Шедевры Антони Гауди в Барселоне: башня Бейесгуард

Шедевров Антони Гауди, закрытых от обычных граждан на ключ, становится всё меньше. После того, как в сентябре прошлого года частные владельцы башни Бейесгуард (Torre Bellesguard), основательно подготовившись, начали водить по своему поместью экскурсии, в Барселоне неприступным остался, пожалуй, только дом Висенс (Casa Vicens). Но если его хорошо видно с улицы, рассмотреть башню из-за высоких ворот было невозможно, поэтому на улице поклонников великого архитектора - большой праздник.




Из-за того, что башня Бейесгуард расположена практически на выезде из города, поток желающих посмотреть её пока невелик, и даже в середине августа за билетами нет никаких очередей. Возможно, гости Барселоны так «наедаются» модерном в центре города, что ехать непонятно как и куда ради «ещё одного Гауди» им уже не хочется.



И это совершенно напрасно: во-первых, Антони Гауди взялся за этот проект, будучи уже зрелым мастером (в это же время архитектор начал работу над парком Гуэля); во-вторых, история Бейесгуард просто вынудила его поставить перед собой непростые задачи и в-третьих, сама экскурсия очень хороша: можно обойти башню со всех сторон, осмотреть её внутренние помещения, кроме спален и ванных комнат продолжающих жить здесь хозяев, подняться на крышу - и всё это с аудиогидом, говорящем на литературном русском языке (другие языки тоже доступны).







Место вошло в историю в начале XV века, когда здесь решил обосноваться король могущественного тогда Арагона Мартин I Гуманный. После того, как было завершено возведение королевского замка, события припустили вскачь: буквально сразу после переезда короля в Бейесгуард в 1409 году пришло известие о гибели в боях за Сардинию его сына Мартина-младшего, единственного на тот момент прямого наследника арагонской короны. Пытаясь исправить положение, Мартин I женился повторно - свадьбу сыграли уже через три месяца, в сентябре 1409 года - но в конце мая 1410 года король умер, так и не оставив детей.

Пришедшие на смену царствующие особы никакого интереса к королевскому дворцу в Бейесгуард не проявили, и в 1422 году поместье перестало быть собственностью короны, началась чехарда с владельцами, а замок короля и крепостная стена постепенно растаскивались по камешку.



В 1900 году семья Фигерас, в собственности которой находился в то время Бейесгуард, решила построить здесь дом и, вероятно, нисколько не озабоченная сроками, предложила Антони Гауди возглавить проект. История поместья вдохновила великого мастера выстроить фамильную резиденцию в стиле средневекового замка, поэтому здание смотрится весьма непривычно для тех, кто уже знаком с работами архитектора - в рисунке дома преобладают прямые линии, которых, по утверждению самого Гауди, в природе не существует. Башню Бейесгуард относят к неоготическому архитектурному стилю или аккуратно говорят о смеси готики и модерна.



Переступив порог, понимаешь, что заигрывания с готикой закончились, и теперь - жёсткий модерн.



Гауди при этом нашёл элегантный способ сделать отсылку в средние века. С балкона, запечатлённого на фото, можно ясно видеть того, кто пожаловал в гости и стоит перед воротами, при этом сам посетитель не может знать наверняка, что за ним наблюдают. В «готические» времена подобные конструктивные решения у владельцев замков были популярны.



Мартин I Гуманный в памяти народной остался как персонаж сугубо положительный, а период владычества Короны Арагона в Средиземноморье у многих каталонских историков вызывает приступы такой ностальгии, как будто на то время пришлись годы их первой влюблённости. Антони Гауди присоединяется к почестям в адрес первого хозяина Бейесгуард и делает это своими средствами в изящной манере.

Герб с довольно популярным сюжетом - Сан Жорди (известен в разных странах под разными именами, в России - как Георгий Победоносец) убивает змия. Сан Жорди, святой покровитель королевства Арагона, почитается и в современном Арагоне (автономное сообщество Испании), где 23 апреля, день святого Сан Жорди, - одновременно официальный праздник День Арагона (Día de Aragón).



Кованая люстра - увеличенная копия короны Мартина I Гуманного.



Под крестом, символизирующим стороны света, видна корона, ниже - мозаика цветов арагонского герба и флага.



Герб, укреплённый на крепостной стене у входа в поместье, за сто с лишним лет потерял яркие арагонские краски, но если присмотреться, в левом верхнем и правом нижнем углу можно увидеть две даты, набранные римскими цифрами: 1409 вверху слева - это год, когда здесь поселился король Мартин I, а 1909 снизу справа - год, когда Антони Гауди завершил свою работу над башней Бейесгуард.



Мозаика на скамейке напоминает, что Корона Арагона в годы правления короля Мартина I полностью контролировала всё происходящее в Средиземном море. В этот союз на пике его могущества входили: королевство Арагон, княжество Каталония, королевство Валенсия, королевство Майорка, Неаполитанское королевство, Сардиния, Сицилия, Мальта, герцогство Афинское, герцогство Неопатрии и французский Прованс.



Мозаика на длинной полукруглой скамейке в центре сада, до реставрации которой у нынешних хозяев пока не дошли руки, работает на ту же идею.



Умопомрачительной красоты окно над воротами в дом с восьмиконечной розеткой «Звезда Венеры», символизирующей знатный каталонский род графов Барселоны, известный как Барселонский дом или Барселонская династия. Изображение восьмиконечной звезды входило в печать барселонских графов. Мартин I Гуманный был последним представителем династии, с его смертью угас и род.



На проект башни Бейесгуард Антони Гауди потратил почти десять лет (1900-1909). В течение этого времени параллельно шла работа над парком Гуэль (1900-1914), над домами Батьо (1904-1906) и Мила (1906-1910) и, разумеется, над Саграда Фамилия (1883-?). Поэтому не будет большим сюрпризом обнаружить в Бейесгуард элементы, техники и персонажей, хорошо знакомых по предыдущим экскурсиям.

«Классический» крест Гауди



Скамейки, облицованные с применением техники тренкадис («ломаная» мозаика из кусочков керамики и стекла)



Вездесущий дракон, чтобы увидеть чешую, глаза и огнедышащие ноздри которого нужно встать в строго определённую точку на крыше башни



Как и многие другие, этот проект Антони Гауди не был завершен на 100%. Музыкальный салон дома, так называемый «зал кирпичей», был глубоко проработан с точки зрения акустики, но остался неоштукатуренным. Планировал ли архитектор здесь столько прямых углов, или в итоге зал получил бы линии, которые можно наблюдать на входе в резиденцию, исследователи, изучающие творчество великого архитектора, пока не установили.



Руины королевского замка и крепостной стены аккуратно восстановлены, но живут своей, отдельной от дома, жизнью. Такой ли план был в голове у Антони Гауди, опять же неизвестно. С верхнего яруса стен удобно фотографировать башню.







Сад поместья Бейесгуард опять же не даёт ощущения вложенной в него цельной идеи, хотя на отдельно взятых участках нельзя не заметить прикосновение гениальной руки.



Несмотря на то, что XX век начался для поместья Бейесгуард на мажорной ноте, в дальнейшем оно разделило трудности, выпавшие в это столетие на Испанию и мир в целом. В годы гражданской войны в башне размещался приют для сирот, для обогрева детей печь топили всем, что попадалось под руку, в результате сейчас из оригинальной мебели в доме осталась только не боящаяся огня кованая подставка для зонтов.



В 1944 году новым хозяином Бейесгуард стал Льюис Гилера Молас, известный врач-онколог, который решил практиковать на дому и устроил в башне госпиталь для больных раком. Когда сеньор Гилера умер в 1969 году, его старший сын Льюис Гилера Солер, тоже врач, но акушер и гинеколог, сохранил здесь госпиталь, но стал принимать пациентов уже по своей специальности, поэтому некоторые горожане, которым сейчас от 40 до 45 лет, могут похвастаться тем, что родились в доме, который построил Гауди. Ясное понимание того, что мамам и детям важно качественное обслуживание в приспособленном для этого помещении, а не разглядывание мозаики тренкадис и художественной ковки, пришло в 1974 году, когда башня Бейесгуард вернулась в состояние фамильной резиденции без какой-либо дополнительной общественной нагрузки.



Семья Гилера владеет поместьем до сих пор. Утверждается, что идея открыть доступ широкой публики к шедевру гениального архитектора принадлежит внукам недавно ушедшего от нас Льюиса Гилера Солера. Спасибо, ребята, мы уже на подходе.



Адрес достопримечательности: Carrer de Bellesguard, 16.
Доехать можно на городском автобусе №60 от Plaça Glories (остановка Ronda de Dalt - Bellesgurad) либо на Barcelona Bus Turístic («синий» маршрут, остановка Tramvia Blau - Tibidabo). Непосредственно рядом с башней ни один автобус не останавливается, пешей прогулки не избежать, в первом случае - более короткой и под горку.
Посетить башню можно с понедельника по субботу, с 10-00 до 19-00 в летний (апрель-октябрь) и до 15-00 в зимний (ноябрь-март) сезон.
Вход и аренда аудио-гида на русском языке в августе 2014 года стоила 9 евро.

**********************************

Читатели моего дневника никогда не заблудятся и не заскучают в Барселоне.
Здорово!
Очень классно что стали внутрь пускать. Мы там были в 2010 и зайти на участок можно было без проблем. Один из местных дедушек нас чуть-ли не затолкал в ворота. Но в сам замок зайти было нельзя (по крайней мере - мы не пробовали).
А из закрытых творений Гауди в Барселоне остался еще и Колехио Тересианос.
Спасибо за пост!
Спасибо за пост! Обязательно возьму на заметку. Барселону люблю (при том, что города, особенно большие, не люблю вообще). Барселона - это не город. а настроение и состояние души. Шедевры Гауди тоже люблю - они ведь тоже не совсем дома...