Михаил Летуев (nord_traveller) wrote in ru_travel,
Михаил Летуев
nord_traveller
ru_travel

Categories:

Город, похожий на ружьё

Часть 3. За самоваром
«Смеркалось. На столе блистая,\\ Кипел вечерний самовар,\\ Китайский чайник нагревая.\\ Под ним клубился легкий пар». Кто не помнит этих строк из «Евгения Онегина»? Сегодня, в заключительной части путевых заметок о Туле – экскурсия в музей «Тульский самовар».
1.jpg

В предыдущих главах мы, осматривая местные достопримечательности, ходили пешком, а сегодня совместим «одиннадцатый маршрут» с поездкой на трамвае. Если во многих городах этот вид общественного транспорта буквально обречён на вымирание, то в Туле он представляет собой зрелище отнюдь не жалкое. Конечно, противников у тульского трамвая хватает, несколько лет назад его вообще чуть было не ликвидировали. Но, к счастью, сохранили. «К счастью» – не мои слова, а мнение местных жителей, с которыми я общался. Тех, кто видит, что трамвай здесь до сих пор остаётся едва ли не основным видом пассажирского транспорта, особенно в часы пик.
2.jpg

2а.jpg

Смелое заявление! Интересно, отремонтировали?
2б.jpg

2в.jpg

2г.jpg

Трамвай построить – не ешака купить
Протяжённость трамвайных путей составляет 90 с лишним километров, количество маршрутов – 11. Подвижной состав – преимущественно Татры и боле современные 71-407 производства ОАО «Уралтрансмаш». В прошлом году в городе было закуплено 14 низкозольных вагонов 71-407, обработанных, как сообщает тульский сайт myslo.ru, специальным антивандальным лаком, с которого легко смываются надписи и граффити. 14 вагонов! Каждый ли город с трамвайным сообщением может нынче похвастаться такой обновкой?
3.jpg

Конечная остановка «Московский вокзал». Место довольно пустынное, от самого вокзала до кольца метров 400, поэтому для пассажиров поездов и электричек трамвай не очень удобен. Если не считать нескольких человек из ближайших домов, можно сказать, что трамваи приходят на конечную и отправляются с неё пустыми. Здесь диспетчерская, когда-то отходил гейт к станции Тула-1-Курская, сейчас он заброшен. Народ начнёт заполнять вагоны только на следующей остановке – у треугольника на стыке улицы Коминтерна и въезда на Павшинский путепровод. Время – начало восьмого утра, пассажиров совсем немного. После выезда на Коминтерна – узкую улицу с частично односторонним движением и полностью отсутствующими на некоторых участках тротуарами, – трамвай не то, что поедет с нормальной скоростью, можно даже сказать, помчится. Пути хоть и расположены на одном уровне с проезжей частью, но за счёт того, что межрельсовое пространство выложено плитами и головки рельсов не выступают над дорогой, они меньше страдают от наезжающих на них машин. Отсюда – скорость трамвая, его востребованность. Так же покрытие из плит имеют практически все в городе пересечения автодорог с трамвайными линиями.

Конечная остановка "Московский вокзал"
4.jpg

Заброшенный гейт
4а.jpg

4б.jpg

Улица Коминтерна
4в.jpg

Цитирую Википедию (статья, посвящённая тульскому трамваю): «Некоторое время назад (2005-2010 гг. – прим. Авт.) высказывались предложения о ликвидации трамвая в центре города, к счастью, не осуществившиеся. По этим планам после демонтажа путей… трамвайная сеть оказалась бы разбита на две системы… что естественно привело бы к потере значения трамвая в Туле и позволило бы в итоге целиком его ликвидировать». И далее: «Летом-осенью 2012 года была проведена капитальная реконструкция трамвайных путей от Зареченского моста до Центрального универмага… Весной-летом 2013 года ремонтируются треугольники Советская-Оборонная и Советская-Фридриха Энгельса». Другая власть – другая оценка. Хотя сказать, будто работники тульского электротранспорта сегодня смотрят в будущее с оптимизмом, тоже нельзя.
5.jpg

Тульский театр юного зрителя
5а.jpg

Храм Илии Пророка (середина XVIII в.)
5б.jpg

Улица Менделеевская
5в.jpg

Показатель статуса
А теперь в музей самоваров. Мы уже рассмотрели две визитные карточки Тулы – печатные пряники и оружейный промысел. Оба имеют многовековую историю. Теперь остановимся чуть подробнее ещё на одной вещи, которой славится этот город – самовар. В общем-то, этот символ не только Тулы, но и России и стал тем, чем стал благодаря как раз-таки «самопальному» делу. Известно ведь: армия – это приоритет любого государства везде и во все времена. Поэтому самые талантливые технари и ремесленники заняты в военной промышленности, оттуда же поступают на «гражданский» рынок лучшие и наиболее качественные товары народного потребления. Вот и первый в Туле самовар был изготовлен в 1778 году в мастерской оружейника Фёдора Лисицына его сыновьями Иваном и Назаром, с малых лет приученными отцом к работе по металлу. Принято считать, что первый не только в Туле, а и вообще в России, так как самовар Лисицыных – первый, имеющий официальные документальные подтверждения своего появления. Хотя, в действительности их – я имею в виду то, что называют русскими самоварами – наверняка делали и раньше.

Музей "Тульский самовар"
6.jpg

6а.jpg

6б.jpg

6в.jpg

6г.jpg

Музей «Тульский самовар» располагается в двухэтажном доме с колоннами 1910 года постройки возле башни Одоевских ворот кремля. В нём три зала – как бы разделённая на три эпохи история этого предмета. От XVIII века – тех самых самоваров Лисицыных – до середины прошлого столетия и наших дней. Самых разнообразных видов и размеров – в форме рюмки (наиболее распространённая), бочонка, яйца, домика; с гравировкой, узорами, обязательно с клеймом изготовителя. Самовар-сбитенник, внешне похожий на чайник, с ручкой и носиком. Использовался для приготовления сбитня – горячего напитка из воды с добавлением мёда, пряностей и трав. Названия самоваров говорят сами за себя, точнее, за фантазию и мастерство авторов – «Кувшин», «Жёлудь». Конечно же, чайники, чайные наборы, инструменты для изготовления – молотки, паяльники. Молотки тоже использовались разные. Одними ковались стенки самоваров, другими шейки, третьими стенки выравнивались, четвёртыми заделывались швы. Не только искусство, но и наука!
7.jpg

Самовары и инструменты для их изготовления
7а.jpg

7б.jpg

Самовар на Руси – это, как сказали бы сегодня, показатель социального статуса человека и его материального благополучия. Например, самые дешёвые делались из латуни, подороже – из красной меди. Такие пользовались популярностью в купеческих семьях и среди знати. Надо сказать, что производство самоваров в те времена было занятием трудоёмким, на изготовление одной единицы уходило до недели. Это сейчас такого вида продукция делается чаще всего конвейерным способом, а тогда в самовар вкладывался труд представителей нескольких профессий – наводильщиков, лудильщиков, слесарей, токарей.

Выгодное географическое положение и большое количество мастеров по металлу (как же им не быть в оружейной-то столице!) способствовали быстрому развитию промысла. Появились целые поселения, где занимались исключительно самоварами, династии. Самовары совершенствовались, менялся в зависимости от моды и традиций их внешний вид. К середине XIX в Туле существовало 28 фабрик, суммарный выпуск которых достигал 120 тысяч самоваров в год. Это не считая небольших артелей и мастерских. А к концу столетия количество самоварных фабрик уже перевалило за 70. Знающие историю туляки сходу назовут фамилии крупнейших производителей самоваров – Ломовы, Баташевы, Капырзины, уже упомянутые Лисицыны. Список, понятное дело, не полный.
8.jpg

Портрет фабриканта Александра Баташева
8а.jpg

Самовары фабрики Баташевых
8б.jpg

По старинному обычаю
А началось всё с коллекции, собранной в течение долгих лет сотрудниками Тульского областного историко-архитектурного и литературного музея (ТОИАЛМ) и завода «Штапм», производящего самовары в наши дни. Это я о музее «Тульский самовар», открытом в 1990 году. Из любопытных экспонатов я бы отметил ещё декоративный самовар из дерева, из бересты, сплетённый из лозы. Есть также самовар, в который можно даже зайти внутрь, поднявшись по ступенькам – отдельный, можно сказать, зал с частью экспозиции.
9.jpg

9а.jpg

9б.jpg

Пережив революции, войны и прочие перипетии XX столетия, самоварный промысел в Туле жив и поныне. В лице единственного, правда, изготовителя – уже упомянутого машиностроительного завода «Штамп» имени Б.Л. Ванникова. В основном, конечно, выпускаются электрические, сувенирные (в том числе, и на заказ), ибо в дровяном былой потребности уже нет. Хотя, как сказать. Цивилизация цивилизацией, но нет-нет, а и встретишь классический самовар, растапливаемый шишками и раздуваемый сапогом. На праздниках, например, народных гуляниях, где предполагается чаепитие. По старинному русскому обычаю.

Конечно, древний город Тула не ограничивается одними лишь пряниками, ружьями, кремлём и самоварами. Рассказать о ней можно ещё очень и очень многое. Как уже отмечал в первой части, обе мои поездки в Тулу состоялись по приглашению местного филиала ОАО «Ростелеком», за что отдельное спасибо пресс-секретарю компании Ольге Левошко. Ольга, надеюсь, эти наши встречи были не последними.

Площадь Ленина. Здание областного правительства
10.jpg

Дворец детско-юношеского творчества, до революции - Тульская городская дума
10а.jpg

Бывшая фабрика-кухня, ныне Сбербанк
10б.jpg

10в.jpg

10г.jpg

Окончание. Начало здесь и здесь
Tags: Россия, Тула, истории, фото
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments