machulsky) wrote in ru_travel,
machulsky

Новосибирск - Монголия

Немцы, без всякого зазрения совести, едут через всю Европу и половину России с финишем в Улан-Баторе, обычное дело. Собственно, экстрима
никакого - трасса М-52 проходима до самой границы хоть на Феррари. Чуть дальше встречаем  еще одну группу европейских пенсионеров.

Лучшее из доступных мест в нашем Горном Алтае - курайская степь и вид на Северо-Чуйский хребет, можно наблюдать ледник не выходя из машины.

Поставь лайк, коровка любит лайк!

В один присест махнуть с Новосибирска до Баян Улэгэя не представляется возможным, выйдет почти 1100км и около 15 часов с учетом серпантинов и перехода границы.
Заночевали еще в российской деревне - приятные люди, теплые домики и можно бросить машину. Августовской ночью было так холодно, что замерзла вода в умывальнике - высокогорье.

С утра снова в путь, доезжаем до Ташанты к 8-00 и мы двадцатые в очереди. Ближе к открытию границы подтягиваются погранцы, шутят над
машиной - из легкового транспорта мы одни, смакуют каждую деталь, которую мы по их мнению оторвем, особенно досталось низкопрофильным дискам,
но все как-то по-доброму и с улыбкой. Начинаю нервничать.

Подъезжают камазисты, тоже смеются. Потом пара монгольских маршруток как всегда без очереди, но это им не особо помогло - легковые проходят границу
отдельно, главное вовремя занести паспорта.

Ни деклараций, ни сканирования багажа - открыл коробку со столовыми приборами и все.

- Наркотики, оружие, боеприпасы?
- Ну что же вы так сразу...
- Всякое бывает!

По приграничной территории  бегают здоровенные толстозадые сурки. Ровный, как зеркало, асфальт, по которому в случае чего к нам пойдут китайские
танки, кончается строго перед забором. Последний дорожный столб, герб, флаг - дальше сколько хватает глаз - разбитая грунтовка. Наш пограничник плохо
говорит по-русски, но про "дорогу вайвайвай" я понял.

В Монголию заехали под Marylin Monroe - Teach Me Tiger.

Как таковой дороги от границы до первого населенного пункта нет -  есть определенное направление, заданное ЛЭП, вдоль которого по полю идет с десяток колей.
Хаотично перескающиеся, разной степени разбитости, все они сойдутся в одну на ближайшем перевале, а на спуске опять разбегутся в разные стороны.

За неделю до поездки, по дороге на родительскую дачу под Новосибирском, был с треском оторван порог и подмят поддон.  Монгольские грунтовки -
"ни единого разрыва", просто праздник какой-то. Перевал Дурбэт Даба взяли без особых проблем, но острые камни на подъеме и колея на спуске
попили крови, чего уж.

Асфальт появляется внезапно, как призрак, и так же быстро исчезает за городом. Маришка самоотверженно штурмовала Монголию на троящей 1,6л Мазде3 и ничего.

Юрточный лагерь Blue Wolf Travel - не миф, и не селят они по многочисленным родственникам, как пишут. Кемпинг на заднем дворе, все цивильно.
Заехали, а тут очередная серьезная экспедиция столуется. Не удивить разрухой и бездорожьем русского человека, а зарубежные граждане только рты и открывают.

Ханат - приятный белозубый дядька, перемещается по Улэгэю на новой белой камри, что вкупе с общей монгольской разрухой вызывает у меня определенное
непонимание. Выторговали настоящего  советского Буханкина, настоящую монгольскую удочку и настоящего водителя. Все удовольствие за 60 долларов
в день плюс бензин. Просто песня!

Встали на озере Толбо, 2500м. Надо признаться, со времен студенческого Байкала не спал в палатке. Отель тысячи звезд.

Облака идут так низко, что хочется пригнуть голову. А еще озеро Толбо  по сути бестолковое - берег сильно заболочен и к воде не подойти.

Водителя Буханкина звали Сирк, но мы говорили Цирк, а под конец, когда возникло определенное недопонимание - даже Циркуль. Монгольские водители
едят много чужой еды, курит кальян. Принципиально не поили алкоголем, а так норм. Во внутреннем убранстве Буханкина прекрасно абсолютно все -
от тонировочной пленки до обшивки салона и ковров.

Зверская мошка подпортила впечатление от Толбо, жрут так, что красные пятна потом два дня не сходят, привыкли коровьи шкуры прокусывать, а я то городской!

Близко не подпускают, да и жалко тревожить.

Со времен Чингиз-Хана тут только электричество провели.

В принципе, монгольская деревня = арабская деревня = кавказская высокогорная деревня, но с УАЗиками.

Монголодети фоткаются исключительно на фоне огорода, как мы на фоне ковров в советском детстве.  Еще много чего показывали, но я не пошел.

Монгольские сладости, сухофрукты и чай мало чем отличаются от соседних  казахских или киргизских.

Приехали на горный массив Цамбагарав, смотреть ледники. Белые пятна - юрты в долине, высоко забрались.

Пошел на ледник - нашел Захарыча и сервелат.

Вершина горы Цаст достигает 4200м над уровнем моря. Снеговая линия проходит на высоте 3700-3800м, а так и не скажешь по фото.
Спрятались за камень, затопили газовый примус - чай, хлебцы, найденный сервелат и Захарыч. Красота!

Пора уже покупать треккинговую обувь и штаны, а не шляться по ледникам в дилетантских джинсах и беговых кроссовках.

Спускаемся. Мокрый Володенька взирает на вечное.

Пока спускались в долину - обсохли, ну как в долину - около 2000м высота.

Охотничий беркут на лету перекусывает мышь и очень быстро ее поедает. На все про все уходит десять секунд. Дашь еще мышь?

— Из поколения в поколение у нас мальчикам дарили не щенков, а птенцов хищных птиц, в шесть лет с друзьями мы уже примерили специальную перчатку —
колгап, — делится с нами аксакал. — Сначала нам доверяли птенцов ястреба, потом — сокола. Но малышей никогда не брали на охоту с беркутами.
Чтобы охота была успешной, хищник должен быть голодным. А если оставался без добычи, мог напасть на маленьких детей. (с) ohotnik.ru

Израильтяне инстаграмят живого беркута.

Кто здесь?

Стадо возвращается с пастбища мимо наших палаток.

Панорамик вью.

Забило топливный фильтр, который находится под сиденьем. Сначала охлаждали какой-то девайс водой, пока не кончилась. Хватает на пару
минут езды в гору, потом глохнет. Пришлось разбирать на коленке.

На обратном пути на границе встречали те же лица, что и провожали.

- Наркотики, оружие, боеприпасы?
- Ну что же вы так сразу...
- Всякое бывает! А еще я знаю что у вас в этой коробочке! У вас там посуда такая прикольная!