Сергей Брошеван (broshevan) wrote in ru_travel,
Сергей Брошеван
broshevan

Фанские горы, отчет, Часть 1

Несколько недель назад мы вернулись из Фанских гор, и я до сих пор, рассматривая фотографии, не могу поверить в то, что такое место на Земле существует.
Если говорить о Фанах коротко, то это прекраснейший горный район, с потрясающим ландшафтом, и, самое главное, с невероятным количеством разнообразный озер. Не зря все-таки Юрий Визбор так воспел Фанские горы. Это, конечно же, и рай для фотографов, созерцателей и просто любителей прекрасного, сюда непременно хочется возвращаться, видеть, чувствовать, и впитывать всю эту красоту.

А теперь по-порядку.

Фаны находятся в Таджикистане, высшая точка района – г. Чимтарга (5489 м). Отличительной чертой Фанских гор является наличие постоянно хорошей погоды в августе-сентябре. Настолько хорошей, что даже скучно. Шутка, конечно. Мы здесь были с 18 по 29 августа, и за все время у нас 2 раза не больше часа моросил легкий дождик и еще 2 раза были облака и тучи, но дождь не пошел (хоть таймлапс с этими облаками удалось поснимать!). Остальное время только солнце и звезды. Район очень теплый, но не жаркий, что тоже приятно. Температура днем у нас была +20..30۫ºС, ночью – в большинстве случаев около +10 ºС, один раз (ночевка на 4100 м) – близка к нулю.
Кроме того, конечно же, Фаны – это огромное количество прекраснейших озер. Одной из моих целей в Фанах было искупаться в каждом озере, насколько бы холодными они не были.

День 0.
Добравшись с приключениями в аэропорт Краснодара, улетаем прямым рейсом Краснодар – Душанбе. В 6 утра мы приземляемся на таджикской земле. Здравствуй, Таджикистан!
Нас встречает мой друг Наджибулло Абдуалимов, с которым мы учились вместе в универе, и устраивает нам головокружительный акт гостеприимства – возит нас по городу, показывая достопримечательности, водит по ресторанам, заказывает нам на группу транспорт до альплагеря Артуч и многое что еще. Таки таджикское гостеприимство! Немного посмотрев Душанбе, поев местной кухни и закупив продуктов на поход, ложимся спать. Завтра – встреча участников, регистрация и долгий переезд в альплагерь.

День 1.
Встречаем участников, и идем делать регистрацию. Регистрация – это такое устаревшее понятие, которое в Таджикистане еще имеет место быть. В течение трех рабочих дней каждый иностранец обязан зарегистрироваться в ОВИРе по месту жительства принимающего таджика, иначе при выезде из страны могут быть проблемы. Процедура эта очень странная и бессмысленная – разве что за исключением некоторого количества денег (от 20 до 35$), которое снимается с иностранца за саму регистрацию.
Не вдаваясь в подробности, за 3-4 часа нам делают эту регистрацию (опять же, не без помощи моего друга Наджика), и мы грузимся в наши пепелацы – pajero и prada, и едем-едем-едем.
Так как 93% Таджикистана занимают горы, то понятно, едем мы до альплагеря по гористой местности. Дорога занимает 6-8 часов, в зависимости от пробок на дороге и других факторов. Дорога Душанбе-Худжант является магистралью и к тому же единственной. Местами дорога очень хорошая, а местами убитая и узкая донельзя. Особенно жесткое испытание – преодоление 5-ти километрового тоннеля – сущего ада без дороги, вентиляции, света и с огромным количеством машин и, как следствие, выхлопных газов внутри. Ну и самое интересное – особое следование правилам дорожного движения таджиками.

Пробки на дорогах

Пример. Тоннель. Грузовики едут медленно, поэтому каждый чувствует себя обязанным обогнать их (напоминаю, это тоннель). Но вы думаете, он один такой умный? Навстречу едет такой же умный джигит! И что получается? Огромная пробка посреди жутчайшего тоннеля, которая в итоге разруливается самими же водителями. Выводы, конечно, никто не делает, и все периодически повторяется. Такая вот веселая составляющей поездки. В целом все мирно, чинно, благородно.
И вот, к десяти вечера мы таки прибываем в альплагерь Артуч. Всё, спать.

Звездное небо над альплагерем Артуч

День 2. Утром –прекрасная панорама окрестных гор. Мы в Фанах!

Один из наших пепелацей.

IMG_2373 копия
Заказываем осликов (на первые три дня), чтобы везли часть снаряжения, и выдвигаемся. Сегодня по нашему плану – перевал Зиерат, и озера – Чукурак, Зиерат, Куликалон, и ночевка на озере Бибиджонат.

Группа на старте

IMG_2383 копия

Первое озеро - Чукурак
IMG_2387 копия

Озеро Зиерат
IMG_2403 копия

Перевал оказался неприятнее, чем ожидался (нависающая сыпуха с жестким конгломератом – не самый приятный подъем), однако хорошее начало для акклиматизации – 3200 м, перед перевалом Алаудин (1А, 3730 м).

Подъем на перевал Зиерат

Перевал Зиерат

Слоистость гор

Спускаемся, наслаждаемся нестандартным видом на озеро Куликалон, и идем на наше ночевочное озеро Бибиджонат. Сегодня устали, ничего так разминочка. Вечером – костер и звезды, огромные звезды! Млечный путь весь, как на ладони!

Озеро Куликалон

Млечный путь ничего не засвечивает и его можно снять очень даже хорошо.

День 3. Утром – поражаемся видом нашей ночевки, которого не было видно вечером. Потрясающее отражение стен Марии и Мирали в озере, арчовый лес, обилие мелких и больших ручейков. Красота.

Грузим опять часть вещей на ослов и идем на перевал Алаудин (3730 м). По пути видим потрясающие цвета озера Дюшара, а открывающийся вид на Куликалонскую котловину (в которой всего 6-7 озер) не оставляет никого равнодушным.

Озеро Дюшаха

IMG_3358 копия

Переваливаем, фотографируемся, обедаем и спускаемся к очередному сапфиру – Алаудинским озерам.

Перевал Алаудин

Алаудинские озера с перевала Алаудин

Первое время кажется, что тебе в глаза «зашили» фотошоп, и что цвет просто нереальный.

Вид назад на Куликалонское озеро

IMG_3381 копия
Вечером – звезды, размером с кулак, отвесные стены близлежащих пиков, водная гладь озёра, арча…

IMG_3777 копия

День 4. Слова тут бессмысленны. Эту красоту надо созерцать. Утренние Алаудинские озера.

IMG_4015 копия

IMG_3829 копия

В 11 часов выдвигаемся к Мутным озерам. Это последний день, когда ослики помогают нам тащить вещи, и мы можем наслаждаться легкими рюкзаками.

В получасе ходьбы от Алаудинских озер – озеро Пиала, с очень глубоким синим цветом. По традиции, купаемся и в этом озере. На фотографии кажется, что озеро не глубокое. На самом деле глубина его, на глаз, метров 5-6, может даже больше.

Около 3х часов дня выходим к Мутным озерам. Озеро и вправду мутное. Но, не изменяя плану, иду купаться. Встречаем прекрасный закат и идем спать.

День 5.
Сегодня по плану – дойти до ночевок на 4500 м под перевалом Чимтарга (1Б, 4750 м). Однако, чтобы все остались сегодня живы (т.к. рюкзаки уже потяжелели), доходим до ночевок на 4100 м, тем самым усложняя завтрашний день. Но завтра – не сегодня. Сегодня – небольшая полудневка, в 3 часа дня становимся лагерем.

IMG_4647 копия

IMG_4681 копия

IMG_4675 копия
Слева - вершина Энергия, справа - Чимтарга

День 6.
Выходим в 6:40, чтобы захватить побольше светового дня и успеть дойти до озера Большое Алло. Весь путь на перевал – это тропа, местами проходящая по живой сыпухе, что осложняет движение наверх.

Около 11 часов вся группа собирается на перевале Чимтарга – 4750 м, высшей точке похода. Памятные фото и длинный спуск вниз в долину реки Правый Зиндан.

Панорама на перевале Чимтарга

pano_chimtarga копия

Группа на перевале Чимтарга

Спуск – сплошная сыпуха. Местами – приятный глиссер вниз по едущей мелкой сыпухе. Одно удовольствие! Как на лыжах. Правда, подниматься на перевал отсюда – это, конечно, очень жестко и неприятно, поэтому лучше выбирать такой же путь движения, как и мы.
Преодолев все сыпухи, обедаем у реки, и спокойно идем по тропе в сторону озера Большое Алло.

Необычная радуга.

IMG_4724 копия

Величественность вершины и незначительность человека

Долина очень живописна и проста в прохождении. Одно место, конечно, очень удивило – огромный завал, с перепадом высоты в 100 метров. Такого на Кавказе не встретишь.

К 6ти вечера нам открывается прекрасный вид на озеро Большое Алло, и мы спешим обняться с ним и установить на его берегу лагерь. Особенно живописно смотрится арча на фоне синевы озера.
Устали, день был забойный, отдыхаем.