Пергам.


По дороге с турецких курортов Эгейского моря в Стамбул, откуда у нас улетал самолёт домой, мы заехали на пару дней в Бергаму.

60-ти тысячный город, расположенный в сотне километров на север от Измира и в 25-ти от моря (Дикили), произвёл на нас достаточно унылое первое впечатление. Наверняка свою роль тут сыграла и утомительная пятичасовая дорога автобус-маршрутка-такси, и неожиданно холодная погода, и общий нетуристический вид города. Единственным светлым пятном оказался наш отель, который стал островом современной цивилизации в окружающем антураже а-ля 70-е года прошлого века.



Внизу по холодным улицам ходили мрачные люди, трактора развозили дрова, из минаретов оглушающе выли муэдзины. А мы могли спокойно, в тепле и комфорте пить пиво и смотреть через окно-во-всю-стену на главный смысл нашего тут пребывания - пергамский Акрополь:


реконструкция, как оно выглядело:

отсюда: http://en.wikipedia.org/wiki/Pergamon



Город Пергам был основан греческими переселенцами более трёх тысяч лет назад. После распада империи Александра Македонского, Пергам стал столицей случайно образовавшегося царства: местный градоначальник и основатель будущей царской династии (и при этом евнух) присвоил себе хранящиеся в городской крепости чужие сокровища и объявил независимость от соседей (281 год до н.э.). Просуществовав всего полтора века и сменив семь царей, Пергам стал одним из главных центров эллинистического мира. Пергамское царство в союзе с Римом вело успешные войны, и на этом фоне успешно развивало науки, культуру, архитектуру, экономику и медицину. Позднее, влившись в Римскую империю, Пергам стал частью провинции Азия (129 год до н.э.), где продолжал благополучно расцветать. Во втором веке нашей эры Пергам достиг своего максимума, во многом благодаря Асклепиону - самому крутому в римском мире лечебному центру. В третьем веке город был разрушен землетрясением, а затем разграблен готами. Впоследствии эти земли захватывали персы, арабы, а потом и турки.
Турки построили у подножия акрополя город Бергама (ненавязчиво созвучный с Пергамом), а античный город постепенно стёрся из памяти. Откопали Пергам в конце 19 века немцы, которые скрупулёзно собрали всё самое интересное и увезли в Берлин, где построили специальный Пергамский музей. Там оно (с небольшим перерывом на переезд в Эрмитаж) и находится до сих пор.

На следующее утро после нашего приезда была ясная солнечная погода, немного потеплело и город уже воспринимался позитивнее.

Виды с крыши отеля:

Главная улица. Она начинается в 7 километрах отсюда от трассы Е87 (там у развилки расположен междугородний автовокзал) и проходит через весь город упираясь в Акрополь. Справа ворота - вход в местный музей.

Кстати трасса Е87 дальше ведёт в город Чанаккале на проливе Дарданеллы, рядом с которым находится Троя - всего 200 км отсюда. Но там совсем не на что смотреть.




Патриотический холм.
В какую сторону ни глянь, всегда в поле зрения будет как минимум один минарет. А если вдруг где-то минарета нету, его функцию будет исполнять матюгальник на столбе. Турция - светская страна, да.
В правой части кадра - руины древнеримского театра, поглощённые малоэтажной застройкой.


Одно из немногих интересных городских зданий - полиция. Часы на башенке стоят.


Вылезаем наконец на улицу и идём в центр.


Впритык к зданию полиции - мечеть Куршунлу (написано, что 1439г.). Справа в кустах - памятная пушка времён войны за независимость.

Центральная площадь:

На заднем плане понатыканы античные колонны, много турецких флагов и обязательный памятник Ататюрку с группой товарищей (он там в тени, не очень виден).

Ближе слева памятник местному уроженцу Галену:

Он жил во 2 веке и был самым известным и авторитетным медиком поздней античности и средневековья.

Тут развилка - налево 15 минут идти до Асклепиона, прямо 15 минут до подножия Акрополя.
Город небольшой - всё в шаговой доступности (кроме автовокзала).


Подходим к границе старого и нового города.

Самое масштабное римское наследие города - руины, условно именуемые Красная базилика:

Оказывается тут есть и другие туристы!


Изначально это был храм египетских богов или конкретно бога Сераписа, построенный во 2 веке.

Серапис - это такой специальный бог, придуманный Птолемеем I в 4 веке до н.э. Птолемей получил (взял) в наследство от Александра Великого Египет, а для эффективного правления там нужно было объединить популярных у населения (местного и понаехавшего греческого) богов. Поэтому был введён новый главный бог, совмещавший в себе Осириса, Диониса, Зевса, Асклепия, Геракла и т.д. Бог получился качественный, популярный, и стал цениться далеко за пределами Египта.

Однако Константин Великий в своё время выдвинул более эффективного в деле управления массами бога, и в 4 веке новый бог переборол Сераписа. Из пергамского Серапеума сделали Христианиум христианскую базилику Св. Иоанна. Зевсу-Серапису такое обращение не понравилось, и он базилику подразрушил.




отсюда: http://en.wikipedia.org/wiki/Red_Basilica

Видно, что храмовый комплекс изначально был просто огромный, а сейчас остались только ротонды и стенки между ними, которые занимают очень небольшую часть первоначальной площади в четыре футбольных поля.


Сейчас музей-руины закрыты для посещения - идёт реставрация (написано, что до 01.2014).

работали целых двое строителей:



Проезд по дороге перед базиликой перекрыт, тут складируют реставрационные красные кирпичи "под Древний Рим". Дома по ту сторону дороги отчего-то как после бомбёжки. Первоначальная территория храма продолжалась в ту сторону ещё на полторы сотни метров. Сейчас там жилой квартал и стоянка маршруток.
Слева кстати торчит Лада-Калина. Как её сюда занесло?

Чуть левее на перекрёстке конечная остановка маршрутки Измир-Бергама, где мы высаживались накануне:

Тут о туристах помнят и предлагают им лошадь.

Это место напротив Красной базилики примечательно тем, что на самом деле - это античный Пергамский мост. Фактически - это две параллельные трубы в 183 и 196 метров, которые проходят по-диагонали под бывшей храмовой территорией (на плане выше их хорошо видно).


Южная сторона храма выходит к реке - тут частично присутствует внешняя стена. Слева Пергамский мост.
Кстати выше и ниже по реке сохранились ещё два римских арочных моста.


Северная ротонда отделена от музея - в ней действующая мечеть.
Пару лет назад территорию вокруг базилики окультурили - выложили пешеходные дорожки и поставили модные скамейки.


Минарет.


За Красной базиликой начинается старый город, который уже полностью заточен для туристов.


Ковры, кувшины, сундуки, посуда.


Мы идём на окраину старого города в поисках дороги на акрополь.


Руины базилики возвышаются над неприглядным бергамским ландшафтом, как инородное (если не инопланетное) тело.


Исторические дома старого города. В течении 600 лет существования Османского государства тут жили греки. В Смирне (Измире) и окрестностях, включая Бергаму, греческое население преобладало. С окончанием Первой мировой войны эти земли де-факто на три года отошли Греции. Но затем греки не смогли справиться с собственными имперскими амбициями и стали обратно строить Византию. При этом они поругались с союзниками, переругались между собой и умудрились, уже дойдя до Анкары, с треском проиграть войну местным незаконным вооружённым формированиям (которые удачно подружились со Сталиным и получали от России необходимую финансовую и военно-техническую помощь). После этого турки решили греческий вопрос радикально - устроили массовую резню православного мирного населения по всей стране, а Смирну просто сожгли. Оставшихся в живых турецких христиан (1,5 млн человек) выселили из страны.

Улицы:






Наконец мы доходим до нижней станции канатной дороги. Идти всю дорогу пешком на акрополь всё-таки высоковато.


Дорога построена совсем недавно, и путеводители не зная этого призывают ехать на акрополь на такси. Причём местные жители эту идею поддерживают.


На парковке стоит несколько экскурсионных автобусов, приехавших откуда-то издалека - тут центр туристической жизни. Тем не менее дорога работает вхолостую - на этой фотке люди есть только в одной кабинке, да и мы поднимались в одиночестве. Видимо совсем несезон.


Поехали. Ветер так нехило нас раскачивал, что было боязно проезжать мимо опор.


Долина.


Наверху как положено - сначала торговые лавки.


Обзорная площадка для автолюбителей.


В своё время акрополь был застроен очень плотно и камней осталось много. Группа деревьев чуть правее центра кадра - это самое известное пергамское наследие, алтарь Зевса.


Продолжение следует...