alware (alware) wrote in ru_travel,
alware
alware
ru_travel

Category:

Каменные кольца Вассу

На первый взгляд каменные мегалиты западной Африки - сооружения мелкого масштаба. Чтобы впечатлиться истинным размахом древнего мегалитостроения, стоит добраться до деревушки Вассу на северном берегу реки Гамбия, в десятке километров от крупнейшего города востока страны - Джорджтауна.

01
"Африканский Стоунхендж" - сооружение, с астрономией никак не связанное. Впрочем, не все ученые с этим согласны.



Вассу - один из четырех центров изучения мегалитов Сенегамбии, включенных в списки объектов всемирного наследия. От соседних районов комплекс Вассу выгодно отличается транспортной доступностью - кольца стоят в нескольких сотнях метров от шоссе, наличием музея с более-менее наглядными материалами и близостью крупного города, в котором и переночевать можно, и поездку в национальный парк с немалой популяцией гиппопотамов заказать.

IMG_2206
"Дом рабов" - практически единственная достопримечательность города. Можно побродить по невзрачным развалинам в ожидании парома.

В Джорджтауне крайне удобный мини-паром. Узкая Гамбия преодолевается за несколько минут. Плюс ожидание, сопровождаемое традиционным выклянчиванием местной молодежью сувениров и раздариванием белорусских рублей. Итого - минут двадцать, что для африканских переправ и не время совсем.

DSCF0078
Почти весь транспорт на переправе везет белых туристов. Странно, но не в Вассу - минибусики разбегаются по нацпарку, откуда с рассветом на лодках туристы отправятся лицезреть бегемотиков и птиц.

IMG_2209
Музей находится прямо за деревней. Метров триста убитой грунтовки через поля, отцепить от багажника повисших деревенских негритят, заплатить копеечку за вход - и даже получить гида. Стандарты ЮНЕСКО стараются соблюдать. Деревенская шпана на территории комплекса утихает.

IMG_2208
В музее узнаем, что мегалиты Сенегамбии по функциональному предназначению ближе не к британским каменным кольцам, а к египетским пирамидам. Иными словами, это погребальные сооружения.

Само появление колец еще в третьем веке до нашей эры связывают с первыми миграциями самого влиятельного племени Сенегамбии - Мандинка (или Мандинго - колониальная версия наименования, распространившаяся в массы благодаря "Джанго освобожденному"). Обосновавшись на берегах реки, за полтора тысячелетия Мандинка понастроили курганных комплексов на территории ни много не мало с сотню гектаров.

02
Под лежащими камнями - могилы. Впрочем, по словам исследователей, в каменных кругах хоронили лишь знатных особ и уже после капитального освоения племенем территории. Об этом свидетельствуют более ранние захоронения, находящиеся в нижних культурных слоях прямо под мегалитами.

03
Камни для колец таскались, как водится, черт знает откуда (ближайшие горы с характерной породой находятся в 30 км от реки), обрабатывали каменными же орудиями и устанавливали вручную.

04
Учитывая массу каждого столба - до 7 тонн и общее количество стоящих мегалитов - более тысячи, можно начинать поражаться размаху строительства и упорству десятков поколений Мандинка.

06
Так и не понятое явление - наличие на мегалитах горок мелких камушков. Спросил гида - говорит, мол, так и было, но местные постоянно сами подсыпают, вроде традиции. Заметно, что чем ближе кольца к полям, тем жирнее кучки породы на столбах и плитах.

05
А вот и "Вид 50 даласи" - именно с этого ракурса и именно это кольцо снято для почти самой ходовой в Гамбии денежной купюры.

50-dalasi-note

Еще одним приятным моментом стало отсутствие со стороны гида попыток развода туристов на деньги. Не намекал, не выпрашивал - в общем, вел себя крайне достойно. Сбором дополнительных денежных средств занимается специально обученный человек, заседающий под баобабом и наигрывающий на старинных инструментах.

Очень, кстати, приятный получается фон для осмотра камней. Выгрузил весь объем отягощавшей карманы мелочи.

IMG_2245
Однодневная поездка в Вассу из Серекунды заняла 14 часов (на 650 километров дороги) по вполне традиционным причинам - обилию постов, неожиданной таможни на повороте в сторону Джорджтауна и вечному ремонту дорожного полотна.

В целом проглядывается смысл остаться таки на ночь в одном из лоджей на реке и немного отдохнуть, но данный подход имеет и негативные последствия - наутро все посты сменят дежурных и придется заново знакомиться - разговаривать с полусотней ментов, военных и таможенников.
Tags: Африка, Гамбия, автопутешествие
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments