Суздаль, день второй

Второй день в Суздале мы сделали большой круг по монастырям: Спасо-Ефимьев, Покровский, Ризоположенский, Александровский. Все монастыри действующие, в первом еще и большая музейная экспозиция, а в Ризоположенском можно подняться на колокольню и посмотреть на Суздаль с высоты.



Рассказ по порядку. Начали мы с завтрака в нашем отеле Николаевский посад или Best Western Art-hotel, такое у него забавное двойное наименование - иностранное в честь компании-владельца, а русское - по историческому месту, путем реконструкции старых зданий которого и получился отель. Там довольно красиво оформленный ресторан Купеческий - будка с будочником, девушка под фонарем и прочие изыски. Завтрак тоже неплох, впрочем отель дорогой и иного я не ожидал.




А это - флюгер, вернее, измеритель силы ветра, забавный такой попугай.


Отель расположен севернее центра, зато рядом со Спасо-Ефимьевым монастырем. Но по пути мы заглянули в Смоленскую церковь. Цероковь - действующая, но в ней сохранились старые исторические фрески, так что обстановка - симбиоз церкви и музея, она не топится для сохранения правильного режима и свечи не зажигают. А рядом - еще одна церковь, переделанная из старой церковной постройки, она - теплая.


А вот Спасо-Ефимьев монастырь. Окружен довольно высокой и мощной стеной. На стену можно подняться и пройти кусочек.




Покупаем комплексный билет, заходим внутрь.


Внутри стены - еще одна проходная церковь, наверное, когда-то территория была меньше.


В одном крыле - магазин лоскутного шитья.


А это - общий вид монастыря.


Дальше по пути - музей старинной книги. Старинный хронограф - изложение истории. Рукопись. Записана не только остновная страница, но и все поля.


Букварь Истомина, 1694 год, еще до Петра. Написано, что это - первый русский иллюстрированный учебник. Интересно посмотреть на разнообразие начертания букв. Там (а может в другом музее) был еще экземпляр азбуки, в котором Петр вычеркивал слишком многообразные начертания, но я его почему-то не сфоткал.


Космография - рукопись 17 века - перевод введения к атласу Меркатора 16 века. Оцените толщину этого введения.


Громадных размеров красочное Евангелие 1689 года. Оцените количество цветов печати и тонкость оформления.


Идем в Спасо-преображенский собор. Он старый и весь расписан фресками.



Звонница. В ней каждый час звонари исполняют художественный перезвон в самом разном стиле.


Музей наивного искусства. Наивный - это такое название, наверное, международное. А за ним скрывается от факт, что художники не признаны официальными структурами и большей частью - самоучки. Впрочем, качество очень разное, и много работ, которые я бы оценил на уровне детских рисунков. Но есть и достаточно хорошо выписанные, просто в оригинальном стиле.


И там же - немного ремесел.


Выходим, проходим в угол территории, любуемся монастырем оттуда.




Следующий пункт осмотра - тюрьма. Монастырь издавна служил местом ссылки инакомыслящих церковников, а при Екатерине II тюрьма обрела официальный статус, но была секретной. На стенах - документы, приказы, письма и истории. Монах-прорицатель начала 19 века, который вроде детально предсказал судьбу Романовых, от Павла до Николая II включительно, за прорицания его сажали, потом выпускали, потом снова сажали. Письма-прошения Льва Толстого, в которых он пишет, что с удивлением узнал про заключенных, которые десятки лет сидят за какие-то пустяшные мысли.


Ну а после революции тюрьма продолжила играть свою роль в разных качествах, и эта история тоже представлена. Кончилось это в 1967 году, когда в монастыре сделали музей. А это - тюремный двор.


Сокровищница - золота, жемчуга. Церковные, конечно. Шитье допетровских времен, шитое царицами и княгинями, которых мужья отправляли в монастырь вместо развода. Типичный пример - Святитель Иоанн, епископ Суздальский, шит княгиней Екатериной Старицкой, первой женой князя Старицкого...


Вот так шили жемчугами.



А это - филигранная золотая поделка, тоже с мелким жемчугом, который смотрится как капли.


Дальше музей истории суздальских монастырей. Не только документы, но и бытовые сценки с манекенами.


Манекены - живые, с выражением на лице, как у этого монаха-живописца.



А эта монашка наоборот, отвернулась к окну.



Это - тоже музейный экспонат. А может, смотрительница :)


На втором этаже - мастерские, в которых реставраторы работают "за стеклом", отделяющим их от посетителей. По случаю праздника реставраторов не было, смотрели обстановку.


И коллекции-запасники


Снова во дворе.


Поднимаемся на выставку князя Пожарского.


В экспонатах - всякие осадные орудия того времени.


Выходим из монастыря.


И идем через реку в Покровский монастырь, вот он на фото.


А путь лижит по такому вот мостику.






Ну и тропинка к мостику - простая грунтовая, довольно скользкая. Хотя на карте все это обозначено так же, как и обычные улицы :)



Перешли. Взгляд на монастырь с другой стороны реки.



Идем дальше.


Чучело в гуще ветвей.





Покровский собор в одноименном монастыре - место захоронения князей. Но по зимнему времени собор закрыт, cke;.s идет в другой теплой церкви.



Яблоневый сад.


Колокольня.


А это - кусочек музея, старая приказная изба.


И яма - каменный мешок при ней. Сейчас туда бросают деньги...


Выходим, идем к реке, фотки монастыря снаружи.




Рядом - Никольская церковь.



А это - взгляд на другую сторону реки, на Александровский монастырь.



Идем к мосту и переходим реку, снимая окрестные виды.





Дом-музей купца Лихонина. Правда, был закрыт, только снаружи получилось посмотреть.





Идем дальше. Среди деревянных зданий встречаются и каменные.



И овраги.


А это - Ризоположенный монастырь.


Входим с заднего входа и попадаем на двор с монастрыскими строениями, используемыми как жилье и для других целей.

Здесь - автошкола.


Говорят, в монастыре был великолепный собор, который не сохранился. А старый собор - сохранился.


Это - многоцветные изразцы из его оформления.


А это - надвратная церковь.


От собора сохранилась колокольня, наверное, самая высокая в Сузделе, и на нее можно подняться, хотя ее частично ремонтируют. Вообще в монастыре живет десяток сестер, которые как-то пробуют приводить все в порядок. А за подъем на колокольню они собирают по 100 рублей с человека. Но оно того стоит.








Колокола приводятся в действие автоматикой. Когда я поднялся они как раз звонили и наблюдать за сложной системой веревок, с помощью которых это дело происходит с помощью совсем небольших моторов - очень интересно.



Спускаемся вниз. Лестница - новая, идет внутри колокольни. И там же установлена аппаратура МТС и Ростелекома - колокольня используется и как станция связи.



Проходим через монастырь насквозь. Стоят избы.


А это - остатки разрушенного собора, в нем был кинотеатр.


Идем по улицам к следующему монастрю - Александровскому, в честь Алекасндра Невского.



Эта кошка упорно не хотела фотографироваться, получалась почему-то полупрозрачная и смазанная. Но с третьего раза - получилось.


А вот и монастырь.



На соборе - резные барабаны, красиво.



Снова идем по улицам. Дома - самые разные.





А местами на них стоят такие вот гроздья тарелок.


Выходим к отелю.


Забираем вещи и по пути - снимаем в фойе такую выставку фарфоровых безделушек. Нас ждет такси, вызванное из Владимира - потому что Суздальские прилично дороже. Впрочем, я повторяюсь. На этом день в Суздале закончился. В следующем посте будет второй день во Владимире с поездкой в Боголюбово, к монастырю и знаменитой церкви Покрова на Нерли.

Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Россия
А вот и нет, в Суздале. Мужской род. Можно убедиться на любом официальном сайте. (сайт Суздаля, а не Суздали). А в женском он только в Повести временных лет был, и уж если так писать, то "Суждали".
Много успели посмотреть. Молодцы!
Была там очень давно, почти ничего не помню :)
Спасибо! Да, там интересно. Я тоже давно был, еще в институте и один день большой группой. Кое-что вспомнил уже на месте, собор в частности. Но вообще все смутно.