Меж двух жемчужин

Часть 3. Успенский монастырь
Наше велопутешествие из Торжка в Старицу началось в одном монастыре, а конечной точкой маршрута стал другой. Небольшой городок на Волге с богатой и интересной историей, вотчина первого царя всея Руси Ивана Грозного несколько лет назад чуть было не стал обладателем ещё одного культурно-туристического бренда. Какого – читайте ниже.
1.jpg

«Вы на ночлег? Проезжайте», - сразу за нами охранник закрыл ворота. Нас здесь ждали. Тот же охранник провожает нас в гостевой дом, мы поднимаемся мимо трапезной на второй этаж, где расположены кельи. Старицкий Успенский мужской монастырь принимает не только паломников, но и обычных мирских туристов. Не бесплатно, конечно, но цена, я бы сказал, очень бюджетная. Не выше, во всяком случае, чем в гостинице, если не ниже. Ощущения, которые возникают у человека, просыпающегося утром в келье – отдельная тема. Несмотря даже на то, что сегодня это, скорее, не монастырь, а музей под открытым небом. Не зря, всё-таки, не зря духовные обители строились на особых местах, там, где людям, их основавшим, был особый знак – видение.
2.jpg

Церковь Иоанна Богослова и Гостевой дом
2а.jpg

2б.jpg

Уникальное явление
«Именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним». Так, согласно преданию, был основан Успенский монастырь, только первоначально он находился не на правом берегу Волги, а дальше, в лесу. Обитель выдержала осаду татар, но была полностью разрушена в череде войн XIV-XV веков между тверским и московским княжествами. Во всяком случае, в течение двухсот лет о монастыре нет никаких упоминаний. Возрождён и отстроен уже на нынешнем месте в первой половине XVI века князем Андреем Старицким, дядей Ивана Грозного. Тогда же, а именно, в 1530 году, был возведен главный храм обители – белокаменный собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Вот как описывает Успенский монастырь в конце XIX века его настоятель игумен Арсений: «Монастырь расположен на небольшой площади, наклонной к западу, среди высоких береговых гор; с южной и западной стороны омывается рекою Волгою, дающую в летнее время приятную прохладу… Все здания Старицкого Успенского монастыря обнесены высокою каменною стеною, с зубцами и галереею, на протяжении 259 сажен; по углам четыре круглых башни с конусообразным верхом и одна большая башня с пятью главами над входными воротами». Здесь частенько уединялся сам Иван Васильевич, по приказу которого в 1570 году была построена церковь Введения Пресвятой Богородицы с огромной трапезной палатой в два этажа. В Успенском монастыре воспитывался, затем правил будущий первый митрополит Московский и всея Руси Иов (ок. 1525 – 1607), сюда же в 1605 году был сослан по приказу Лжедмитрия I, где впоследствии и умер; на территории обители первому русскому патриарху установлен памятник.
3.jpg

Успенский собор (1530 г.)
3а.jpg

Введенская церковь (1570 г.)
3б.jpg

3в.jpg

Вид на Волгу со стороны Северных ворот
3г.jpg

Много чего повидали эти белокаменные стены. Сегодня, когда в монастырь уже не ссылают неугодных властям соотечественников и Святые ворота открыты для гостей, здесь практически всегда многолюдно. Одни приходят на службу, другие просто погулять. Можно свободно фотографировать, благо, что ни объект, то веха в истории. Например, Троицкий собор, вплотную примыкающий к Успенскому. Храм-усыпальница дворянского рода Тутолминых, построенная генералом Алексеем Тутолминым в 1819 году. Правда, не без «боя»: столь тесное соседство с храмом XVI века и в те времена считалось уникальным явлением. А за девять лет до этого Алексей Тутолмин открыл в Старице первую больницу на 20 коек.

Троицкий собор (1819 г.)
4.jpg

Некрополь
4а.jpg

4б.jpg

О вкусах не пишут
Своим возрождением обитель обязана, главным образом, Виктору Христенко, который, будучи вице-премьером правительства, побывал здесь в 2001 году. После этого при его участии был создан Фонд возрождения Старицкого Успенского монастыря. Задачей фонда было восстановление святыни к её 900-летие. Времени прошло не так много, поэтому многие хорошо помнят, что представлял собой монастырь до реставрации, и каким стал после.
5.jpg

Чтобы остановиться в обители, нужно предварительно созвониться и выяснить, есть ли на такие-то дни свободные места. Если будут группы паломников, – а приоритет отдаётся, прежде всего, им – то все кельи могут быть заняты. В Успенском монастыре всеми «хозяйственно-жилищными» вопросами занимается матушка Варвара. Телефон можно узнать на соответствующей страничке Фонда или через сайт Тверской епархии.

Келей в гостевом доме всего пять, в каждой по десять двухъярусных кроватей. С нами жили трое трудников – ребят примерно 30 лет – занятых в монастыре на вспомогательных работах. Дел хватает: что-то подремонтировать, территорию убрать. У них с собой был вентилятор, так что ночевать было достаточно комфортно. Пообщаться, правда, с ними не удалось, наверное, потому, что мы – миряне – для работающих во славу Божию чужаки. В отличие от насельников и тех же трудников, от туристов не требуется читать молитвы или ходить ко времени на церковную службу. Хотя, общепринятые правила касаются всех: не курить на территории монастыря и в непосредственной от него близости, не пить спиртное, не выражаться. Ещё помнить, что Южные (главные) Святые ворота закрываются в 9 вечера, а Северные, через которые мы заезжали, в 10. После 22 часов без предварительной договорённости и уважительной причины на территорию уже не пустят.
6.jpg

Памятник патриарху Иову (2012 г.)
6а.jpg

6б.jpg

6в.jpg

В гостевом доме есть душ, санузел со всеми, что называется, удобствами. В стоимость проживания входит двухразовое питание – утром и вечером. Еда вся постная, мяса здесь не едят вообще. Во время нашего пребывания на обед были свежие огурцы и помидоры, салат из свежей капусты, щи, рис, тушёный с овощами (плов без мяса), рыбные котлеты, тушёная в сметане рыба. Молоко и молочные продукты – единственная животная пища на монастырском столе. Все блюда вкусные, приготовленные с душой и явно по каким-то известным только местным поварам рецептам. Чем и в каких пропорциях приправлен тот же самый рис, человеку, впервые его попробовавшему, определить сложно. Ещё были пирожки с яблоками и морс из чёрной смородины. О, этот морс требует вообще особого рассказа. Если, конечно, можно описать словами то, что ощущаешь вкусовыми рецепторами языка. Поэтому скажу так: морс просто отменный. Особенно в жару.
7.jpg

Гостевая келья
7а.jpg

7б.jpg

7в.jpg

Чуден град кощеев
«Очень красивый вид представляет монастырь, если смотреть на него с нагорной стороны города Старицы, - снова цитирую игумена Арсения. - Высокая каменная стена с зубцами и башнями не закрывает красивых монастырских построек от любопытных взоров наблюдательного путника». Туристу, приезжающему в Старицу, не нужно долго искать, куда пойти и что посмотреть. «Нагорная сторона» – это высокий вал на противоположном от монастыря берегу, где когда-то располагался кремль. Здесь же была и княжеская резиденция. Судя по ведущим наверх тропкам – отнюдь не козьим, а вполне человеческим, – место это пользуется популярностью. Летом городской пейзаж из-за листвы виден плохо, зато отчётливо просматривается храм с колокольней посреди пустынного поля (городища) и несколько небольших жилых домов рядом. Храм при ближайшем рассмотрении оказывается копией собора Бориса и Глеба в Торжокском Борисоглебском монастыре (смотрите первую часть). Он и посвящён этим же святым благоверным, хотя и отстроен чуть позже – в первой четверти XIX века на месте старого, пострадавшего в 1609 году, а, спустя 200 лет, окончательно обветшавшего и разобранного.
8.jpg

Кремлёвский вал
8а.jpg

8б.jpg

8в.jpg

Борисоглебский собор (1-я четверть XIX в.)
8г.jpg

8д.jpg

«В лето 1297 бысть городок Волзе ко Зубцеву, на Старицена». Строчки из летописных источников, относящихся к моменту возникновения города. Высечены они на табличке к скульптуре зрелой монахини Старицы, установленной у въезда на мост через Волгу со стороны Твери. Вообще, этот город привлекателен для туристов разных направленностей. Для ценителей старины здесь масса архитектурных памятников, любители активного отдыха, наверняка, вспомнят про пещеры – бывшие каменоломни, где когда-то добывали белый камень или, как его ещё называли, «старицкий мрамор». Не так давно список достопримечательностей города чуть было не пополнил один фольклорный персонаж.
9.jpg

9а.jpg

Церковь Параскевы Пятницы
9б.jpg

9в.jpg

9г.jpg

9д.jpg

Часовня Александра Невского
9е.jpg

Бывшие торговые ряды
9ж.jpg

Летом 2006 года в Москве прошла пресс-конференция, посвящённая вопросам развития внутреннего туризма. Участие в ней принял и тогдашний тверской губернатор Дмитрий Зеленин. Он и озвучил тогда идею, что Старица должна стать родиной Кощея Бессмертного. На манер Великого Устюга, который ассоциируется исключительно как поместье Деда Мороза. Поводом для такой идеи послужило, по мнению экс-главы региона, историческое положение Старицы, те же самые пещеры и якобы существующая здесь система подземных лабиринтов времён Ивана Грозного. Сам ли Зеленин это придумал (к слову сказать, после своей отставки он в качестве фермера обосновался не где-нибудь, а недалеко от Старицы, в селе Чукавино) или кто его «просветил», неизвестно, но создать бренд «Кощеево царство» так и не удалось. Про злого сказочного персонажа, как водится, поговорили-поговорили, да и забыли.

А ведь сейчас, проходя по старым узким, мощёным дореволюционной брусчаткой улочкам Старицы, туристы, наверняка, сказали бы: «Чуден град Кощеев!». Как знать.

Церковь Ильи Пророка
10.jpg

Мост через Волгу в Старице
10а.jpg

10б.jpg

Улицы города
10в.jpg

10г.jpg

При подготовке этой главы использована информация с сайта http://www.staritsa-pilgrim.ru

Начало здесь и здесь. Окончание следует
Спасибо за рассказ.
Только поправьте: на 7 и 8 фото не Вознесенский, а Введенский храм.
Пожалуйста
А Вам спасибо за внимательность, в тексте же как раз он назван Введенским)))

Edited at 2014-10-12 09:10 pm (UTC)
Хорошие места!
Жаль, что не восстанавливается церковь Параскевы Пятницы.
Согласен, что хорошие. А насчёт не восстанавливается, в той же Старице масса объектов, требующих приведения в порядок, просто не обо всём здесь рассказано. Видимо, всему своё время)