Вильнюс. Республика Ужупис и Вильнюсский университет



Быть в Вильнюсе и не заглянуть в Ужупис, это тоже самое, что посмотреть Париж без Монмартра. Можно, но картинка будет неполной. Поэтому одним из пунктов нашего плана осмотра достопримечательностей Вильнюса стал район с забавным названием Ужупис. На русский это переводится весьма банально - всего лишь Заречье.

Ужупис - самый древний из пригородов Вильнюса. Сейчас это некая обособленная часть Старого города, где живут художники, творческая интеллигенция, богема, если хотите. Его часто сравнивают с парижским Монмартром или районом Христиания в Копенгагене. Но всегда ли это было так? Попробуем разобраться.



01. В один из вечеров мы дошли до заветного небольшого моста, пройдя по которому можно оказаться в этом необычном районе Вильнюса. У моста установлена вот такая самобытная табличка.



02.



03. Сначала мы недолго посидели в баре-ресторане Uzupio kavine, якобы главном месте встрече ужупской богемы. Но то ли вечер не задался, но никакой такой богемы, кроме русскоязычных туристов, мы в этом баре так и не обнаружили. А может ее так просто и не отличишь? ;) После этого мы добрались до безымянной площади, на которой установлен Ангел Ужуписа, и я попросила мужа остановиться на этом и прийти сюда завтра утром, чтобы получше рассмотреть этот район.



04. "О, смотри, кое-какие признаки творчества все-таки вырисовываются", - дернула я за рукав мужа. Мы недолго постояли возле стен с инсталляциями, пытаясь отыскать в них что-то понятное для нашего неискушенного рабоче-крестьянского мозга, но проблесков просветления так и почувствовали.



05.



06. Утром мы вновь отправились в Ужупис. На Замковой улице возле одного из ресторанов я повстречала этого рыжего красавца и не смогла пройти мимо.



07. Жаль, что на такие случаи у меня нет с собой корма. Хотя судя по внешнему виду котофея с рационом у него все в порядке.



08.



09. Классное оформление витрин. Побольше бы у нас такого.



10. Итак, Ужупис. Со стороны Старого города в Заречье ведут четыре моста. Как правило, все пользуются Ужупским за Пречистенским собором. При въезде на мост установлен популярный указатель "Uzupio Res Publica", продублированный на идише, белорусском, русском и польском. Под мостом, рядом с бронзовой русалкой, одним из символов района, периодически вывешивают свои работы местные художники.



11. Пречистенский собор. Такая интересная традиция: оставлять на фасаде необработанную часть, чтобы показать изначальный фасад, свойственна для всех построек в Вильнюсе.



12. Ужупис известен с 15 века. Изначально это район населяли ремесленники и мелкое чиновничество. Он никогда не был привилегированным районом, а в советское время и вовсе пришел в упадок. После обретения Литвой независимости сюда переехало какое-то количество художников и других богемных персонажей.



13. В 1997 году богемные жители этого вильнюсского Монмартра провозгласили независимость республики Ужупис от Литвы и объявили себя ее правительством. То, что началось как шутка и пародия на распад Союза, оказалось отличным пиаром.



14. Некогда ничем особенно не примечательный район за несколько лет превратился в престижный и богемный "оазис", оплот творческой интеллигенции и политической элиты.



15. В одном из двориков я вновь обнаружила кота, на этот раз домашнего, и не смогла удержаться, чтобы не потрепать этого красавца.



16. Немного местного колорита.



17.



18.



19. По какому бы мосту вы ни попали в Ужупис, в любом случае через пару минут вы окажетесь в его центральной точке, на безымянной площади, где стоит колонна с "Ангелом Ужуписа" - это одновременно и новая эмблема района, и главное материальное достижение "республики" за 17 лет ее существования. Деньги на ангела собирались долго и мучительно, поэтому некоторое время тут красовалось огромное раскрашенное яйцо, позже перенесенное на перекресток улиц Пилимо и Руднинку за костелом Всех Святых.



20. В пятидесяти метрах отсюда на улице Паупё целая стена отведена под текст конституции, который размещен тут на постоянно растущем числе языков - каждому по металлической пластине с 38 статьями.



21. Местными жителями особенно почитается статья вторая, "Человек имеет право на горячую воду, отопление зимой и черепичную крышу", остальные служат в основном приманкой для туристов.



22.



23. Элементы философско-визуального ряда местной богемы.



24. Главная ось района, улица Ужупё поднимается от ангела резко вверх, точно по гребню образованного изгибом Вильни холма.



25. Некоторые признаки творческого характера этого района все же присутствуют. Хотя, сказать по правде, я ожидала чего-то более экстраординарного.



26. Идиллический сюжет.



27.



28. Прогулки с четвероногими друзьями - неизменная картинка для Вильнюса.



29.



30. Несмотря на свою богемную славу, Ужупис не показался мне каким-то особенным районом, я вряд ли сравнила бы его с Монмартром, быть может, у меня искаженное представление о творческой интеллигенции вообще и способах ее времяпрепровождения.



31. Но что-то неуловимо-ироничное и трогательное в этом независимом районе Вильнюса все же есть ;).



32.



33. Вернулись на почти родную Замковую улицу.



34.



35. Во второй части поста я расскажу о Вильнюсском университете, т.к. это отдельная и интереснейшая достопримечательность города.
Своим возникновением Вильнюсский университет обязан Контрреформации: в 1570 году приглашенные сюда иезуиты основали в городе коллегию - среднюю школу для шляхты, в которой преподавались церковные предметы, древние языки, математика, риторика и история.
Настоящий расцвет наступил в первые десятилетия 19 века, после того как Александр I назначил попечителем Виленского учебного округа своего близкого друга - князя Адама Чарторыйского. При нем университет стал самым большим и богатым в Российской империи. В эти годы здесь учились Мицкевич и Словацкий, тогда же действовали тайные общества филаретов и филоматов. Вольнодумцы альма-матер и сгубили - после восстания 1830-1831 годов университет был закрыт. Его восстановили поляки в 1919 году. а в 1939 впервые за всю историю основным языком обучения в нем стал литовский.



36. Полная программа осмотра главного учебного заведения Литвы - точнее, комплекса его исторических зданий между улицами Пилес, Университетской, Швянто Йоно и Скапо - состоит из 13 дворов, костела Святых Иоаннов и полудюжины различных помещений. Вход платный.



37. Пройдя через двор Библиотеки (см. фото 35), мы попали во двор Матвея Казимира Сарбевия (поэта, университетского воспитанника). Южное крыло двора сохранило архитектурные формы 16 века. В западном крыле находится трехэтажное здание библиотеки, а северный и восточный корпуса принадлежат филологическому факультету.



38.



39. Далее вы попадаете в Большой двор. Это соединенный в единое целое комплекс зданий различных периодов и стилей. Фундамент костела Святых Иоаннов был заложен в 14 веке, северный и западный корпуса построены в 16 веке, а колокольня - в 17. Вильнюсский костел Святого Иоанна Крестителя и Святого Иоанна Евангелиста как приходской основан по инициативе горожан в 1386 году. Первоначально здание было построено в готическом стиле, но после больших пожаров в 18 веке было реконструировано в стиле позднего барокко. Рядом с костелом стоит 68-метровая колокольня квадратного сечения. Колокольня была возведена в 18 веке, а в 2011 году ее отреставировали и открыли для посещения туристов.



40. Фрески на фасадах северного и западного корпусов изображают герб университета, портреты епископа Валерияна Протасевича, короля Августа II Сильного, Станислава Августа Понятовского и других основателей коллегии и университета.



41. Видна Обсерватория.



42. Внутри костела Святых Иоаннов.



43. Уникальный и великолепный барочный алтарь украшает костел.



44. В тот день в костеле была репетиция концерта, играл рояль и пели хористы. Я смотрела на алтарь, слушая чудесное пение, и чувствовала себя почти счастливой.



45.



46. Очередной двор - двор Обсерватории.



47. Нижние этажи зданий относят к 15 веку. Двор образовался в конце 16 в., когда возводились здания иезуитской коллегии. Нынешнюю форму двор обрел в 17-18 в.в. Доминирующее здание - бывшая астрономическая обсерватория с пристройкой в стиле классицизма. Пристройку украшает фриз со знаками Зодиака и надписями на латыни: "Отвага дает старому небу новый свет"; "Это дом Урании. Идите прочь, профаны! Здесь унижают ничтожную Землю: отсюда поднимаются к звездам".



48. Вернулись на Большой двор.



49. Видимо так выглядел Вильнюсский университет в 1579 году.



50. В одном из маленьких двориков. Если я не ошибаюсь, это двор Константинаса Сирвидаса (литовский писатель, иезуит, автор первого словаря литовского языка).



51. Двор Симонаса Даукантаса. В свое время он написал первую историю Литвы на литовском языке. На стене северного корпуса располагается горельеф С. Даукантасу.



52. Двор Адама Мицкевича. Здания в этом дворе ранее принадлежали знати, лишь потом они перешли во владение университета. Двор увековечивает память одного из известнейших университетских воспитанников, прославившего на всю Европу имена Литвы и Вильнюса (Вильны).



53.



54.



55.Двор Аркад. Выход со двора на улицу Скапо ведет через металлические ворота с изображениями по мотивам народного творчества.



56. Двор Лауринаса Гуцявичюса сформировался в 19 веке. Этот двор носит имя корифея архитектуры. Сейчас в этом дворе располагаются корпуса филологического факультета.



57. Двор Бурсы. В начале 17 века тут располагались бурсы, общежития для неимущих студентов. Сейчас здания, образующие Двор бурсы, принадлежат философскому факультету.



58. Книжный магазин LITTERA. Он находится во дворе М.К. Сарбевия. Достопримечательностью этого магазина являются фрески, созданные художником Антанасом Кмеляускасом в 1978 г.



59.



60.



61. Фрески в вестибюле Центра литуанистики представляют собой цикл "Времена года", созданный в 1976-1985 гг. художником Пятрасом Репшисом.



62.



63. Тут изображены сюжеты и символы из литовской мифологии, отображающие архаичное видение мира.



64. Альтернативное восприятие Божественной Матери.



65.



66. Вход в помещение свободный.



67.



68.



69.



70. Молодая поросль вильнюсского альма-матера.
Набор языков на вывеске какбэ намекает. Хотя их последовательность не соответствует исторической справедливости :)
Хотя бы в том, что литовцев до 1939 года в Вильне было то ли 6 то ли 7%.
Именно на Ужупис и университет у меня не хватило времени месяц назад. И в такой же последовательности:) Благодаря вам почти там побывала:)
Интересно вы сказали про 64. фото "Альтернативное восприятие Божественной Матери". На самом деле похоже, даже не подумал, но на самом деле это называется "Погибшим Балтским племенема". Автор тот самый художник Пэтрас Репшис который изрисовал стены университета. Археологи нашли могилу где была похоронена мать с ребёнком на руках, Репшис этот образ и использовал. Вообще то исчезло не мало балтских племён, все прусы после немецкого завоевания, Клаининградская область, Латыши тоже были завоёваны, Литве удалось противостоять этому и даже создать государство, хотя если подумать довольно странно что не исчезло.
Меня теперь другое заинтересовало, как вы думаете почему человек lavagra опубликовал здесь пост "Нетуристическая Литва – блеск и трэш Сувалкии". Человек прошёл по каким то мусорным контейнерам исключительно, про мариямполе какой то позор сказал. Трудно понять, ведь если город Вильнюс можно терпеть, то Мариямполе сто раз благоустроенее, вся словно из мрамора и слоновой кости :) так что даже кажется слишком там всё шикарно. А самое интерессно что такую ахинею пишет человек который в Литве и живёт, зачем человеку это :)?

Edited at 2014-12-05 12:32 pm (UTC)
Спасибо Вам за уточнения! Всегда интересно узнать что-то новое :)

По поводу упоминаемого Вами поста: честно говоря, я его не читала. Но могу сказать, что и обсуждать подобное мне не хотелось бы. Во-первых, не люблю какие-то "откровения", "треш", попытку вскрыть, так сказать, "негативные стороны" и т.д. Если говорить о Вильнюсе, то мне однозначно понравился. Подозреваю, что в нем, как и в любом другом городе также есть нелицеприятные места, но зачем это обсуждать или выпячивать? Ну а во-вторых, не хочется обсуждать человека за глаза. Мне кажется, это не совсем корректно.

Каждый из нас видит то, что видит. Но, на мой взгляд, надо учиться во всем видеть только хорошее. :)
Наверно надо видеть всякое. А по поводу того странного явления, то наверно правильнее относится с юмором. Хотя иногда надоедает и становится странно, вроде "серьёзный человек", по миру ездит, но здесь начинает нести такую муть что не в какие ворота. Думал что бредовые повести про Вильнюс где "впервые в привезли плиточку и сейм в каком то ремонтируем здании", сделать невозможно, но оказывается возможно :) ! Превзошёл сам себя - город Мариямполе мы не заметили, но самое интересное начинается за городом и показывает очередную нелепость:) А "нелицеприятные места" в Вильнюсе по моему все в старом центре, всякие там не совсем понятные развалины, как не странно чем дальше от центра тем больше порядка.