ttweak (ttweak) wrote in ru_travel,
ttweak
ttweak
ru_travel

Category:

Русский музей.


М. Ларионов. Венера. 1912.

Питерский климат очень способствует желанию туристов ходить по музеям. Тем более в Питере с этим делом есть где развернуться.

Последний раз в Русском музее я был давно, ещё в школе. И вот почти через двадцать лет я созрел пойти туда осознанно.


Простому русскому человеку в Русский музей оказалось попасть достаточно сложно. Причём по абсолютно банальной причине: у них закончились номерки в гардеробе. Вход перегородила строгая тётя с рацией и запускала только экскурсионные группы и граждан с детьми. Простояв почти час и не сдвинувшись с места, мы пошли на отчаянный шаг - прилюдно поклялись, что в сторону гардероба даже не посмотрим. И, о чудо, нас пропустили.
С такой организацией, например очередь в музеи Ватикана, обогнула бы Ватикан вокруг. Но мы не Ватикан, у нас внезапно холодно на улице.

Но это всё пустое, далее о прекрасном. Начало осмотра по лестнице на второй этаж Михайловского дворца. Пойдём по хронологии в обратную сторону - сначала самое интересное, 19 век, потом в сторону древности.


Чтобы фотографировать в музее, фотоаппарату пришлось купить отдельный билет за ту же стоимость, что и мне - 250 руб (иностранцам вход на сто рублей дороже).

Я далёкий от искусства человек, поэтому для меня основным критерием оценки любого творчества является "нравится" (красиво) / "не нравится" (некрасиво). Вот например картина на заглавной фотке мне абсолютно не нравится.
То, что понравилось, я покажу ниже.


К. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833.
Картина, ставшая как будто документальной хроникой исторического события. Она имеет огромный размер, и если подойти вплотную, взгляд упирается в камни мостовой, засыпанные пеплом, разбросанные вещи под ногами героев - то, чего не видишь на иллюстрациях. Это сильно добавляет реализма происходящему. Когда я гулял по Помпеям, из головы этот образ выгнать было совершенно невозможно: красное небо, всё рушится и застывшие в ужасе фигуры.

Извергающийся Везувий множеством картин морской стихии на противоположной стене зала уравновешивает Айвазовский.


Русская эскадра на Севастопольском рейде. 1846.
Актуально. Судя по экспозиции музея, Крым для русских художников вообще был очень популярной темой.


Волна. 1899.
Очень маленький фрагмент картины с бурным морем, где в углу тонет корабль и практически за край полотна без шанса на спасения уплывают моряки на сломавшейся мачте.

В первых залах с искусством начала 19 века интересно, там можно просидеть там полдня, благо есть диваны. Следующие залы с 18 веком начинает немного утомлять портретами и дворцовыми интерьерами.

Потолок:


Шпалера:

Борьба зверей на водопое. Петербургская шпалерная мануфактура. 1757.

Мозаика:

Усть-Рудницкая фабрика М.В. Ломоносова. Портрет Екатерины II. 1762.
Преподнесена императрице на праздник коронации.

Последние залы этажа занимает древнерусское искусство, то есть иконопись:

Мне кажется именно тут М. Ларионов черпал своё вдохновение.

Дальше первый этаж - вторая половина 19-го века, начало 20-го.


Голова Петра - Медного всадника на Парадной лестнице.


В. Перов. Охотники на привале. 1877.
Повтор картины. Первый вариант висит в Третьяковке.


И. Шишкин. Сныть-трава. Парголово. 1885.
Удивительно - сорняк на фоне кривого забора, а в Русском музее висит. Шутка.


А. Саврасов. Оттепель. Ярославль. 1874.
Пора съездить в Ярославль - пробел в моей географии.

Немного про заграницу в масштабных полотнах:

В. Смирнов. Смерть Нерона. 1888.
Женщины пришли забрать труп самоубившегося императора. Красная стена - как главный герой.


Г. Семирадский. Фрина на празднике Посейдона в Элевзине. 1889.
Про женщину, возомнившую себя богиней, и на этой почве прилюдно раздевшуюся. Очень солнечная и позитивная картина.

В. Суриков:

Старик-огородник. 1882.
Про немытую Россию.


Вид памятника Петру I на сенатской площади в Санкт-Петербурге. 1870.
Про столицу.


Переход Суворова через Альпы. 1899.
Освещение в некоторых залах музея организовано уникальным образом: в них бликуют картины так, что их не видно просто совсем. Приходится изучать фрагментами меняя угол зрения.


Взятие снежного городка и река, между которыми проглядывает колоннада Круглого зала Мариинского дворца.

Грандиозные полотна И. Репина:

Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903.
Изображён 81 человек, каждый их которых позировал индивидуально. Как он умудрился так сделать композицию, чтобы никто не выпадал? Николай II сидит под портретом Николая II кисти Репина. Рекурсия.

напротив картины висит ещё один портрет Николая:

Портрет Николая II. 1896.


Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1891. Справа Белорус. 1892, слева Портрет С. М. Драгомировой. 1889.


Бурлаки на Волге. 1873.
Фрагмент непосредственно с бурлаками - очень колоритные персонажи.

В завершение темы Репина:

Негритянка. 1876.


На дерновой скамье. 1876.

А. Куинджи:

Море. Крым. 1908.


Ночное. 1908.

Думы о судьбе России:

М. Антокольский. Мефистофель. 1883.

Косец:

Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы). 1887. Фрагмент.

Всегда интересно рассматривать детали картин, где сюжетом является сцена из реальной жизни далёкого и не очень прошлого, происходит какое-то действо, много народа:


К. Савицкий. На войну. 1888.
Проводы солдат на победную для нас болгар русско-турецкую войну 1877—1878 годов.


К. Маковский. Перенесение священного ковра в Каир. 1876.
Про встречу паломников из хаджа. Впечатления туриста от посещения Египта раньше были явно интереснее.


В. Поленов. Христос и грешница. 1888. Фрагмент с грешницей и ослом. Осёл как бы говорит нам: "опять сейчас камнями забивать будут, сколько можно".

Заканчивая восточную тему:

В. Верещагин. У дверей мечети. 1873.
Фотографического качества узор на двери. При том, что картина практически в реальную величину, невольно захотелось её потрогать - не деревянная ли. Приковывает внимание отпечаток ладони на стене. Кстати дверь немного просвечивает сквозь правую фигуру.

Ещё один вариант дум о судьбе России от Антокольского:

Иван Грозный. 1871.
Почему-то рядом с сувенирной лавкой.

Немного уйдём в сторону от живописи.
Народное искусство:

Ковш. 1753.


Лоскутное покрывало.


"Моховики". Начало ХХ века.
Сумрачные вятские крестьянские игрушки.


Подзор. Конец XVIII в.
Затейливый узор.

Императорский/Государственный/Ленинградский фарфоровый завод:

Лев. 1911.
Правда на Ленина похож? Что он делает правой передней лапой...


"Кто работает тот и ест".
Агитационный фарфор 1920-х годов просто прекрасен.


Сервиз с супрематическим орнаментом. 1932.

Продолжаем про картины.
20 век начинается:

И. Левитан. Озеро. Русь. 1900. Фрагмент.
Последняя, неоконченная картина художника.


К. Юон. Весенний солнечный день. Сергиев посад. 1910.


М. Врубель. Богатырь. 1898.
Фрагмент с птицей.


М. Нестеров. Преподобный Сергий Радонежский. 1899.


В. Серов. Купание Лошади. 1905.


Б. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918.


Н. Гончарова. Велосипедист. 1913.


П. Филонов. Формула весны и действующие силы. 1928.
Небольшой фрагмент.


В. Купцов. АНТ-20 "Максим Горький". 1934.
Над Стрелкой В.О., где он никогда не летал.
Самый большой самолёт в мире, только что построенный в 1934 году, разобьётся через год над Москвой в демонстрационном полёте с членами семей авиастроителей. А ещё через полгода Купцов покончит жизнь самоубийством.


А. Самохвалов. Кондукторша. 1928.
Советская Россия, как она есть.

Они делали селфи задолго до того, как это стало мейнстримом:

К. Петров-Водкин. Автопортрет. 1927.


Л. Кириллова. Автопортрет. 1974.

Снова Крым:

А. Дейнека. Оборона Севастополя. 1942.

И это уже про моё время:

В. Овчинников. Голубятня. 1979.



Вообще хороший музей. Мне понравился.
______________________________

Ещё музеи:

Тула. Музей оружия
Музей Сальвадора Дали
Авиамузей в Эскишехире
Автомузей в Выборге
Стамбульский технический музей


Tags: Россия, Санкт-Петербург, музеи
Subscribe

  • Снежная зима в Германии

    А у нас был снежный и морозный январь, удививший всех жителей региона Schwarzwald. Обычно, снег выпадал и через несколько дней или неделю-две…

  • Сказочная зима в лесу Германии

    1 января 2021 традиционно выбираемся погулять в интересное место. На этот раз выбор пал на озеро Муммельзее, что находится в северном Шварцвальде…

  • Рождественский Triberg

    Как красиво и сказочно преображаются немецкие города и поселки к Рождеству и Новому Году! На улицах появляются нарядные ёлки, витрины сверкают…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Снежная зима в Германии

    А у нас был снежный и морозный январь, удививший всех жителей региона Schwarzwald. Обычно, снег выпадал и через несколько дней или неделю-две…

  • Сказочная зима в лесу Германии

    1 января 2021 традиционно выбираемся погулять в интересное место. На этот раз выбор пал на озеро Муммельзее, что находится в северном Шварцвальде…

  • Рождественский Triberg

    Как красиво и сказочно преображаются немецкие города и поселки к Рождеству и Новому Году! На улицах появляются нарядные ёлки, витрины сверкают…