oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in ru_travel,
oleg_butenko
oleg_butenko
ru_travel

Categories:

Астана. Автократия в камне и бетоне

Так получилось, что в августе проездом побывал в Астане. 8 часов вполне достаточно, чтобы осмотреть город и составить о нем мнение.

Первое впечатление (и ошибочное) – это несусветная эклектика. Чего здесь только нет! Египетская пирамида, китайский небоскреб, сталинский ампир (как замечательно выразился Б.Л. Пастернак, «сталинский вампир»), дубайский хайтек, античный стиль, новомосковско-лужковский стиль, индо-сарацинский стиль и т.п.

Однако постепенно понимаешь, что это неархитектурный оксюморон, когда совмещаются или соседствуют несовместимые стили, а вполне управляемый эклектизм как сознательный выбор застройщиков.

Из аэропорта едем, разумеется, в центр. Попадаем на т.н. Круглую площадь, где находится здание КазМунайГаза. Хотя на некоторых сайтах пишут, что это один из архитектурных шедевров Астаны – ничего подобного. Это уменьшенная копия гостиницы Atlantis в Дубае. Отсюда направляемся в шопинг-молл Хан-Шатыр. На Википедии пишут, что это крупнейшее шатровое строение в мире, чему охотно верим. Как шопинг-молл он, разумеется, не производит никакого впечатления: магазины как везде, супермаркет дорогой и т.д., но как архитектурное решение эта постройка интересна и заслуживает внимания.



За Хан-Шатыром ничего примечательного нет. Поэтому возвращаемся на Круглую площадь, чтобы продолжить осмотр архитектурных диковин. По ходу отмечаем с левой стороны помпезное здание «Триумф Астаны» в стиле неосталинского вампира.
Здесь следует заметить, что если образцом для архитектурного облика Астаны, вероятно, был выбран  Дубай, то образцом для планировки – без сомнения, Вашингтон (округ Колумбия): как и в Вашингтоне через центральную часть города проходит местный National Mall – на который нанизаны все здания, заслуживающие внимания. Итак, через Водно-Зеленый бульвар направляемся к монументу Байтерек, по ходу отмечая здание архива – по-настоящему красивое здание в стиле самаркандского мавзолея Тимура.



О мифологемах Байтерека можно почитать в Википедии: священная птица откладывает яйцо и т.п. Однако настоящую мифологему здания понимаешь, попадая на самый верх: некогда президент оставил здесь оттиск своей руки, и с тех пор у жителей и гостей города принято накладывать свою руку на оттиск руки президента и в таком виде фотографироваться. Композиция с оттиском руки президента называется «заботливые руки». Нужно ли пояснять значение этой композиции? Президент – это отец-демиург, создатель и охранитель государства, в его руках всё, в т.ч. судьба каждого отдельного человека.



Выходим из Байтерека и направляемся к главному зданию этого города – резиденции президента. По ходу стоят два симметричных строения, напоминающие новогодние игрушки, завернутые в золотую фольгу. Что напоминает администрация президента? Во всяком случае, это не административное здание советского типа. Это также не правительственное здание европейского или китайского типа. Замечательно, что администрация президента находится в географическом центре города (возможно, в строгом смысле географический центр города находится где-то рядом, но визуально администрация президента – это несомненный географическая и политическая доминанта) и Водно-Зеленый бульвар как бы упирается в нее с двух сторон. Т.о. застройщики подчеркнули политическое устройство государства: доминанта столицы – это администрация Президента, а не парламент, предположим. Для сравнения: доминанта Вашингтона – это Капитолий, в котором заседает Конгресс.



Обходим администрацию президента справа, переходим через мостик и попадаем на поляну сказок (мое название), официально – президентский парк. Что бросается в глаза сразу – это пирамида, спроектированная, между прочим, самим сэром Норманом Фостером. Но о ней чуть позже. Отмечаем по ходу оперный театр в стиле хай-тек и огромный прожектор, смотрящий в небо. Предназначение этого здания я так и не выяснил, по-моему, этот новый объект обозначен на картах как библиотека. Не могу удержаться от аналогии: прожектор будет посылать в космос лучи, чтобы… предлагаю читателю самому развить эту мысль.





Пирамида Фостера называется Дворец Мира и Согласия. Символика здания следующая: пирамида соединяет подземный мир (мир смерти) и горний мир или мир небожителей, пронизывая серединный мир людей.  На верхнем ярусе пирамиды, т.е. в мире небожителей, регулярно проводят т.н. Конгресс лидеров мировых религий. Но изюминка строения – это президентский лифт, на котором ездит только ОН. Во всяком случае, так сказала экскурсовод. Представьте: провидится конгресс лидеров мировых религий. Вот они все собрались: индуисты, христиане, мусульмане, буддисты, синтоисты, иудеи и т.п., - каждый в своем облачении. И вот, в час Х на отдельном лифте среди них появляется ОН. Вероятно, это свойство всех пирамид: внутри она кажется масштабнее и грандиознее, чем снаружи.





За пирамидой следует площадь Независимости с циклом примечательных построек: большой мечетью в классическом исламском стиле, дворец творчества «Шабыт», дворец Независимости и музей истории Казахстана, только что построенные и пока не открытый. «Шабыт» похож на огромную каплю, упавшую в воду и образовавшую воронку. Дворец Независимости – это большой пластиковый пенал, завернутый в алюминиевую авоську.





Итак, подведем итоги. В целом, город мне понравился. Его не назовешь ни советским, ни даже постсоветским (хотя травмы этих периодов городу нанесены). Это модернистский инновационный город мужественных людей, которые не боятся настоящего и смело смотрят в будущее.

Однако есть несколько настораживающих мыслей:                

1. Увлекшись модернизмом, отцы города забыли, что модернизм быстро устаревает. Скажем, здания Ле Корбюзье в свое время считались супер-современными. Однако посмотрите на них сегодня. Например, он построил несколько зданий в Чандигархе (Индия): дворец юстиции, галерею искусств и т.п. Но знаете ли вы людей, которые бы специально ездили в Чандигарх, чтобы посмотреть на эти подуставшие шедевры?

2. Строения, как бы это сказать точнее, несмотря на всю инновационность, достаточно консервативны. Ведь пирамиду, например, вполне можно построить и в Париже, и в Вашингтоне, и в Дубае, где угодно. Это одно из самых традиционных строений в истории. Здесь не хватает чего-то совсем безбашенного – какого-нибудь деструктивного музея Гуггенхайма из Бильбао (проект Фрэнка Гэри) или какого-нибудь гигантского паука.

А в целом, замечательно…
Tags: Астана, Казахстан, фото
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Бразилия - обзор самой большой страны Южной Америки

    Этой весной я осуществил большую поездку в Бразилию - самую большую страну Южной Америки и одну из крупнейших в мире. Эта страна несомненно…

  • Гималайские двоеборья (1/3)

    Путешествия дальше своего собственного сортира возможны даже в эпоху всемирного помешательства, как бы нас не пытались убедить в обратном. Более…

  • Прогулка на теплоходе

    В воскресенье снова покатались на теплоходе – на сей раз к Финскому заливу по Неве и её рукавам. Я не планировала фотографировать, но не удержалась,…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments