sindzidaisya (sindzidaisya) wrote in ru_travel,
sindzidaisya
sindzidaisya
ru_travel

Category:

Путь паломника. Индия. Ришикеш.

CIMG1253 Ришикеш стал широко известен для всего остального мира за пределами Индии в 1969 году, когда музыканты группы "Битлз" провели здесь несколько недель, обучаясь индийской мудрости в ашраме Махариши Махеш Йоги. С тех пор не стало и самого Махариши, и его ашрама, который пришел в упадок и был снесен в начале 2000-х. От тех времен в Ришикеше осталась только черно-белая фотография "Битлов" на знаменитом висячем мосту над ревущим Гангом.

CIMG1251
Собственно, тот мост жив и поныне. Он, действительно, висит и качается под ногами тысяч паломников, перебирающихся с одного берега Ганга на другой, перемещающихся между бесчисленными храмами, ашрамами, приютами для паломников, гостиницами, кафе и дешевыми столовыми, больницами и клиниками для лечения травм, заработанных паломниками в пути.
CIMG1250
Страшно идти по нему, понимая, что все это держится на честном слове, но за все это время мост ни разу не подкачал, укрепленный по последнему слову техники (ну, местные так говорят). Он лежит над излучиной Ганга, с одной стороны которого установлены бесконечные гхаты (вон они виднеются на увеличенной фотографии, похожие на трибуны стадиона), которые служат для церемоний типа дивали (корзинки из цветов с огнями, спускаемые на воду), и омовения, с другой стороны стоят многочисленные гостиницы, дешевые хостелы и дорогие отели для гостей Ришикеша.
CIMG1265
Здесь у бурлящей реки рано утром десятки людей с белой кожей практикуют йогу, сопровождаемые насмешливыми взглядами настоящих индусов, паломников со всего континента, преданных богу Шиве, священным городом которого Ришикеш и является.
CIMG1248
У меня сложилось ощущение, что белые последователи индуизма. которых можно найти в Ришикеше (и которых почти не видно в Харидваре, более важном городе для индуизма, но о нем речь впереди), сами не понимают, насколько нелепо выглядят на фоне настоящих молодых индусов, преданных своей вере и стекающихся в Ришикеш. Это убеждение только возросло после разговоров с индусами, которые объяснили, что быть индусом - значит, родиться тут в одной из соответствующих каст, и принадлежать ей до самой смерти. Иностранец рождается вне каст, и все их остается. как бы он не рядился в длиннополые одежды садху, которым старается тут подражать.
CIMG1262
Совершать паломничество в Рищикеш и Харидвар, на Ганг, совершать омовения, придерживаться всего круга жизни. продиктованного индуизмом, - это лишь по силам рожденному внутри этого круга индусу, а не стороннему человеку из Европы и Америки. Он всегда будет вне этого замкнутого на себя мира. Я думаю, вы это сами хорошо ощутите, глядя на фотографии с главного индуистского паломнического фестиваля во время шиваитского празднования на Ганге, Ардх Кубха-Мела (одного из многомиллионных собраний верующих на Ганге).
CIMG1255
Мы въехали в Ришикеш раной утром, пробираясь сквозь непрерывный поток людей, идущих к храмам и местам омовения в Ришикеше. Ришикеш переводится с санскрита, как "город мудрецов, риши", и действительно, тут на улицах и площадях собралось великое множество людей, кого можно назвать мудрецами, риши, садху, или тех, кто просто любит напускать на себя благочестивый с точки зрения индуиста вид, непременно обмазавшись при этом белой краской или пеплом.
CIMG1256
Люди шли сплошной неудержимой рекой вдоль Ганга, останавливаясь у святых мест, и двигаясь в Харидвар, город Шивы, чтобы участвовать там в главном омовении Кубха-Мелы.
CIMG1257
Разумеется, было очень много полиции, которая наводила порядок и направляла потоки людей умело и особо не церемонясь.
CIMG1254
Но самое главное, что больше всего нас поразило и порадовало, это то, что в празднике принимало участие огромное число молодежи. Точнее, присутствие молодежи было всеобщим и подавляющим, редко можно было найти взрослых людей среднего возраста, еще реже - стариков и старух.
CIMG1266
Все это походило на какой-то огромный фестиваль молодежи и студентов под открытым небом. С соответствующей атмосферой, драйвом и музыкальным сопровождением.
CIMG1267
Из динамиков отовсюду неслись индуистские религиозные песни, но они ничем не напоминали те тягучие и странные, к которым мы привыкли по индийским фильмам. В основном, это был современный индуистский рок или рэп, но с религиозной тематикой.
CIMG1268
Индуистский религиозный цвет - оранжевый. оранжевые тренировочные, майки и бейсболки и шляпы продавались повсюду, оранжевые участники паломничества шли рядами мимо нас. Мы назвали это явление "оранжевой революцией".
CIMG1269
Многие шли босиком, и мне сложно представить, как они будут идти так тысячи километров дальше по дорогами Индии.
CIMG1271
Все это время нашего пребывания в Ришикеше и Харидваре шел мелкий моросящий дождь, что вместе с жарой создавало невероятную влажность. Но надо сказать, что это сезон дождей, так что ребята-паломники были вообще без зонтов, мокрые и грязные, но довольные этой миллионной тусовкой.
CIMG1272
Все, кого мы спрашивали по пути, говорили нам, что для них это огромный "фан" быть тут, в общей толпе с друзьями. Об этом мечтает каждый индус с детства. многие участвуют в этом паломничестве по нескольку раз, бросив работу и учебу, это сродни тому празднику, который придумал народ для себя, ради своих веселых Богов.
CIMG1273
И, действительно, это самое лучшее зрелище, которое только можно увидеть в Индии. Это не фанатики, это просто молодые индийцы, как они есть.
CIMG1274
Некоторые шли, одетые в одинаковую спортивную форму. Мы называли их "Трудовые резервы".
CIMG1278
Словно фанаты на стадионе. Или студенты университетской команды. Многие, действительно, были студентами университетов.
CIMG1275
но дело в том, что так было всегда. Так было и в начале 20-го века, и в древние времена, и только сейчас это кажется праздником, сродни спортивному. Это тот веселый аутентичный индуизм, о котором мы тут даже не подозреваем.
CIMG1279
Джим Корбетт, которого я уже упоминал, писал о паломниках так (и лучше никто не скажет): "Если вы индус, родившийся на выжженных солнцем равнинах Индии, и хотите, как каждый добрый индус, совершить паломничество к древним святыням Кедарнатха и Бадринатха, вы должны начать ваше странствование из Харидвара. Для того чтобы в полной мере заслужить награду, которой вы удостоитесь за точное соблюдение правил паломничества, вам следует по дороге из Харидвара в Кедарнатх и далее, переваливая через горы по пути к Бадринатху, каждый свой шаг сделать босиком".
CIMG1280
"В Харидваре, погрузившись в воды священного водоема Хорки-паури, выполнив darshan [* * Религиозный обряд] во многих святилищах и храмах и добавив вашими медяками подаяние, собираемое в их сундуки, вам надо обязательно бросить монетку в пределах досягаемости гноящихся обрубков (когда-то рук) прокаженных, стоящих рядами в наиболее узкой части дороги пилигримов, выше священного водоема. Это необходимо, иначе прокаженные накличут беду на вашу голову. Кто знает, может быть, несчастные обладают властью выше вашего понимания, властью, скрытой в их мерзких лохмотьях или в пещерах, которые они считают своими домами. Лучше избежать проклятий подобных людей, потратив всего-навсего несколько медяков".
CIMG1281
"Вы сделали все, что обычай и религия требуют от доброго индуса, и теперь вольны начать ваше долгое и трудное паломничество".
CIMG1284
"Первое представляющее интерес место, куда вы придете, покинув Харидвар, это Ришикеш. Здесь вы прежде всего познакомитесь с храмом-школой Kalakamli wallahas, получившей название из-за черного покрывала, которое носил его основатель и которые до сих пор носят его последователи. Это широкое одеяние имеет форму свободного плаща, опоясанного веревкой из козьей шерсти. Последователи школы известны всей стране своими добрыми делами. Я не уверен, сможет ли другое религиозное братство, которое вы встретите на пути своего паломничества, похвастаться такой известностью, но хорошо знаю, что братство Katakamli wallahas пользуется заслуженной славой. И действительно, на пожертвования, которые собирают у священных гробниц и во многих храмах, ими построенных, они содержат госпитали, амбулатории и убежища для паломников, наконец, кормят бедных и нуждающихся".
CIMG1285
"Оставив Ришикеш позади, вы попадете в Лахман-Хьюлу, где дорога пилигримов пересекает Ганг с правого на левый берег по висячему мосту. Здесь следует остерегаться красных обезьян, наводняющих мост, так как они еще более назойливы, чем прокаженные Хардвара. Если только не умилостивить их сладостями или поджаренными зернами, то ваш проход по длинному и узкому мосту будет трудным и тягостным".
CIMG1287
С тех почти ничего не изменилось, за исключением технических средств, используемых паломниками для связи и передвижения.
CIMG1292
Мотоциклы, автомобили, грузовики. набитые паломниками наводняют дорогу между Ришикешем и Харидваром. Это шоссе длиной в 24 километра стало почти единой городской агломерацией, но тем не менее, города эти никогда не сольются, они созданы самими Богами Вишну и Шивой и должны быть отдельными навсегда. Это нужно для самих паломников, чтобы было откуда начинать путь.
CIMG1291
Они идут под дождем, но не обращают на него никакого внимания.
CIMG1293
Здесь собралась вся Индия. Мы еще не достигли гхатов Ришикеша и Харидвара, где происходит главное омовение в честь снятия грехов.
CIMG1294
Каждый поселок, каждый дом направляет сюда свою делегацию молодежи.
CIMG1299
Особенно впечатляют оранжевые байкеры с замотанными лицами, настоящий "индийский джихад".
CIMG1300

CIMG1305
Многие едут в фургонах, оборудованных, как дома на колесах. и непременно с колонками на генераторах, разрывающих воздух индуистским хард-роком.
CIMG1308
Некоторые идут целыми семьями.
CIMG1311
Мимо храмов с синими Богами, похожими на "аватаров" из одноименного фильма.
CIMG1314
Есть колоритные старики.
CIMG1318
И даже похожие на бизнесменов. Главное еще впереди, оставайтесь с нами...
Tags: Индия, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments