От Тулузы до Сарагосы и обратно на велосипедах

Рассказ о велопутешествии из Франции в Испанию через Пиренеи и обратно. Будет интересен в первую очередь тем, кто планирует собственные велопутешествия по Европе.

DSC06970.JPG


В октябре этого года мы вдвоем проехали 1350км за 14 дней по маршруту:
Toulouse - Moissac - Marmande - Bordeaux - Dax - Saint-Jean-Pied-de-Port - <граница Франции и Испании> - Pamplona - Estella - Olite - Zaragoza (две ночевки - дневка) - Huesca - Loarre - Jaca - Aínsa - <граница Испании и Франции> - Arreau - Rieumes - Toulouse
(жирным веделены ночевки)

Вот примерный маршрут на карте:



Маршрут выбирали по следующим критериям. Он должен быть круговым и начинаться от какого-нибудь аэропорта, куда мы прилетим с велосипедами и откуда улетим. Велосипеды мы возим в твердых кейсах и оставляем их в гостинице на хранение, поэтому логично уезжать и возвращаться в ту же точку. Нужны были горы, так как по равнинам нам ездить уже не очень интересно. Ну и нам нравятся Франция и Испания, особенно Испания (об этом см. ниже).

DSC06399.JPG
Утро первого дня. Готовимся доставать велосипеды из кейсов и собирать их.

DSC06402.JPG
Собран и готов к бою.

Оставалось выбрать города на маршруте, чтобы было что посмотреть по вечерам, когда отдыхаешь от дороги, и пути через горы - по каким перевалам ехать в одну сторону и в другую.
По пути из Франции в Испанию решили проехать дорогой пилигримов через перевал Ibaneta, так как было интересно посмотреть на этих людей и на их путь, о котором мы много слышали и который даже немного видели в прошлые поездки. А обратно через горы планировали перевалить в районе городка Jaca, но потом этот план немного скорректировали, о чем скажу ниже.

Первая часть нашего путешествия от Тулузы до Бордо сначала проходила вдоль Гароннского канала (http://fr.wikipedia.org/wiki/Canal_de_Garonne), который является частью большого "Канала двух морей", проходящего через всю Францию и соединяющего Атлантику со Средиземным морем.

105420516.jpg
Едем вдоль канала Двух морей.

Вдоль всего этого канала проложены пешие и велодорожки для прогулок. Но покрытие на них, как видно на фото, не асфальтовое. Поэтому езда по таким дорожкам доставляет немного удовольствия, по крайней мере, таким велосипедистам, как мы, которые привыкли к хорошему асфальту и к большей скорости. К тому же и виды вдоль всего канала довольно однотипные и быстро наскучивают - видишь перед собой сам канал и лесополосу, отделяющую его от полей.

Иногда, правда, встречаются очень крутые инженерно-технические сооружения, как например вот это:
DSC06419.JPG
Канал проходит по акведуку через реку.

В общем, проехав вдоль канала до городка Moissac, на следующий день мы решили ехать дальше по нормальному шоссе.
Однако отмечу, что для тех, кто любит ездить на велосипеде по велодорожкам и по проселочным дорогам, маршрут через всю Францию вдоль этого канала может быть очень интересен, так как реально можно проехать всю страну на велосипеде, практически не выезжая на асфальтированные дороги с машинами.

DSC06467.JPG
Выехали с канала на асфальт.

Отели в городах мы искали разными способами. Иногда просто на въезде в город смотрели на указатели на отлеи. Иногда открывали свои навигаторы, в которых были отмечены некоторые гостиницы. А иногда попадались удобные киоски информации, которые, как и все в Европе, очень рано закрываются, но которые наконец-то стали почти везде автоматизированными.

DSC06475.JPG
Выбираем отель в городке Marmande через туристический информационный автомат.

Бордо оказался очень велосипедизированным городом. Въехать в него у нас получилось по хорошей велодороге, идущей несколько километров параллельно большому шоссе:
DSC06522.JPG
Велодорога на въезде в Бордо.

На этой велодороге встречаются даже большие вело-развязки со своими указателями, перекрестками и светофорами:
DSC06525.JPG
Развязка на велодороге в Бордо.

В самом городе, конечно, тоже везде велодорожки, по которым мы и ехали:
DSC06533.JPG
Велодорожки в Бордо.

От Бордо наш путь лежал на юг к горам. Оказывается, в этом регионе Франции есть очень большой лесной массив, который простирается от Бордо почти до самых Пиреней. Через него нам предстояло проехать за один день. Дорога по этому лесу идет плоская, качество асфальта терпимое, но бывает и получше, почти нет населенки. По ощущениям очень похоже на русский север - Карелию, Архангельскую область, где нам тоже доводилось ездить на велосипедах.

105430035.jpg
Французская Карелия.

Что интересно, в этом регионе Франции (возможно, только в это время года) очень сложно найти открытое кафе или магазин в маленьких придорожных поселках, а больших там просто нету. Мы проехали очень много поселков и деревень, где планировали перекусить, но где все было закрыто, и приходилось ехать дальше и искать хотя бы открытые магазины. Приходилось покупать в магазинах, что было, и обедать где-нибдуь на скамейке.

DSC06631.JPG
Магазинный перекус во французской деревне.

За день от Бордо до городка Dax через лес мы сделали больше 160км. Довольно сильно устали, но зато в Dax'е уже чувствовалось приближение Испании - в барах уже подавали тапас прямо с барной стойки.

На следующий день мы уже были во французской стране Басков, начались предгорья Пиреней. Иногда мы выбирали совсем уж местные маленькие дороги, которые идут буквально через чьи-то дворы:
105430125.jpg
Начались холмы - скоро Пиренеи.

На следующий день мы уже были в городке Saint-Jean-Pied-de-Port, где проходит путь пилигримов из Франции в Сантьяго-де-Компостелло (http://en.wikipedia.org/wiki/Way_of_St._James). Если честно, я ожидал там увидеть толпы немытых и небритых людей с рюкзаками и в сандалиях, спешащих на юг через горы. Но то ли время года было уже не то, то ли пилигримов становится меньше, но видели мы их очень мало.

DSC06715.JPG
Пешие пилигримы в Saint-Jean-Pied-de-Port

Интереснее было наблюдать, как на шоссе организованы предупреждающие знаки о том, что дорогу пересекает тропа пилигримов.

DSC06757.JPG
Табличка про путь пилигримов под дорожным знаком.

На следующий день мы въехали в Испанию и начался подъем на наш первый невысокий перевал.

DSC06735.JPG
"Добро пожаловать" (в Наварру) на испанском, баскском, французском, английском, немецком и итальянском языках.

На перевал, как обычно, мы ползли долго и медленно. Небо было облачное и начал накрапывать дождь. Основное удовольстие при такой езде по горам на велосипеде - это доехать до самого перевала (верхней точки), слезть с велосипеда, перевести дух, сделать пару глотков воды и посмотреть вниз с высоты, откуда обычно открывается отличный вид на противоположную долину. Но в этот раз на этом перевале и на некоторых других дождливая погода, облачность и туман немного портили нам эти приятные моменты.

DSC06744.JPG
Ползем вверх по серпантину.

DSC06747.JPG
Перевал без видов из-за тумана и облаков.

Из чего мы сделали вывод, что октябрь - это все-таки уже не самый правильный месяц для таких путешествий. Идеально было бы поехать в мае или сентябре, что мы и сделаем в следующий раз.

Но после мокрого и холодного спуска с этого перевала в ближайшем кафе нас ждал теплый камин, что было очень кстати:
DSC06750.JPG
Греемся и сохнем у камина.

Потом был замечательный баскский город Памплона. По сравнению с югом Франции жизнь здесь реально бьет ключом. На стойках в барах трехэтажные конструкции из тапасов, весь город по вечерам высыпает на улицу, все радуются, общаются, пьют вино.

DSC06793.JPG
Тапасы в Памплоне.

В разных отелях наши велосипеды ночевали по-разному. Проблем с их хранением никогда не возникало, где-то мы завозили их в гараж, где-то засовывали в подсобку или подвал, а в Памплоне они ночевали в холле гостиницы:
DSC06829.JPG
Гараж-гостиная в Памплоне.

В Памплоне все посвящено быкам, это тот самый город, где на праздник Сан Фермин (http://en.wikipedia.org/wiki/San_Ferm%C3%ADn) быки бегут по улице, а перед ними бегут те, кто хотят острых ощущений. Проходя мимо арены, куда эти быки забегают в конце пути, мы подумали, а почему бы нам не посетить корриду. Сказано - сделано. Утром следующего дня в Памплоне в универмаге El Corte Inglés, где можно купить все что угодно, мы купили два билета на субботнюю корриду в Сарагосе. Теперь нам предстояло за два дня успеть доехать до Сарагосы, а путь туда был еще не близкий.

Переночевать перед Сарагосой было решено в маленьком городке Olite, где по описаниям должен был быть красивый замок.

По дороге иногда попадались поля с засохшими подсолнухами:
DSC06836.JPG
Подсолнухи в окрестностях Памплоны.

Мы не поняли, зачем они нужны в таком состоянии. Может, кто-то знает и расскажет?

Дороги в Испании очень хорошие. А если где-то вместо старой дороги строят новое большое шоссе, то обычно эту старую дорогу тоже сохраняют в хорошем состоянии, и очень часто можно ехать по такой малой дороге параллельно с большим шоссе. Для велосипеда это идеально, так как машин на такой дороге немного - почти все едут по шоссе, а состояние у нее обычно очень хорошее, видимо, потому что нагрузка небольшая. Вот например такая дорога прямо в плотную к автомагистрали в районе городка Maneru:
DSC06848.JPG
Качественный дублер автомагистрали.

А на въезде в этот городок стоял очень забавный указатель, с которым мы не могли не сделать постановочное фото:
DSC06846.JPG
Все дороги ведут в Maneru.

До Olite мы доехали довольно быстро и успели до заката полазить по главной местной достопримечательности - замку (http://en.wikipedia.org/wiki/Palacio_Real_de_Olite).

105430448.jpg
Замок в Olite.

Это один из немногих замков в Испании в таком отличном состоянии. Выглядит реально как из сказки, тем более с таким боковым закатным светом. И главное - купив за какие-то копейки билет, можно его весь облазить.

105430463.jpg
Фотографируем свои тени.

Замок очень запутанный, как лабиринт, потому что строился и достраивался долго и много раз.

DSC06898.JPG
Общий вид замка в Olite.

Мы ночевали в Olite несмотря на то, что на следующий день нам предстояло проехать 135км до Сарагосы до 4 часов дня, чтобы успеть на корриду, на которую уже были куплены билеты. Конечно, было бы разумнее проехать чуть больше накануне, но замок в Olite мы пропустить не могли. Поэтому на следующий день было решено выехать с рассветом. Обычно мы вставали в 8 и выезжали в районе 9:30, а в этот раз встали в 7 и выехали в 8:20, когда солнце еще только-только встало.

DSC06949.JPG
Olite на рассвете.

К нашему удивлению, температура в этот ранний час была +2, хотя небо было ясное и солнце уже светило, правда в бок.

DSC06954.JPG
Раннее морозное утро.

Пришлось одеть все, что было с собой для езды, включая перчатки и повязку на голову:
105430519.jpg
Здесь все еще +2.

Через пару часов потеплело, но всего до +7. А мы тем временем пересекли границу Наварры и Арагона и въехали в провинцию Сарагосы.

DSC06964.JPG
Граница Наварры и Арагона.

Как это бывает и в России на границе областей, качество асфальта после этой таблички сильно ухудшилось. Километров 25 мы ехали по совсем раздолбанной дороге.

На корриду в Сарагосу мы таки-успели, и это было очень круто, хотя в некоторые моменты и не очень приятно, но достойно отдельного рассказа.

105430579.jpg
Коррида в Сарагосе.

Оказалось, что в эти дни в Сарагосе проходил ежегодный праздник местного святого (примерно как у нас день города), и поэтому в городе происходила куча разных праздничных мероприятий - шествия, танцы, пение, концерты и т.п. Половина города ходила в национальной одежде, причем совершенно в обычных бытовых ситуациях:
DSC06975.JPG
Сарагосцы в национальных костюмах по случаю праздника.

Мы изначально планировали где-то сделать одну дневку, а тут подвернулся такой случай - остаться в Сарагосе на последний (из пяти) дней большого праздника (это было воскресенье), что мы и сделали. Целый день не крутили педали, непривычные ощущения для ног и пятой точки.

DSC07133.JPG
Одно из шествий в последний день праздника в Сарагосе.

Дальше мы двинулись на север, обратно к горам.

DSC07231.JPG
Въезд в Пиренеи с юга.

Так как мы были вдвоем, то все кадры, на которых нас двое, сняты с автоспуска. Вот что было за кадром предыдущей фотографии:
105431148.jpg
Настраиваю автоспуск.

По дороге на Jaca проехали довольно высокую плотину с ГЭС.

DSC07246.JPG
Плотина у водохранилища Embalse de La Peña.

105431181.jpg
Вид с плотины.

После этой плотины мы решили ехать в Jaca не по главному шоссе, а по более мелкой дороге через небольшой перевал, рассчитывая на то, что там меньше машин и красивее виды (красивые виды были отмечены на нашей карте). Дорога эта оказалась в очень плохом состоянии, а виды были в основном на кустарник на обочине.

DSC07254.JPG
Дорога A-1205 локального значения.

Зато деревни по этой дороге - это, видимо, настоящая испанская глубинка:
DSC07256.JPG
Сельская жизнь.

На следующий день после ночевки в Jaca мы по первоначальному плану должны были двинуться на север и через перевал обратно во Францию. Но так как у нас оставалось в запасе еще 4 дня, а обратно во Францию нам не очень-то хотелось (помятуя о закрытых магазинах, кафе и отелях), мы решили двинуться на восток и потом перевалить во Францию по другой дороге, тем самым проведя в Испании на день больше. К тому же погода в этот день была не очень, и мы предполагали, что на главном перевале опять окажемся в облаках, а прогноз на следующий день был получше. Для следующей ночевки выбрали село Ainsa, про которое в Lonely Planet сказано заманчивое stunning views.

DSC07274.JPG
Инсталляция на выезде из Sabinanigo.

Дорога на Ainsa оказалась новая, с иголочки. На нашей карте на этом месте была более мелкая старая дорога, а эту ввели в строй только в 2012 году.

DSC07291.JPG
Подъем на перевал по дороге в Ainsa.

Перевал, ведущий в Ainsa, шел через туннель длиной около 2км, который тоже был новехонький, хорошо освещенный, и с карманами для аварийной парковки через каждые 700м.

DSC07297.JPG
Пропускаем попутный поток машин в аварийном кармане в туннеле на шоссе N-260.

Когда мы выехали из туннеля, к нам подошел работник из "Центра контроля туннеля". Я думал, сейчас он нам скажет, что мы что-то нарушили и захочет как-то нас наказать. Но вышло наоборот: он сказал, что нам не нужно было пропускать машины в кармане, у нас там был приоритет и мы должны были ехать в полосе со своей скоростью, сдерживая поток, идущий за нами. И самое интересное - в туннеле он специально для нас включил дополнительное освещение! Про то, что мы могли ехать в полосе, никого не пропуская, мы конечно знали, но все равно было приятно услышать от него все это и особенно про освещение.

DSC07302.JPG
Полоса аварийного торможения с гравием на спуске с перевала после туннеля.

После туннеля погода сильно изменилась - выглянуло солнце, облака ушли и наконец стало видно горы и долины.

DSC07307.JPG
Нешуточный спуск - уклон 8% на протяжении 2,5км.

После спуска с перевала дорога была не менее красивой, ехали по длинному широкому ущелью. Мы не пожалели, что остались в горах еще на один день.

DSC07331.JPG
Дорога на Ainsa вдоль реки Ara со старым и новым туннелями.

Ainsa оказалась действительно очень классным местом с отличными видами.

105431252.jpg
Смотровая площадка в Ainsa.

Это маленькое село, расположенное на холме на слиянии двух рек.

DSC07349.JPG
Главная площадь Ainsa. Вид с колокольни.

На следующий день мы двинулись на север в сторону Франции. Нам предстояло набрать около 1300м высоты, а еще мы знали, что перевал заканчивается старым туннелем длиной 3км и шириной 6м, что было довольно интригующе... Но мы несколько раз в разных местах заранее проверили, разрешено ли в этом туннеле двигаться на велосипеде, и везде было сказано, что разрешено.

DSC07423.JPG
До Франции, а значит и до перевала всего 20км, но основной подъем еще не начался, и впереди угрожающий знак про 10%.

Это был очень живописный подъем на перевал с маленькими туннелями, полутуннелями и скальными навесами. С погодой на этот раз повезло - было ясно и солнечно.

DSC07441.JPG
Полутуннель, через который протекает ручей.

Ползли на перевал мы довольно долго, подъем начался в самом конце, поэтому был крутой.

DSC07436.JPG
Хорошо виден уклон дороги. Сидим на встречной стороне.

Наконец, мы увидели портал туннеля. Оказалось, что в нем организовано реверсивное движение по одной полосе из двух. Пока ждали зеленого света, успели утеплиться (в туннелях обычно очень холодно) и немного передохнуть.

DSC07446.JPG
Ждем зеленого света на въезде в туннель Aragnouet-Bielsa.

Оказалось, что в туннеле нет никаких работ, а просто одна из полос отгорожена конусами и движение идет только по одной полосе. Для нас это было очень удачно - мы сразу поехали по закрытой полосе и никому не мешали. Через какое-то время на встречу пошел поток.

DSC07453.JPG
Встречная фура в тунелле. Узко, холодно и очень громко.

Особенность этого туннеля в том, что он сделан с наклоном. Въехали мы в него на высоте примерно 1650м, а выезд был на высоте 1800м. Постоянный уклон в 5% на протяженни 3км - это редкость для туннелей в горах. Ехать было, конечно, не очень приятно, так как было холодно, узко и очень шумно, а главное долго - целых 15 минут. Но все могло быть значительно жестче, если бы работали обе полосы в двух направлениях. А так мы фактически ехали по выделенной вело-полосе.

105431344.jpg
На выезде из туннеля. Внутри туннеля виден уклон, начинающийся сразу после въезда.

С французской стороны этого перевала дорога во много раз хуже по качеству, чем с испанской. Она очень извилистая, с плохим покрытием и с очень низкими заграждениями, за которыми скрываются крутые обрывы.

DSC07466.JPG
Спуск после туннеля с французской стороны.

Для велосипеда такая дорога очень опасна, так как высокая скорость набирается моментально без кручения педалей, но она очень опасна из-за крутых поворотов и плохого покрытия, и нужно постоянно вытормаживать, а делать это непросто - уклон такой крутой, что тормозного усилия не всегда хватает.

DSC07462.JPG
Опасный спуск.

Зато очень красиво:
DSC07461.JPG
Слева вдалеке виден водопад, которых там очень много.

Дальше у нас было еще целых два дня, чтобы успеть доехать до Тулузы. Постепенно горы отдалялись и началась равнина.

DSC07479.JPG
Отъехали от гор.

Отель, где нас ждали наши велокейсы, был прямо у Тулузского аэропорта, и на обратном пути, мы подъезжали к нему в объезд взлетно-посадочной полосы. Оказалось, что вокруг полосы идет очень живописная велодорожка:
DSC07498.JPG
Велодорожка у аэропорта Тулузы, самолеты садятся в 100 метрах.

Итого получилось 13,5 ездовых дней и как раз 1350км. Плюс один выходной в Сарагосе.

Как мы ездили от Марселя до Барселоны
Как мы ездили от Вероны до Генуи и обратно
Как мы ездили от Мадрида до Лиссабона


Ого! Нереально круто! Я без ума от велотуризма, но чтобы через горы.... Подскажите, а как вы обходились таким небольшим (судя по размеру багажа) количеством вещей? Стирали в гостиницах? Что маст хэв для такой поездки? Я в январе планирую покататься в Андалусии, но это будет мой первый опыт катания больше двух дней подряд..
Мой друг (который с красным маленьким рюкзаком) помешан на экономии веса и вообще вещей. Это действительно сильно помогает ехать, особенно в горах. Поэтому у него с собой всего по минимуму было - один комплект одежды для города, личные мелкие вещи и все. Все умещалось в этот маленький рюкзак.
У меня два рюкзачка побольше, потому что я экономлю меньше, хотя тоже уже начинаю задумываться, как бы в следующий раз обойтись одним рюкзачком.
У меня там ехал один велосипедный комплект одежды (один на себе). Всего их два - с длинными рукавами/штанинами и короткими. Плюс одежда для города, куртка от дождя, сменное белье. Плюс мелочи.
Поскольку мы без палаток / котлов /горелки, то все это можно спокойно упихать и в один маленький рюкзак.

В приципе вещей нам хватало. Единственный минус - обувь у нас была в единственном экземпляре, и когда после дождя на перевале приезжаешь в гостиницу, то для переодевания есть все сухое, кроме ботинок. Это не очень приятно, а так ок.
А да. Стирали в гостиницах по мере необходимости. Там, правда, обычно проблемы с сушкой. Даже за сутки носки могут не высохнуть - в горах бывает высокая влажность.

Маст хэв на самом деле не так уж и много - никаких запчастей с собой не везли, так как на случай поломок всегда есть ближайший город с мастерской, до которого как-то добраться должно быть можно.
Рем. комплект для шин, насос (у нас был один на двоих), причем подкачаться всегда можно на автозаправке, у нас в шинах по 4-5 атмосфер, маленьким ручным насосом так не накачаешь, он нужен только чтобы после прокола доехать до заправки.

Удобная велоодежда, очки желательно фотохромные.
Ну еще хорошие карты не забудьте. Желательно с высотами. Без высотных карт в горах на велосипеде очень тяжело что-либо планировать.
Очень здорово. С местными в деревнях общались?
В деревнях только в стиле "Есть ли у вас тут кафе или магазин?".
Да, все круто, красивые места, спасибо за пост. НО, зачем карбоновый велик для туринга? Один раз шлепнуля неудачно, и делай че хочишь. И потом без велоботинок, на мягкой подошве, зачем? Неужели не хочится куда-нибудь добратся быстрее на таких турах? Я даже когда в магаз еду часто вщелкиваюсь...
Карбон для уменьшения веса, естественно. Шлепнуться можно и на алюминии. Трещину в алюминиевой раме тоже в придорожном автосервисе не заделаешь, как я понимаю. Так что лучше просто не шлепаться.

Насчет контактов - в долгих поездках это на любителя. Если бы мы фигачили на скорость, то да. А так в ботинках просто удобнее. В городах на каждом светофоре выщелкиваться и защелкиваться - то еще удовольствие. Плюс если едешь на тапталках, то можно иметь одну пару обуви, а если на контактах, то по-любому нужно будет две. У меня 45 размер - любые сменные ботинки займут половину объема моих рюкзаков. Вот когда изобретут контакты такие, что в велоботинках можно будет гулять по городу по вечерам, то поговорим. То, что есть сейчас на якобы мягкой подошве - я пробовал. В них особо не погуляешь.

Вообще у всех свои заморочки. Вот тут пишет парень, который ехал от Португалии до Коктебеля. Так он ехал с наспинным рюкзаком при наличии большого рюкзака на багажнике. Я этого не понимаю, но ему, видимо, так удобнее.
дык он же не по гостиницам ночевал, не в трико же ночью спать.
Ночью-то понятно. А днем зачем спальник на спине держать, если можно убрать на багажник?