Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) - место уникальное не только на Байкале, но и, пожалуй, в мире.Это место, где на узкой полоске Байкальского побережья удивительным образом слились воедино каменная кладка порталов тоннелей и подпорных стенок с колоритными неповторяющимися скалами. Склоны, обращенные к Байкалу, во многих местах очень круты, прорезаны узкими, но глубокими долинами, иногда почти вертикально вздымаются над озером; местами к озеру подходят отдельно стоящие массивы, находящиеся далеко от основных хребтов. Если взглянуть на карту, то кажется, что дорога действительно делает круг. Отсюда и название: Кругобайкальская железная дорога или просто - "Кругобайкалка".
0_4fea3_2ab0281a_XL

… Когда-то давно, еще в конце XIX века, Россия приняла решение о строительстве железной дороги, соединяющей Центральную Россию и Дальний Восток. В 1898 г. были произведены изыскания вдоль берега Байкала. В 1902 г. была закончена трассировка и утверждена смета на строительство Кругобайкальской железной дороги.
0_c94ec_25e66150_orig
По сложности и стоимости этот участок не имел себе равных в России. Дорогу вели то на вырубленных скальных склонах, то в многочисленных туннелях, то на мостах и виадуках, то на подпорных стенках над самим озером. Строили ее в основном сосланные в Сибирь каторжники. Самую красивую, западную часть дороги, делали поляки и прибалты, итальянцы и албанцы. Всего было задействовано около 15000 человек, работавших по 14-16 часов в сутки. Часто происходили несчастные случаи, за год погибло до 100 человек.

0_c7140_222fc1f7_XL
Старая Кругобайкальская железная дорога – это юго-западный участок побережья озера Байкал. Чуть менее 100 километров между Шаман-камнем в истоке Ангары и Шаманским Мысом под Слюдянкой.

0_a89f5_c65d77d_XL
     Это мысы, утёсы, скалы, бухты. Это живописные речные долины, пади, красивейшие виды на озеро Байкал. Это редкие виды растений и птиц.
0_a74b3_12cc872_orig
     Старая Кругобайкальская железная дорога – это тоннели, мосты, виадуки, подпорные и одевающие стенки, галереи. Сооружённые человеком, они неповторимым образом слились с побережьем озера Байкал.
0_75e7f_ff36ba1_XL

0_50b0e_fbb13b19_XL
Старая Кругобайкальская железная дорога – это место паломничества туристов, художников, учёных, спортсменов. Это одна из главных достопримечательностей озера Байкал. И это одно из красивейших мест планеты.
0_7aabd_54e6f2ce_XL

0_7aab8_cc99b491_XL
Кто-то из туристов оставил после себя букет черёмухи на одном из оборудованных для отдыха  мест...

0_466ae_5aa43b4d_XL
   На станции Старая Ангасолка расположен детский  (пионерский ? )лагерь в котором есить кружок скалолазания.....
.....Инструктор вожатый обучает азам скалолазания на не действующем мосту,оставшимся после разбора второй ветки...
0_478d0_edb3aa59_XL
   А вот и один из юных скалолазов (маленькая фигурка примерно в центре снимка)....)
0_45f56_dcf2af93_XL

0_34077_5d14de8f_XL
    Мост возле Старой Ангасолки
0_75e7c_e1be8db7_XL
    Часовня в Старой Ангасолке....
0_a90e6_3486446_XL

0_47414_d1df98db_XL
    Одно из оборудованных для отдыха мест.
0_7b21e_52a0be7b_XL

0_a90e4_750cbcd9_XL

0_a95a7_37671cbd_XL

0_7b3a2_f3b6af34_XL

0_7aabe_2d2ba865_XL
...на плэнере...
0_7aab5_c74027bb_XL

0_7b3a1_6ce116c8_XL
       Старая Кругобайкальская железная дорога лежит на на скалах Олхинского плато, которое круто обрывается в воды озера Байкал.
0_466a2_e95e5fa6_XL
     Для размещения железнодорожного пути в скалах повсеместно вырубали полки. Ставили подпорные стенки для расширения и укрепления дорожного полотна.
0_7eca0_cc20f29a_XL
    Прорубали тоннели сквозь мысы и утёсы, возводили мосты и виадуки через реки и бухты озера Байкал. Многие реки и ручьи из-за их крутого нрава пришлось одеть в каменные желоба, трубы, лотки. Укрепляли даже скалы. Судите сами. Строители возвели 41 тоннель. Из них 40 сохранилось.
0_7d1a3_c98af038_XL
      Общая протяжённость тоннелей около девяти с половиной километров. Было построено 15 каменных галерей и 3 железобетонных.
0_466aa_7d50a217_XL
   Через реки, ручьи, пади, ложбины, бухты озера Байкал было переброшено около 470 больших и малых мостов и 6 виадуков. Для защиты пути построили около 270 различных укреплений: подпорных стенок, мощений и прочих.
0_466b7_8dc7771b_XL

0_483e0_1755d7c3_XL
   Было построено 18 каменных труб и лотков. По некоторым подсчётам на каждые 100 метров пути на Старой Кругобайкальской железной дороге приходиться одно инженерно техническое сооружение.
0_8320d_26752eee_XL

0_787b2_1752e171_XL
   Сооружение дороги от Иркутска до байкальского мыса Малый Баранчик (на современных картах мыс Устьянский), на котором расположен порт Байкал, велось с 1896 по 1900 год; всего на эти цели было истрачено 3,47 млн руб. К этому времени также была достроена дорога от Сретенска до Мысовой на восточном берегу Байкала.
0_3791c_9e1320e7_XL
   Строительство участка Кругобайкалки на восточном берегу началось в конце 1899 года, первоначально силы строителей были брошены на участок от Мысовой до Танхоя. Затем (начиная со второй половины 1901 года) был проложен участок от Танхоя до Слюдянки.

0_47416_8ec309db_XL
     При строительстве этих отрезков широко применялся труд арестантов и ссыльно-каторжных Александровской каторжной тюрьмы.
0_a89b2_26fcc878_XL
   Возведение самого сложного отрезка, от Слюдянки до станции Байкал началось лишь весной 1902 года (планировалось закончить его к 1905 году).

0_77344_6c861c88_XL
   Местный житель - бурундук.

0_a7302_5ac88042_XL

0_ab28d_489aefed_XL

0_47413_34884db5_XL
    По первоначальному плану, на этом участке было необходимо соорудить 33 тоннеля общей стоимостью в 5,3 млн рублей; подпорных стенок на сумму 3,7 млн рублей; виадуков на сумму 1,6 млн рублей. В связи с возможным негативным влиянием вод озера была рассчитана минимальная высота пролегания железнодорожного полотна над урезом воды Байкала — 5,33 м. Технические условия при устройстве разъездов определяли пропускную способность дороги в 14 пар поездов в сутки.
0_47415_885f2c93_XL

0_79359_5744d87e_XL

0_47151_d33c3cef_XL

0_7935a_91e29acd_XL
   В июле вдоль дороги полно бабочек.....
0_a95fc_50d92914_XL

0_48430_d2624e66_XL

   .....туристов  не боятся)
0_a81df_485fb974_XL
   А после утреннего  тумана тяжелы на подъём от росы , улетать тяжело , приходится позировать ))
0_c8468_fa510094_XL
   Красавец "Аполлон" занесён в "красную книгу"...
0_4825e_61e5e84e_XL

0_a6484_3c9b6042_XL

0_a90e3_a6eba242_XL
   Саранки - лилии тоже в красной книге ( кажется)....)
0_739fa_eb3da760_XL
    преКРАСНО  гармонируют с береговыми скалами ...)
0_4714f_e3149e56_XL

0_47150_f39bc0b4_XL

0_a9e84_db7ec584_XL

0_a8913_83b031ac_XL

0_466b2_706e464_XL

0_a9e80_8fc648ea_XL

0_67976_86fb2d7f_XL

0_7b223_cd6d2d05_XL
   Развалины....
0_7b226_fdcc1a89_XL

0_7d432_b00a1be6_XL

0_7b5ac_3aa79a1b_XL

0_7aabc_7db7da89_XL

0_7b39f_7c1aab3_XL

0_77c96_af463121_XL

0_9ad03_49035ef8_XL

0_854e5_6af18ef6_XL

0_4c2d9_4a604b2c_XL

0_7eca4_ab5bb90e_XL

0_7a0a1_39fa263f_XL

0_466b9_f7c2728c_XL

0_7b3a0_c09b7d17_XL

0_4708b_39bc4aaf_XL
По причине отсутствия прибрежной террасы доставка всех материалов к месту строительства (за исключением камня, добываемого на месте) осуществлялась по воде (летом — на баржах, зимой — на гужевом ходу по льду). Сложный рельеф берега, сложенного практически везде скальными породами, вынудил строителей подавляющую часть маршрута дороги прокладывать в тоннелях либо на искусственных полках, вырубленных в скале; откосы дороги приходилось укреплять подпорными стенками.
0_75e7d_dee49de6_XL
Строительство велось практически вручную; трудности и лишения, терпимые рабочими, усугублялись жарким летом и суровой зимой.
0_3a56e_c7c9750c_XL

0_7aab7_a3ab22_XL

0_7b5ad_8355409c_XL

0_360e3_1319bdf4_XL

0_35bfe_f038bcc8_XL

0_364e0_d636efd9_XL

0_35742_a893b968_XL


0_a4c98_1b57b9f8_XL

0_a95fb_bd206040_XL

0_a4d88_38065a17_XL
   .....В гостях у сказки....


0_7a9dc_429a7fcc_XL

0_3f22a_6d48b804_XL

0_3408b_3f05aa55_XL

0_7d074_1f5f3c3c_XL

0_77345_a3c4c20_XL

0_35967_a0faeaf1_XL
   Багульник...
0_35964_d1366a36_XL

0_a7245_8555ee85_XL
   Народ спешит,чтобы успеть к вечерней электричке до Иркутска..... с  этого участка кругобайкалки это  ещё можно сделать,пройдя по Тёмной пади на ТРАНССИБ....это ещё километра четыре по тропе вверх по склону....Если в темпе то ещё часик топать.....
0_39bec_a5865bf2_XL
   Опаздываем.....!!!!)
0_7fd01_d8512d5f_XL

0_787b6_448c20d_XL

0_de76a_6d64353d_XL

0_7aac0_1683d535_XL
Осталось добавить, что поездка по КБЖД это или матаня, которая идет в основном ночью, или туристский состав, который славится своими безумно задранными ценами, хамоватым сервисом при покупке, и опять же не вполне удобным расписанием)
Пост о красоте мест. Лично я путешествовал пешком),но о расписаниях пригородной электрички (мотани) и Байкальского круиза представление имею. Цены...наверное,как и везде сейчас и в зависимости от класса...по моему мнению тоже высоковаты...Ходят поезда днём,только мотаня из порта Байкал в Слюдянку возвращается ночью , в порт Байкал же из Слюдянки эта электричка отправляется рано утром.
Да, я понял) Это лирическое отступление, как воспоминание об опыте общения с той бандой, что монополизировала экскурсии по КБЖД