lapocruiser (lapocruiser) wrote in ru_travel,
lapocruiser
lapocruiser
ru_travel

Categories:

Монголия. Зодчество.

Отрывочные зарисовки из путешествия по Монголии. Про зодчество
Ярким примером монгольского зодчества является джаргаланский мост.

mng2011_44

mng2011_42

В принципе, можно было ехать и вброд... Но жалко было упускать такой аттракцион, и мы по нему прокатились!
Едешь, а он скрипит и кряхтит под машиной... :)

Судя по всему, конец ему придёт в один из ближайших весенних паводков. Ситуацию ускоряют и местные жители, начавшие разбирать его на дрова. Действительно, зачем такому крепкому, хорошему мосту столько брёвен в опорах?

mng2011_43

Зато монголы прекрасно возводят дома. Вот только дома эти - круглые и обёрнутые войлоком... :)
Остальные виды архитектуры им даются нелегко. Как все великие созидатели, монголы при постройке видимо опираются исключительно на вдохновение и наличие подручного материала:

mng2011_136

Нам не встретилось ни одной деревянной постройки с ровными углами и ровным полом. Всё всегда слегка наклонно и неперпендикулярно И это несмотря на твёрдое основание - болот и глины здесь нет. Как им удаётся так строить - непонятно...

Если смотреть на генштабовские карты - тут и там разбросаны "Бригада номер..." Советский Союз пытался привить им наш образ жизни и хозяйствования. Ничего этого сейчас не осталось. То и дело встречаются заброшенные монументальные коровники (или баранники?), какие-то масштабные постройки... У монголов совсем иной взгляд на то, как жить и выращивать своё благосостояние.

mng2011_138

В городках встречаются даже недоскрёбы советской эпохи, жилые и по сей день. О былом напоминают выгоревшие транспаранты на фасадах: наверняка что-нибудь типа "Слава скотоводам, труженникам степи!" или "Выполним пятилетку в четыре копыта! Наш курдюк - тебе, Родина!"

mng2011_140

В современных посёлках тоже есть капитальные дома, но там либо заседают органы власти, либо это магазины-гуанзы:

mng2011_141

А жить монголы предпочитают в юртах. Повсеместная картина: обнесённый забором участок, капитальная деревянная или глинокирпичная посторойка явно хозяйственного назначения, а рядом - аккуратная белая юрта.

mng2011_137

Юрты

ger

Ещё в прошлой поездке мы пару раз останавливались в юртингах, этаких кэмпингах, где вместо гостиничных номеров - юрты. И в этот раз при удобном случае мы тоже останавливались в юртах.

mng2011_142

mng2011_143

В центре всегда стоит печка. Всегда обращена "лицом" вправо. Вообще пространство юрты структурировано: прямо напротив входа - "красный уголок", слева - гостевая часть, справа - хозяйственная.

mng2011_146

Технология установки юрты не изменяется тысячи лет, разве что верёвки вместо волосяных стали нейлоновыми. Хотя и конский волос по-прежнему используется. Видимо, традиция..

mng2011_30-1

На столе всегда будет термос с кипятком, а в ящике возле печки - дрова. Дрова лиственничные, жаркие, и через 10 минут в юрте становится жарко как в бане. А через час - остывает до прежнего состояния.
Первую ночь мы то парились, то замерзали. И лишь на третий раз увидели, как нужно делать. А нужно протопить печь за час до сна, и дождавшись когда труба остынет, накинуть брезентовый клапан на верхнее отверстие в куполе. И вот тогда ночью - лепота....

mng2011_29

Впрочем, ещё большая лепота - утром. Просыпаешься обычно от проникающего сквозь щели пронзительного солнца:

mng2011_30

А потом можно неторопливо сварить кофе...

mng2011_30-2

...познакомиться с пастушьим псом. Собаки там отличные. Естественный отбор оставил самых крепких, здоровых и умных.

mng2011_52

Спешить в Монголии категорически не хочется. Это прям противоестественно. Да и зачем спешить, когда вокруг так хорошо, и можно спать даже мимо юрты?

mng2011_51

Когда надо, юрта просто собирается и увозится в новое место. Перевозят их либо ЗИЛы, либо ВОЛы :)

mng2011_66

Юрта - хорошо, но автономность - тоже здорово. Кроме воды и соляры мы ни в чём не нуждаемся. Поэтому обычно ночуем самостоятельно. Поначалу ставили палатку

mng2011_148

Но палатка хороша лишь в безветрие. А ветер в Монголии поднимается внезапно и - что самое непривычное для нас - ночью. Поэтому чаще ночевали в машине.



Во время предыдущих поездок мы всё пытались найти ночлег "по-русски". Всё искали какие-нить подходящие местечки... чтобы вода, чтобы деревья-кусты, чтобы скалы... короче, чтобы было место. И понятное дело, эти поиски не всегда увенчивались успехом.
В этой же поездке мы как-то само собой научились ночлегам по-монгольски. Едем себе вплоть до сумерек, ни о чём не парясь. С заходом солнца присматриваем, куда можно свернуть с дороги. Сворачиваем куда попало, отъезжаем на несколько сотен-тысяч метров и встаём где придётся. Обычно дорога идёт по краю долины, ниже по склону стоят юрты, а выше - холмы и никого. Туда и заруливаем!

mng2011_150

Наутро обычно обнаруживается, что вокруг - красотищщща неземная, и тут можно оставаться жить

mng2011_149

Причём прикол в том, что во время таких ночлегов нас совершенно игнорировали аборигены. Обычно они устремляются к туристам, а это слегка утомлет, особенно под конец путешествия. Здесь же мы ночевали совершенно как монголы: в степи, в горах и в одну машину. Силуэт машины тоже был вполне монгольский: крузер с запаской на багажнике. Аборигены принимали нас за своих (за уланбаторских) и совершенно не досаждали.
В посёлки заезжали по двум делам: заправиться и покушать.
Монгольская кухня проста и однообразна, но мимо неё нельзя проезжать. Это совершенно отдельная тема.

Tags: Монголия, фото
Subscribe

  • Авиньон - дворец для "пленных" пап.

    Город Авиньон (Avignon) находится на юге Франции, на берегах реки Роны. Ныне это небольшой (ок.100 тыс. жителей) и, в целом, провинциальный город.…

  • Ним - "французский Рим"

    Город Ним (Nimes) расположен на юге Франции, недалеко от побережья Средиземного моря. В древнеримские времена он был одним их крупнейших и важнейших…

  • Каркассон: город-крепость.

    Небольшой город Каркасон (Carcassonne) расположен на юге Франции, в регионе Лангедок-Руссильон. Известен он своей почти полностью сохранившейся…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Авиньон - дворец для "пленных" пап.

    Город Авиньон (Avignon) находится на юге Франции, на берегах реки Роны. Ныне это небольшой (ок.100 тыс. жителей) и, в целом, провинциальный город.…

  • Ним - "французский Рим"

    Город Ним (Nimes) расположен на юге Франции, недалеко от побережья Средиземного моря. В древнеримские времена он был одним их крупнейших и важнейших…

  • Каркассон: город-крепость.

    Небольшой город Каркасон (Carcassonne) расположен на юге Франции, в регионе Лангедок-Руссильон. Известен он своей почти полностью сохранившейся…