Литва. Вильнюс. Ужупис - республика городских сумасшедших




Ужупис - территория за рекой Вильней, где некогда был неблагополучный и бедный квартал, символ городской нищеты, кожевенное производство со всем сопутствующим ему ядом.


Клок земли в изоляции, утонувший в трущобах - от Старого Города отделяет река, с другой стороны холмы, с третьей в советское время выстроили промзону со всей романтикой индастриала, когда дымные трубы, плакатным языком, становятся дыханием новой страны


С увяданием заводов опустевшие площади пошли осваивать под художественные мастерские


Некогда обезлюдевший мрачноватый район пошел обживаться бомондом от искусства


Местом под художественный замысел стало все окружающее пространство


Эдакий вольнодумный сквот в масштабах района приобрел популярность, забурлили культурные мероприятия, пошли чудаковатые переселенцы


Завершил символическое обживание Артурас Зуокас - мэр Вильнюса, который живет здесь же.
Надо сказать - он с кварталом друг друга стоит, таки лауреат Шнобелевской премии, за предложение бороться с нелегально припаркованным люксовыми машинами с помощью танков


В 1997 году, бомонд от искусства, решив что уж гулять так гулять, объявил квартал отдельной республикой.


Республика Ужупис - то есть, Заречье


У Республики есть флаг, президент, конституция а также королева - выборная королева красоты, обязанность которой сидеть на троне и украшать собой окружающее пространство




Полушуточный день независимости празднуется в самый удачный для подобного новообразования день - 1 апреля.


Также в наличии своя валюта, гимн, таможня, почетные граждане, послы и консулы, министры и армия из 12 человек


Конституция Республики Ужупис гласит:

Человек имеет право жить рядом с Вильняле, а Вильняле течь рядом с человеком.
Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу.
Каждый имеет право умереть, но не обязан.
Каждый имеет право ошибаться.
Каждый имеет право быть единственным и неповторимым.
Каждый имеет право любить.
Каждый имеет право быть нелюбимым, но это не обязательно.
Каждый имеет право быть неизвестным и не знаменитым.
Каждый имеет право лениться и ничего не делать.
Каждый имеет право любить и опекать кошку.
Каждый имеет право заботиться о собаке до конца дней одного из них.
Собака имеет право быть собакой.
Кошка не обязана любить своего хозяина, но в трудную минуту обязана прийти ему на помощь.
Каждый имеет право забывать, есть ли у него обязанности.
Каждый имеет право сомневаться, но это — не обязанность.
Каждый имеет право быть счастливым.
Каждый имеет право быть несчастным.
Каждый имеет право молчать.
Каждый имеет право верить.
Каждый имеет право осознавать свою ничтожность или свое величие.
Никто не имеет права совершать насилие.
Никто не имеет права покушаться на вечное.
Каждый имеет право понимать.
Каждый имеет право ничего не понимать.
Каждый имеет право на любую национальность.
Каждый имеет право праздновать или не праздновать свой день рождения.
Каждый обязан помнить свое имя.
Каждый может делиться тем, что у него есть.
Никто не может делиться тем, чего не имеет.
Каждый имеет право на братьев, сестер и родителей.
Каждый может быть свободным.
Каждый отвечает за свою свободу.
Каждый имеет право плакать.
Каждый имеет право быть непонятым.
Никто не имеет права перекладывать вину на других.
Каждый имеет право быть личностью.
Каждый имеет право не иметь никаких прав.
Каждый имеет право не бояться.



А моральное пространство регулируется тремя заповедями: НЕ ВЕРЬ, НЕ БОЙСЯ, НЕ ПРОСИ
Не побеждай
Не защищайся
Не сдавайся


Так вот и живем


Что обо всем этом скажу лично я?
Мне нравится что сказал varandej: "Мысль, не покидавшая меня всё время прогулки по Ужупису - разумеется, "в России такое невозможно". Дело даже не в том, что попытка провозглашения Республики у нас бы неизбежно кончилась проверками на экстремизм - но такой юмор вряд ли поняли бы и в Тбилиси, и в Кишинёве. Проблема ещё глубже: "смех без причины - признак дурачины!", "вот людям делать нечего!", "лучше бы что-нибудь полезное построили!", "культурная столица, итить!", "в то время как наш известный на весь мир театр деградирует, они тут в бирюльки играют!". Вот де наступит нормальная жизнь, чтобы всем всего вдосталь, чтобы никто не воровал, чтобы в театре не лажали - тогда можно и об ужуписах подумать. Только нормальная жизнь никогда не наступит, если живёшь её ожиданием..." (с) varandej Республика Ужупис

Это верное наблюдение.

В России не умеют играть. Все что делается должно быть СЕРЬЕЗНО, очень СЕРЬЕЗНО, адски СЕРЬЕЗНО.
Ошибка приравнена к поражению, поражение - к немедленному расстрелу из рогатки, расстрел из рогатки - к несмываемому позору

В России можно лгать, но нельзя обличать во лжи. Можно жить в трущобах, но нельзя их фотографировать. Можно бухать, но нельзя об этом рассказывать. Можно воровать, но нельзя заявлять в полицию на ворующего соседа. Можно избить или изнасиловать но запрещено быть избитым или изнасилованным.

Это потому что игры нет. Игра - важнейший элемент учебы, притирки, а учёба не в чести.
Игра - процесс изменения жизни, постепенный процесс, а постепенное не в чести - всего сразу подавай. Всё или ничего.
Именно поэтому те, кто играет, экспериментирует, предполагает, даже если при этом всем ничего не делает и это остается на уровне слов - вызывает бОльшую свирепость чем вор или насильник - те-то покушаются всего-то навсего на материальный мир или тело, а эти-то сволочи - на целое мироустройство.


Ужупис - это игра. Причем порой наивная, детская.
Можно, конечно, взять и разом сорвать маску, обнажить закулису, рубануть кровавую правду-матку, рвануть тельняшку, обличить супостатов, закричать "а король-то голый!", т.е. "да горстка трущоб исписанных весь этот ваш Ужупис! Интелех-х-хенция, тоже мне!".
Да, можно.
"Да бирюльки это все у вас!".
Да, бирюльки.
"Это несерьезно!"
Да, несерьезно.


Хочешь серьезного - вставай по будильнику, иди на нелюбимую работу, зарабатывай деньги, чтобы потратить их на покупку вещей, не приносящих счастья.
Это серьезно. Очень серьезно. Слишком серьезно, чтобы оставаться живым.
Это твой выбор.

"Ты так скоро станешь взрослым, если будешь продолжать в том же духе, - сказал Хомса, - станешь, как папа с мамой, и так тебе и надо. Ты будешь видеть и слышать, как они, а значит, ничего не увидишь и не услышишь.
У меня был родственник, который учил тригонометрию до тех пор, пока у него не обвисли усы, а когда он все выучил, явилась какая-то морра и съела его. Да, и после он лежал в морровом брюхе, такой умненький!" (с) Туве Янссон

...А я, пожалуй, еще бы по Ужупису прогулялся. Совершенно эдак так несерьезно и ветренно.


уменьшите, пожалуйста, фото до ката
У нас есть Митьки, жившие и живущие по своему Уставу.
И всякие другие хулиганы типа группы "Война".
А Ужупис - тихое и чинное место, в принципе.
Кто то здесь уточнил что за поисками вильнюсской аутентики надо идти не в Ужупис а в Шанхай, который находится в самом центре, только "вид сзади" этот уникальный квартал. Наверно есть правды, чтобы познакомится с образом жизни тутейшей, а также жизнью и бытом похожих автохтонов надо учитывать этот феномен. По моему где то 200 человек и составляет эту общину, поправьте если я не прав. (Про Вильнюс по моему можно сказать то что кто то сказал про Лондон, что в Лондон не надо ехать поэтам, а надо ехать философам, там якобы открывается какие то бездны бытия, в Вильнюсе тоже если подумать почему, как, что и зачем возникло становится очень интересно). Хотя меня на самом деле интересует другое, в Вильнюсе огромное количество вещей и мест которые почти совсем не зафиксированы, не отмечены в интернете и не существует в представлении о этом городе. Не много даже странно, кажется много людей приезжает, но редкий дойдёт до конца проспекта где находится сейм и не кому неинтересно перейти мост на другую сторону реки где находится Жверинас, там можно пойти в парк Вингис, который больше похож на лес, от сюда открывается другие перспективы и измерения города. В Жверинасе находится не только церковь, но и караимская кенеса, похожая на мечет, костёл, межвоенная польская архитектура, своеобразные деревянные вильюсские дома, современные здания, посольства разных стран - российская в том числе. От туда открывается вид на так называемый "Деловой Треугольник" Verslo Trikampis, который занимает не меньше места чем небоскрёбы у белого моста и выглядит не хуже, но в иконографии города совершенно не фигурирует. Варандей однако добрался до этих мест, но был охвачен таким неутешным Weltschmerz что показал лишь кусочек башни Barclays Green Hall на фоне чего то, вид города с этой стороны не заинтересовал, и конечно не заинтересовало что в Barclays работает 1100 IT специалистов, которые обслуживает банки во всём мире. Понадеемся что в других странах будет луче. Редкий вид на "Деловой Треугольник" со стороны Жверинаса.


Edited at 2014-06-08 02:51 pm (UTC)
перестаньте писать чушь
1) кожевенного производства в Ужуписе никогда не было.
2) королевы - тоже.
3) вторая из трёх заповедей в литовском оригинале = "Nesigink" - что отнюдь не "Не защищайся", но "Не выёбывайся".
***
1) беда в том, что "Paplaujos priemiestis" находился на ДРУГОМ берегу Вилейки.



2) я бы ещё Вас послушал, если б Вы отличали аккордеон



от баяна !



тогда



3) "не умеешь литовского" - mano tavo nesupranta.

GINČYTIS = KIVIRČYTIS (ссориться; спорить)