Археологическое наследие Родоса: музей в госпитале рыцарей-госпитальеров

Археологический музей Родоса находится под кровлей средневекового здания, которое в  XV  в. воздвигли рыцари иерусалимскогоо ордена Святого Иоанна.  Истоки Ордена находятся в средневековой Палестине, где Иоанниты оказывали медицинскую помощь паломникам в собственных больницах. Эту миссию иоанниты (или госпитальеры) выполняли и на Родосе. Именно в таком госпитале и раполагается в настоящее время археологический музей Родоса.

музей 4

Центральное здание госпиталя расположено вокруг внутреннего двора с галереями:

музей 2

По четырем сторонам двора образуются галереи, которые перекрыты крестовыми сводами с нервюрами.
В них выставлены различные архитектурные фрагменты, добытые в ходе археологических изысканий на острове.

музей 3

Во внутреннем дворе музея - напротив входа - еще с периода "итальянского владычества" находится статуя сидящего льва.

музей 1

Лев представляет из себя надгробный знак и был найден на  эллинистическом некрополе Родоса:

музей 36

На первом этаже здания госпиталя раньше находились кладовые,магазины, кухня, конторы, бани и личные комнаты для высокопоставленных больных.

музей 13

Большой (общий) зал больных госпиталя  имел два ряда кроватей с балдахинами, что делало его схожим с византийскими гостиницами для неимущих, с одной стороны, и с восточными караван-сараями - с другой.

музей 10

Сегодня в большом зале больных  выставлены, преимущественно, надгробные плиты рыцарей-иоаннитов:

музей 38

музей 37

Также в данном зале выставлены и раличные гербы рыцарской эпохи:

музей 12

ьузей 11

В трапезной бывшего госпиталя выставлены позднеэллинские рельефы и рельефы позднеримского периода, а также надгробные стелы со схематическими фигурами с острова Нисирос (III  век).

музей 9

музей 8

Рельефная плита со сценой охоты. Римский период:

музей 7

В зале, в котором раньше находилась кухня госпиталя, выставлены немногочисленные, но весьма значительные с точки зрения искусства, образцы древней пластики, происходящие почти все исключительно из Камироса.
Тело куроса из Камироса. 540-520 гг. до н.э.:

музей 22

Надгробный рельеф Криты и Тимаристы из Камироса - самая известная находка из древнего города.
Темы обнимающихся фигур - одна из  из самых популярных  в Родосской надгробной иконографии эллинистических лет.

музей 21

В следующих залах  музея представлена скульпутра эллинистического периода трех направлений.
Первое из них носит название baroque  и сформировалось под влиянием скульптора Лисиппа (высшим проявлением этого скульптурного направления является знаменитая Ника Самофракийская, которая счиатется родосским произведением и датируется II  в. до н.э)
К данному направлению относится  и статуя нимфы ( ок. 100 г.до н.э):

музей 18

Мараморная голова бога Гелиоса (первая половина II  вв. до н.э.) характеризуется  портретным сходством с Александром Македонским:

музей 17

Второе направление развивает идеи Праксителя и относится, в основном, к крупной статичной пластике.
К этому направлению относится культовая ястатуя "смущающейся" Афродиты" (середина II в.  до н.э.):

музей 20

С конца II  до н.э. на Родосе  формируется третье, более "легкое" направление родосской пластики, так называемое "рококо", который развивает традиции александрийской  школы и представлено скульптурами маленького масштаба, которые украшали или интерьеры богатых домов или  частные ибощественные сады.
Статуя "купающейся Афродиты" скульптора Дидласа ( I  в. до н.э.):

музей 16

В верхней галерее археологического музея выставлены, в основном, надгробные памятники из некрополя города Родоса, которые датируются III- II  вв. до н.э.

музей 25

Это скульптуры из местного серого камня или мрамора, которые устанавливались над могилами родственниками усопшего с целью обесмертить  его память.

музей 27

музей 26

В верхней галерее выставлены также алтари, наиболее распространенными из которых были цилиндрические.

музей 28

Отдельную группу алтарей составляют  прямоугольные алтари - так называемого родоского типа.

музей 30

Из залов скульптур и с верхней галереи можно перейти в сад музея, в котором для посещения открыта только маленькая часть.Сад был оформлен в период итальянской оккупации острова и сочетает элементы ренессансной архитектуры с оттоманским садовым сикусством.

музей 24

Стена с экспозицией элементов греческой архитерктуры в музейном саду:

музей 29

Особый интерес в саду Археологического музея представляют настенные мозаики на мифологические темы:

музей 31

музей 32

музей 33

Большая часть из них сделана в традиционном для Додеканеса стиле "хохлаки", т.е. выложена из морских камешков и гальки:

музей 34

Такое интересное сочетание архитектуры, жаль, что не так много осталось.
Спасибо за рассказ
архитектура "рыцарских" времен сохранилась относительно хорошо. относительно архитектуры античной)
Античную и византийскую архитектуру растащили крестьяне и архитектура рыцарства. Много очень таких элементов по всему региону. Идешь, смотришь - дом, а в основании капитель вверх ногами или памятная плита. А что хорошему материалу попусту пропадать.
В свое время я попал в музей абсолютно бесплатно. Есть специальные дни и часы. Но я их не помню. Натыкался несколько раз. Кто-нибудь в курсе когда такое счастье бывает?
Очень интересный музей, сохранившаяся архитектура, был там несколько раз, очень хорошее место, лучше идти после обеда, народа меньше, нет групповых экскурсий. Напротив музея на другой стороне улицы Рыцарей расположено французское консульство, тоже подобная архитектура, мне повезло, попадал туда 2 раза, один раз была выставка французской художницы, вход был свободный, другой вечером гуляли дверь открыта, горит свет, зашли там у французов был праздник какой-то, все пили вино и ели пиццу.