Суздаль, день первый

На второй день поездки мы с утра уехали в Суздаль на два дня. Суздаль - очень интересный город. Это был религиозный центр, который до революции, судя по всему, жил в значительной мере за счет паломников. Потом это ушло, а сам город начали консервировать как памятник еще в 20-е - что, правда, перемешалось антирелигиозными разгромами, в которых рушили монастыри. А в конце 60-х начали делать Золотое кольцо и консервацию продолжили. При чем в советском стиле - большая гостиница для туристов в стороне от центра, а старые деревянные дома в самом центре создают обстановку. И два музейных комплекса - кремль, вернее, резиденция митрополита с древним собором Рождества богородицы и Спасо-Ефимьев монастырь, в котором была тюрьма и потому он сохранился. Потом добавился музей деревянного зодчества. Восстановление продолжается и сейчас. Монастыри передали церкви, они как-то развиваются и восстанавливаются. А город живет туристами, цены - большие, но при этом вечером делать - нечего. Именно потому, что центр сильно законсервирован в древности.



Из Владимира мы поехали на такси, узнав что это стоит всего 550 рублей (заказывали из гостиницы). И пока ехали, разговаривали с таксистом про обратную дорогу. Он дал визитку, сказал что можно позвонить, будет дороже - "за подачу", но всяко дешевле, чем в Суздале заказывать. В общем, мы проверили, в Суздале за такси до Владимира хотят 1000 рублей с хвостиком. А таксист взял 850 - и, думаю, если б мы заранее поторговались, или звонили не ему, ачерез диспетчерскую - могло бы быть дешевле.

Остановились в гостинице Best Western Art Hotel - Николаевский посад. Это реконструкция старого купеческого квартала с каменными домами, в которых сейчас отдельные корпуса гостиницы. Плюс в глубине построена пара новых трехэтажных корпусов, вписанных в окружение. Дорого. Но в Суздале реально все гостиницы дорогие, даже за номера в реконструированном старом деревянном доме с удобствами на весь дом, а не индивидуально, хотят больше, чем за хороший номер во Владимире. Расположено практически идеально, хотя и далеко от кремля, зато рядом с маршрутом по монастырям. Из отелей конкурирует с этим по расположению только гостиница Сокол на главной площади (но там не было мест). А еще можно снять номер в гостевом доме, их реально много, и некоторые - в центре, а цены и условия везде сильно разные.

Главный корпус отеля.

Развлекалки для детей.

Территория


Закинув в отель вещи мы пошли прогуляться. Первый день был по южной части города - кремль и музей деревянного зодчества.

Идем по главной улице. Дома - самые разные, зависит от достатка хозяев и от использования - в некоорых сделаны гостевые дома или еще какие-то заведения. Но вот таких - не большинство. А жилые - разного достатка.






Встречаются и каменные усадьбы.



А это - бывшая богадельня, построенная в 1830-х. В котором сейчас филиал Санкт-Петербургского университета культуры и искусств.



Ограда Ризоположенского монастыря. В этот день мы прошли мимо, планируя зайти на следующий, так что подробности будут в следующем посте.



На улицах - много карет. Было холодно, так что мы предпочитали идти своими ногами, и про цены ответственно сказать не можем. Но слышали, как от кремля до торговой площади (5 минут пешком) хотели отвезти за 1000 рублей за экипаж. Ну и в любом случае, наверное, многое зависит от кучера - они не просто возят, они и рассказывают про Суздаль, но как и любые гиды наверняка это делают очень по-разному. Да и сами кареты и коляски - очень разные. У меня еще будут снимки.



идем дальше. Вид на Ризоположенский монастырь с другой стороны - колокольня и собор.



Еще карета.


Цареконстантиновская церковь.




Кресто-Никольская церковь.


Торговая площадь. Вдали - ряды, они - очень длинные. Перед ними стоят Казанская и Воскресенская церкви.



Проходим по основной дороге дальше торговой площади - церковь Иоанна Предтечи. Закрыта, ремонтируется, вокруг - ни души, только свежий снег.




От церкви вид на земляные укрепления древнего кремля, если он. конечно, тут был. Потому что остался только собор и архиерейские или митрополичьи палаты. Так что может, это просто земляные городские стены. Но они высоки до сих пор.



Чуть возвращаемся, проходим через закрытый по поводу зимнего времени сувенирный городок и выходим на улицу, которая ведет от торговой площади к кремлю. Так и называется - кремлевская. На ней бурлит жизнь и палатки с разными сувенирами.


Выстроились кареты.




есть совсем красивые, как эта ажурная карета золушки - явно из тыквы.


А это - горка. Снега еще мало, но дети немного катаются на попах. А пьяные дамы - на своих норках по вечерам, как обсуждали тут бабки, торгующие медовухой.


Горка в другую сторону ведет в воду.


На продажу выстроились утюги и самовары.


Успенская церковь


пожарная часть с каланчей


Лоскутное одеяло. В ларьке было много других таких сувениров разных размеров, но это - красиво качалось на веревке, укрытое сверху от снега.


Как бы кремль. Реально - архиерейский двор. За стеной - колокольня при архиерейских палатах.


Собор Рождества Богородицы.


Музей в архиерейских палатах. Большая зала с изразцовыми печами, где были заседания иерархов. Обстановка - вполне как в государственном совете, и главное кресло тоже напоминает трон из тех. что попроще.




Рядом - экспозиция для детей на тему крестьянской жизни.



Люди - нарисованы, а предметы на лотке сделаны настоящие, это дает дополнительное впечатление.



И классная комната 19 века, где учитель проводит показательный урок для желающих. Желающих - много, дети реально пишут прописи.



Идем в собор, там - музей, старые фрески. Но службы тоже проходят. Вообще музей и церковь в Суздале уживаются вместе, и даже отдельная выставка есть на тему совместных мероприятий.

Золоченые ворота с западного портала.


А это - основной вход.


Фрески.


А здесь наверху было какое-то неполиткорректное древнее изображение, записанное позднее полотенцем, остались только ноги. Года фресок - подписаны на табличках. Про неполиткорректность там. правда, не было, но другой причины я не понимаю.


Восточные ворота.


Фрески на стене с пронзительным синим цветом. Какую-то историю про этот цвет местный гид говорил, но я не запомнил.

Вокруг столбов внизу - иконы.




А это - иконостас. Сохранившийся, в отличие от многих других.



Икона Неопалимой Купины - богоматерь в восьмилучевой звезде. Я видел в первый раз, сфоткал, и сейчас нашел в инете немного подробностей.


Выходим, идем в музей. Единственная сохранившаяся Иорданская сень, 17 век. Хранилась в разобранном виде и использовалась на крещении, устанавливалась над прорубью, в которую опускали крест. Сейчас стоит собранная. А вокруг ставились ограды.



Суздале-центрическая картина


Петр Первый. В не очень обычном имидже надутого господина.


Изразцы на печи. Все-таки расмписывали их мастера, на каждом - свой оригинальный рисунок.


Русский фарфор, и табличка его изобретателю - суздальцу Виноградову Дмитрию Ивановичу. Впрочем, написано, что это сделал совместно с Ломоносовым.


Самовары.


Крестьяне в национальных одеждах. Она - строгая.


Выходим. Деревянная церковь Николы из села Глотова.




Вид за реку Каменку на церкви на другом берегу.





Мост через реку. Переход от кремля к музею деревянного зодчества, так что довольно оживленный, несмотря на такой внешний вид.



Церковь Михаила Архангела вдали.



Музей деревянного зодчества. Церкви и дома привезены из разных мест.



В эту церковь не пускают, у нее драматическая история после переноса - она горела от двойного удара молнии, главы восстанавливали. А внутри сейчас построен каркас, на котором она держится.



А это - внутренность другого деревянного храма, фасад которого я почему-то не сфоткал. На первой фотографии он виден слева.



Крестьянские дома. Внутри - обстановка и женщины-смотрительницы в русских одеждах. Это дом победнее.





А это - обстановка дома зажиточного крестьянина. В доме - печь, на которой тоже устроена лежанка помимо кровати, и полати под потолком, на которых тоже спали.





Ткацкий станок.


Сани.


Кошка - куда ж без нее.


Колодец с воротом


Церковь Бориса и Глеба вдали.


Мельницы. Жерди сзади позволяли поворачивать верхнюю часть. Реально это не жерди, а бревна и как это все делали, я не очень представляю.




Внутрь можно заглянуть. Стоит какая-то утварь и макет мельницы в разрезе.



Столярная и плотницкая мастерские.



Еще взгляд на домики.



И интерьер внутри, уже с манекенами, а не просто обстановкой.




А это - дом купца Агапова. Внутри - экспозиция и рассказ о самом купце. Вполне справный, три дома у него было в разных местах Суздаля. А потом двое старших детей погибли в первую мировую. А потом пришла революция, дома он сдал - в экспонатах есть справка про это. Работал. Но потом его все равно как чуждого элемента сослали.


Этот дом в конце был не жилым, а использовался для какого-то производства, поэтому на первом этаже каких-то ремесел.


А на втором - большая зала.






И смотрительницы в аутентичных одеждах.


Рядом с домом Агапова, за территорией - отель-ресторан.


А это - взгляд в другую сторону, на современное деревянное зодчество.


Идем через территорию музея обратно, на выход.



Выходим, решаем пройтись до церкви Бориса и Глеба. Это - какие-то лабазы на реке.


А дальше - вполне аутентичный дом - с одной стороны. С другой у него вполне современная каменная пристройка.


Еще домики.



Это - отель, который видели из музея.


И дом купца Агапова со стороны улицы.


И церковь. Она пуста и закрыта.




Возвращаемся. Вечер, сувенирные ряды закрываются и кареты встают на прикол. Впрочем, не все.



Входо-иерусалимская и Пятницкая церкви.


Воскресенская церковь перед торговыми рядами.


Попытка поужинать в центре - не удалась. С приближением темноты все места в кафешках и ресторанчиках оказались заняты - и пришлось идти в отель. Там поужинали в трактире с характерным названием "Опохмелочная", впрочем и там с местами было не очень свободно. Трактир украшен всякими чучелами и аутентичными предметами.




А потом отправились спать на роскошной кровати под балдахином.


Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.

Продолжение следует, Оригинал поста в моем ЖЖ, а здесь рассказ про первый день во Владимире
Пожалуйста! Рад, что понравилось. Но мне Владимир понравился больше. он - живой, а Суздаль - слишком музейный и при этом упаднический...
Да,в городе-музее всё недёшево,жить там,есть-пить...Я был там по своим фотографическим делам 3 раза в течении этого года.Зимой всё довольно уныло,особенно если пасмурно.Жиди мы с женой в "Соколе",по скидочному купону,за 1550 на двоих.Множество гостевых домов,спросить у местных-они укажут ближайший,но скорее всего заманят к себе.Летом ездил на мотороллере по кольцу Мск-Петушки-Владимир-Боголюбово-Суздаль-ЮрьевПольский-Кольчугино-Киржач-Мск. Ночевал в палатке в поле,в Суздаль заехал в 6 утра.Просто прекрасно-совершеннопустой красивейший город-музей. И в один из крайних солнечных осенних уикендов-опять на мото с женой:Владимир-Суздаль.Ночевали во Владимире в православном хостеле за 500 р с носа.Такси я бы брать не стал-автобусы Суздаль-Владимир ходят часто,ехать 30 минут и стоимость рублей в 50.
Да, автобусы часто ходят, но с вещами не очень хотелосб Плюс на фоне праздничных цен на отели экономия выглядела смешной :) Гостевые дома - да, и часть из них представлена на букинге и островке, но тоже недешевы...

А утренний город - да, это замечательно. Я до сих пор помню как давным-давно приехал в Питер в 5 утра и прогулялся по пустынному Невскому, когда солнце только вставало...
С вещами...с какими вещами?Вы что,по Золотому Кольцу с дурацкими чемоданами на колёсиках ездите?Если вам так удобно-тогда конечно такси.Только моё мнение,что такие нынче времена наступили,что не до такси.Экономнее жить надо.Ну да это моё мнение.Я привычно путешествую налегке,с небольшим рюкзачком.Хотя как раз мне-то с вещами посложнее-я фотограф.Фототехника,иногда квадрокоптер. В 6 утра в Суздаль я ворвался на мотоцикле.Вообще ощущение параллельной реальности не покидает до сих пор-настолько Суздаль "торкает"...
Да,и не стоит слепо полагаться на букинг.Гостевые дома в целом выгоднее отеля значительно,особенно если снимать компанией целый домик.
И мы налегке - с небольшим чемоданчиком. Который для меня удобнее рюкзачка. А экономия - ну, тут каждый человек сам для себя решает, где стоит экономить.

И про гостевые дома - я знаю, что компанией часто удобнее. Но - знакомой компанией. И про то. что квартиры можно снимать с уровнем цен представляю, у меня дочка с компанией предпочитает именно так останавливаться.

Так что люди - разные и каждый отдыхает так. как ему удобнее. Впрочем, я повторяюсь.
"Как бы кремль. Реально - архиерейский двор."
На самом деле архиерейский дом в кремле, точней детинце. На валах действительно были крепостные стены, но деревянные.
Вот-вот. То ли кремль, то ли еще что. И жил ли там князь, али не жил... Архиереи - да, жили.
Тут вполне определённо кремль, просто в те времена внутренние крепости назывались детинцами. Князь же не обязательно в кремле жил.
Ну, нас в свое время в Ярославле учили (профессиональные гиды-историки), что неправильно называть то, что там было Кремлем, потому что князь там не жил, и не было ярославских полноценных князей. И я с тех пор запомнил. В общем. это - терминологические заморочки и разные школы...
Потому что в Ярославле не кремль, а монастырь. От городской стены вроде только 2 башни перестроенные сохранились.
Так и в Суздале не кремль, а архиерейский двор. И сохранились только валы...
Кремлём обычно называют внутреннюю крепость, тут не важно сохранились ли стены или только валы. Внутри кремля может быть много разных построек и архиерейский двор и княжеский дворец и кафедральный собор. Во многих городах не сохранилось самой крепости, но есть территория на её месте, где сохранились постройки тех времён, когда вокруг них ещё стояли стены.

Как-то так) На вики есть список кремлей и городских стен сохранившихся на территории бывшей империи. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8C
Мутно оно. Статья в вики - явно смешанная, то что написано в начале статьи - противоречит тому, что написано в середине, плюс явно говорят, что ссылок недостаточно. Интересно, что Брокгауз и Ефрон полагают, что Кремль - это крепость, но дальше, когда смотришь описания городов, то далеко не каждая крепость - кремль. Например, в Ростове Великом - кремль, а вот в Суздале - нет, просто была крепость и есть древний собор. А вот военная энциклопедия начала века признает только каменные кремли, считая древнейшим московский. Так что, вероятно, никаких особых исторических камней и смыслов - нет, а есть брендирование достопримечательностей.
Ничего там не мутно и не противоречит, всё там понятно. Практически весь список русских городских крепостей там приведён, с пометками, например в Ростове Великом не кремль, как и в Александрове и не были ими. В Суздале была внутренняя (деревянная)крепость которые сейчас принято называть кремлями и городские стены(тоже деревянные).