gur_095 (gur_095) wrote in ru_travel,
gur_095
gur_095
ru_travel

Category:

Узкоколейка Септември-Добринище. Живой раритет.

В Болгарии раньше было несколько действующих узкоколейных линий железной дороги. В 90е годы, после падения Советского Союза, узкоколейки пришли в упадок. Закрывались предприятия, прекращалось грузовое движение, останавливалось финансирование. До наших дней дожила лишь одна болгарская узкоколейка - Септември-Добринище. Она тянется на 150 км и связывает пригород Пловдива, второго по величине города страны, с горными районами юга.


Проехаться по узкоколейной железной дороге было мечтою детства. В Кировской области, где каждым летом мне доводилось бывать, узкоколеек встречалось великое множество. Помню, поедем в лес за ягодами, ходим по непролазной чаще, и вдруг узкоколейка. Дряхлые полувековые шпалы поросли густым мхом. Рельсы едва различимы в траве. Будто ребенок какого-то мифического лесного великана играл здесь в железную дорогу. Но и у великанов, увы, дети вырастают, забывая свои игрушки посреди леса.

Тогда мне казалось, что узкоколейка таинственна. Куда ведет она? Кто создал ее здесь, посреди болотной глухомани? Я мог спокойно перешагнуть колею и стоять одновременно на обеих рельсах. Как по этой дороге может ехать поезд? Эти вопросы занимали меня куда больше, чем сбор ягод. И ни о каких ягодах я тогда уже не думал, когда встречалась на пути узкоколейка. В тайне надеялся, что вот-вот, именно сейчас, пока все тут напали на очередное месторождение клюквы, из-за поворота покажется поезд, и я наконец узнаю, как же это возможно. Но поезда всё не было. Ржавые рельсы без дела лежали в траве, а по сторонам краснела ягода.

Это потом я узнал, что в нашей стране узкоколейки теперь почти никому не нужны. Они пали под натиском автотранспорта и стали нерентабельны. Забытой приметой былой эпохи остаются они посреди лесов, и скоро такие действующие дороги можно будет пересчитать по пальцам.

За рубежом ситуация с узкоколейками похожая. В Западной Европе погибающие узкоколейки массово превращают в туристические аттракционы, в Восточной - тоже стараются, но получается неважно. Большая часть восточноевропейских дорог закрывается или переделывается на широкую колею.

В зимнюю поездку на болгарский горнолыжный курорт Банско мне представилась возможность осуществить детскую мечту и прокатиться по уникальной дороге Септември-Добринище, считающейся одним из самых впечатляющих ж/д маршрутов Европы.


Несмотря на размеры и кажущуюся «несерьезность», у дороги вполне «взрослые» вокзалы. Вокзал Банско, например, занимает большое здание в два крыла, с залом ожидания, кассами и комнатой начальника станции. Это почти крайняя южная точка дороги. От него до конечной, села Добринище, всего 5 километров. Знаменита дорога и самым высокогорным вокзалом в Болгарии - станцией Аврамово (1267 м).


Я решил отправиться из Банско на север, и доехать до городка Якоруда, где находится разъезд, и есть возможность сразу сесть на обратный поезд. Весь путь от Банско до Якоруды и обратно занимает около 2 часов. К сожалению, самые красивые виды остались впереди, вокруг сёл Варвара и Света Елена. Но для того чтобы добраться до них, нужно иметь немало времени и терпения, ведь 150 км пути узкоколейный поезд проходит за 5 часов! От Якоруды до Велинграда дорога петляет меж отрогов Родопских гор, ныряя в тоннели и пересекая саму себя на разных уровнях. Поезд на этом сложном участке меняет направление шесть раз, осторожно огибая по склонам горные пики. Наверное, ни один транспорт не может так гармонично сочетаться с окружающим ландшафтом, как узкоколейка. Она не разрушает, а только дополняет его своей едва уловимой романтикой.







Если захотите прокатиться по этому уникальному маршруту, лучше начинать со стороны Септември. А если не жалко времени, покорите ее от начала и до конца - эта дорога заслуживает внимания. Из окна помимо удивительных пейзажей вы увидите настоящую болгарскую провинцию, где в затерянных горных селах теплится жизнь, и поймете, как важен был и остается этот поезд для местных жителей. И да, узкоколейка убыточна. Стоит поторопиться, в любой момент эта историческая и идиллическая дорога может исчезнуть под натиском времени и экономики. Она – одна из последних настоящих, не превращенных в туристические аттракционы, узкоколейных дорог в Европе, и последняя - на Балканах.



Схема линии Септември-Добринище


Tags: Болгария, ж/д
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment