Nikon Stepanov (nikstepanov) wrote in ru_travel,
Nikon Stepanov
nikstepanov
ru_travel

Category:

Из Бара в Белград на поезде.

Mont1_036.jpg

Любите ли вы путешествовать на поездах так,  как люблю я? Поездка на поезде с малых лет была для меня чем-то очень захватывающим и увлекательным. Она сама по себе становилась  отдельным путешествием со своими атмосферой и впечатлениями. А ездить доводилось в основном в плацкартных вагонах, которые в этом отношении особенно прекрасны. Без всякой иронии. Наверное, везло не попадать в треш, о котором иногда пишут в интернетах. И до сих пор любую поездку на поезде воспринимаю не как простое перемещение из пункта А в пункт Б (хотя так тоже бывает), а как самостоятельную историю, о которой не грех подробно рассказать.
В этот раз, правда, мы поедем не по просторам нашей необъятной страны, а всего лишь переместимся с побережья Адриатического моря в Белград по очень красивой железной дороге в комфортабельном вагоне поезда Бар-Белград.

Дело было осенью минувшего года, в конце курортного сезона, когда билеты на самолёт в Черногорию уже подешевели, а обратно ещё нет. Зато были относительно недорогие билеты из знакомого Белграда, в который можно добраться с побережья самолётом, автобусом и поездом. Последний вариант не оставил нас равнодушными. Изучение расписания в интернете на сайте сербских дорог, привело к выводу, что,  из ходивших в этом направлении ещё несколько лет назад 4 поездов,  остался только один ночной. Конечно, оценить все красоты горной дороги с него не получится, но что имеем, как говорится. Зато в нём можно хорошо выспаться, таки частично увидеть потрясающе-красивые места из окна и утром прибыть сразу в центр Белграда.

Для того,  чтобы всё получилось,  мы, почти сразу после приезда в Черногорию, прокатились в Бар и в кассах на станции купили билеты в «спавачу колу за двое». Можно было, конечно, взять билеты и в шестиместное купе, где на каждой стенке по три полки и получить свою порцию ярких впечатлений, но после отдыха мне и моей девушке хотелось с наименьшим количеством сюрпризов добраться до дома, поэтому выбрали такой вариант и поехали как мажорные туристы. Ну,  можно же иногда порадовать себя и раз в жизни покататься в СВ, тем более у нас в стране это удовольствие стоит уже совсем других денег. Кстати,  о стоимости – поездка на двоих обошлась нам в 80 евро. Тех самых, которые ещё были по 50.

1.Mont1_001.jpg

Билет на поезд выглядит так. Один на двоих. Паспортных данных в нём нет. Это сам билет, а его вторую часть, как я понимаю – плацкарту, забрал проводник.

2.Mont1_002.jpg

Поезд в Белград отправляется с железнодорожного вокзала города Бар. Но не будем торопиться на него и посмотрим, что интересного есть здесь. На вокзале можно встретить такой симпатичный узкоколейный паровоз  1910 года рождения, имеющий собственное имя «Суторман», которое,  в свою очередь, он получил в честь горы,  расположенной недалеко от Бара. Железная дорога впервые здесь появилась в 1908 году и связывала Бар с городком Вирпазар на берегу Скадарского озера. Ширина колеи была 750 мм. Самым значимым инженерным объектом дороги стал двухкилометровый тоннель под горой Суторман. Он и сейчас существует где-то в горах над Баром, но та железная дорога прекратила своё существование в 1959 году, а существующая проложена уже совсем другим маршрутом.

3.Mont1_003.jpg

Посмотрели расписание поездов из Бара. На сентябрь 2014 года их оказалось не очень много. Международный поезд – одна штука. Это, соответственно, который наш – в Белград.   Поездов до населённого пункта Биело-Поле, расположенного близь границы,  – три штуки. Правда, один из них "брзи" - то бишь скорый, отправляющийся в 9.00, под номером 430, судя по заклеенной бумажкой части расписания, ещё недавно ходил до Белграда, но видимо с окончанием сезона его обрезали до границы. Вот на нем, скорее всего,  надо ехать смотреть красоты горной дороги. Кстати, если кто-то знает в какой период года он ходит до Белграда, поделитесь, плиз. Помимо этих поездов есть шесть пригородных до Подгорицы и один во второй по величине город страны Никшич, куда тоже проложена железнодорожная ветка.

4.Mont1_004.jpg

Выходим на перрон, а там уже и поезд стоит, нас ждёт.

5.Mont1_005.jpg

Наше купе находится в вагоне 1973 года рождения, что согласитесь, достаточно почтенный возраст для технического средства массового использования. Однако старичок выглядит ещё очень даже ничего.

6.Mont1_006.jpg

Выглядит купе вот таким образом. Имеется третья полка, но,  как я понимаю, билет продаётся на купе и туда никого не подселяют. В остальном для начала можно поразиться продвинутости итальянской инженерной мысли тех лет. В купе имеется стандартная рабочая розетка. Слева за приставной лестницей находится сдвижная дверь, объединяющая при необходимости два купе в одно. Замок естественно срабатывает только если открыть его с обеих сторон. Освещение есть у изголовья каждой полки, общее на всё купе и ещё лампа возле зеркала, которое вмонтировано в шкафчик над столиком. Всё работало.

7.Mont1_007.jpg

Присмотримся, что это там за регуляторы расположились под окном. Ааа.. Это раздельная регулировка кондиционера и обогревателя. У нас они, вроде как, не работали, но когда-то в далёком 73-м должны были помочь пассажирам создать комфортный микроклимат в купе. Ничего необычного.

8.Mont1_008.jpg

Смотрим дальше. Столик толстый не потому,  что так захотелось дизайнеру,  а потому,  что он превращается.. превращается..  Превращается в такой полезный предмет как раковина. В кране даже была вода, правда, только холодная. Под раковиной спрятана корзина для мусора.

9.Mont1_009.jpg

Конечно, по современным меркам у вагона есть недостатки. Ватерклозет в нём выполнен по той же схеме, как и в наших старых добрых плацкартах. В нём совсем нет титана с кипяточком, а открывающимися в коридор дверями могут легко заехать по лбу, если не быть аккуратным. Но все эти недостатки отходят на второй план, когда ты уставший после насыщенного дня ложишься на широкую нижнюю полку с удобным толстым матрасом и видишь перед собой такую красоту. Сразу понятно, что это не какой-нибудь Тверской вагоностроительный делал.

10.Mont1_010.jpg

Ну,  а помимо всего прочего,  для меня как человека с фотоаппаратом было очень отрадно обнаружить окно, спокойно открывающееся до середины. Те, кто пытался что-то снять через стёкла наших новых вагонов, где нельзя открыть окно, меня поймёт. Конечно, в суровых природных условиях лучше стеклопакеты и исправно работающие климатические системы, но,  что удивительно,  это окно тоже закрывалось достаточно плотно и ни откуда не сквозило.

Выглядываем в широко распахнутое окно, а там как раз прибывает электричка из Подгорицы. Она, так же как и электрички в сербской столице, обладает очень знакомыми нам формами. Несколько слов о белградских пригородных поездах у меня есть в рассказе про поездку в Нови-Сад.

11.Mont1_011.jpg

Ну, вот раздаётся гудок и поезд неспешно отправляется. Странное чувство, когда по старой доброй традиции едешь с моря домой на поезде, но при этом море не Чёрное и поезд какой-то не такой, и едет он не в Москву. Да и попутчики в вагоне говорят, вроде, похоже, но если прислушаешься, мало чего поймёшь.

12.Mont1_012.jpg

За окном проплывают сначала окраины Бара, а затем прибрежные посёлки. Поезд резво виляет вдоль побережья вплоть до Сутоморе. Здесь небольшая остановка,  и он резко уходит в сторону горы, где ныряет в тоннель длинной  более 6 километров.

13.Mont1_013.jpg

14.Mont1_014.jpg

15.Mont1_015.jpg

Остановка в Сутоморе.

16.Mont1_015+.jpg

Когда в окнах снова появляется картинка, море уже осталось далеко позади за вот тем горным хребтом.

17.Mont1_015++.jpg

18.Mont1_016.jpg

Поезд идёт по равнине,  и вскоре по обеим сторонам вагона можно наблюдать Скадарское озеро. Слева по ходу поезда, правда, озеро появляется не сразу,  и оно тут немного заросшее и заболоченное, поэтому выходим в тесный коридор, и смотрим классические виды справа.

19.Mont1_017.jpg

В коридоре все курят, не утруждаясь походами в тамбур, но за счёт огромных открытых окон всё быстро выдувается. Поезд тем временем по дамбе пересекает озеро и движется по долине к Подгорице. Рядом  идёт автотрасса в том же направлении.

20.Mont1_018.jpg

21.Mont1_019.jpg

Прибрежная деревушка Враньина.

22.Mont1_020.jpg

Уже через час поезд подъезжает к невзрачному вокзалу Подгорицы. Здесь его ждёт толпа пассажиров, которые забивают сидячие и обычные спальные вагоны. На соседнем пути стоит вечерняя электричка в Бар.

23.Mont1_021.jpg

На этом наше знакомство со столицей Черногории закончилось. С поезда Подгорица выглядит невзрачно. Город окружён обширным частным сектором с добротными домами в которых, видимо, проживает значительная часть городского населения. Солнце клонится к закату, а поезд, тем временем продолжая двигаться по долине реки Морачи,  впадающей в Скадарское озеро, начинает постепенно карабкаться в горы. Вокруг разворачиваются прекрасные пейзажи.

24.Mont1_022.jpg

Дорога ютится на узкой полке, сооружённой в откосах речного каньона. Движение по ней было открыто в 1976 году. Первым по дороге проехал сам Тито, благодаря которому Черногория и получила прямое железнодорожное сообщение с Белградом. Тогда они, правда, были все в одном большом государстве Югославия.

25.Mont1_023.jpg

26.Mont1_025.jpg

27.Mont1_026.jpg

Поезд начинает всё чаще нырять в тоннели, которых здесь какое-то огромное количество. Всего в небольшой Черногории на железной дороге находится 121 тоннель,  имеющие общую протяжённостью 58 километров. Основная их часть расположена именно на дороге в Сербию. По сути эта дорога и есть основа все железнодорожной системы страны. Помимо неё существует только ветка в Никшич и векта ведущая в Албанию, которая сейчас не используется.

28.Mont1_027.jpg

29.Mont1_028.jpg

Впереди появляется мост, ставший одной из визитных карточек дороги.

30.Mont1_029.jpg

На будке аббревиатура от сокращения наименования железных дорог Черногории - Željeznica Crne Gore. А рисунок напоминающий голову какого-то животного, это очертания Черногории. Поезд въезжает на мост Мала Риека.

31.Mont1_031.jpg

Дорога переходит на другую сторону каньона какой-то небольшой речки и делает петлю.

32.Mont1_030.jpg

33.Mont1_032.jpg

Можно увидеть дорогу и мост,  по которым мы только что проехали.

34.Mont1_033.jpg

Возвращаемся к реке Морача. Внизу, по противоположному берегу идёт автомобильная дорога в Сербию.

35.Mont1_034.jpg

36.Mont1_035.jpg

37.Mont1_037.jpg

Над горами гаснут последние отблески заката. Выдержки и светочувствительность  становятся малопригодными для съёмки, из окна начинает задувать сырой осенней прохладой и приходится его закрыть. Хочется горячего чая или кофе, но титана в вагоне нет и термоса с кипятком  тоже. Отправляюсь на разведку к проводнику, он говорит, что чай и кофе есть у его коллеги из соседнего вагона. Соседний вагон - обычный спальный с купе,  укомплектованными шестью полками. Кто не торопится спать, общается в коридоре. После некоторых поисков нахожу купе проводника,  закамуфлированное среди трёх одинаковых дверей,  одна из которых туалет, а другая - умывальник. В третьей обнаруживается приветливый дядька, который на туристическом газовом баллоне с горелкой в турке кипятит мне два стаканчика кофе, попутно решая другие вопросы пассажиров. Квест выполнен. А за окном в сумеречной дымке мелькают причудливые очертания горных пейзажей и полустанки с одинокими смотрителями. Часто поезд надолго ныряет в подземное царство, плутая по горным тоннелям.

38.Mont1_038.jpg

В населённых пунктах Биело-Поле и Пријепоље проводится пограничный контроль черногорской и сербской стороной, соответственно. Проводится быстро, с улыбкой и без лишних вопросов. В десять часов вечера поезд покидает границу,  и дальше мы едем по Сербии, а за окном тёмная осенняя балканская ночь.
Утро встречало нас густым туманом, сквозь который вырисовывались очертания какой-то станции. Атмосферно!

39.Mont1_039.jpg

Выглянем в коридор. Тут тихо – вагон спит.

40.Mont1_040.jpg

41.Mont1_041.jpg

42.Mont1_042.jpg

Поезд идёт где-то по югу Сербии. Кажется, за ночь он проделал совсем небольшой путь. Но это и к лучшему. Значит мы не слишком много пропустили за время сна.

43.Mont1_043.jpg

Светает,  и вот уже поднимающееся над горизонтом солнце постепенно разгоняет утреннюю мглу.

44.Mont1_044.jpg

За окном проплывают разнообразные пейзажи и небольшие станции с неизменным смотрителем.

45.Mont1_045.jpg

46.Mont1_046.jpg

47.Mont1_047.jpg

48.Mont1_048.jpg

49.Mont1_049.jpg

50.Mont1_050.jpg

51.Mont1_051.jpg

52.Mont1_052.jpg

53.Mont1_053.jpg

54.Mont1_054.jpg

Станция Раковица на окраине Белграда и встречный поезд.

55.Mont1_055.jpg

56.Mont1_056.jpg

Депо с тремя интересными локомотивами под забором. Меня привлёк их необычный  дизайн и происхождение. В социалистических странах старались делать такие вещи с более утилитарным обликом. Оказалось это локомотивы ML2200 личного поезда Тито, построенные в 1956 году западно-германской фирмой Krauss-Maffei. На фото не видно, но стоит их там три штуки и каждый из них, как оказалось,  имеет название в честь национальных парков – «Dinara», «Kozara», и «Sutjeska». После смерти Тито они до 1990 года таскали поезда в Субботицу,  а теперь ждут реставрации.

57.Mont1_057.jpg

Проезжаем чуть дальше и видим вагоны самого «Plavi voz» («Голубой поезд»). В них Тито путешествовал по стране и принимал гостей. Сейчас на этом поезде изредка катают состоятельных туристов в Бар.

58.Mont1_058.jpg

Помимо поезда Тито на путях просматриваются ещё какие-то старые вагоны, из которых,  видимо,  иногда делают ретро-поезда. Кстати на сайте сербских железных дорог есть объявления о возможности покататься на ретро-поезде с паровозом во главе, но, к сожалению, расписания и прочих явок и паролей обнаружить не удалось.

59.Mont1_059.jpg

60.Mont1_060.jpg

Нанотехнологии от сербских железнодорожников.

61.Mont1_061.jpg

Поезд постепенно подбирается к центру Белграда.

62.Mont1_062.jpg

Впереди показались перроны вокзала.

63.Mont1_063.jpg

Железнодорожные граффити.

64.Mont1_064.jpg

65.Mont1_065.jpg

А вот уже и знакомые синенькие электрички БГ:воза и белградский вокзал.

66.Mont1_066.jpg

67.Mont1_067.jpg

Ну, снова здравствуй, град Београд!

68.Mont1_068.jpg

До самолёта оставался ещё целый день, настроение было выспавшееся и бодрое, поэтому пошли гулять по городу. Поездка прошла просто идеально, несмотря на отсутствие титана с кипятком. Запасайтесь термосами. Надеюсь, здесь не пойдут по пути РЖД и этот замечательный маршрут не канет в Лету. Желающим повторить можем смело рекомендовать данный способ путешествия из Сербии в Черногорию.
Tags: Сербия, Черногория, ж/д
Subscribe

  • Клин, ч.2 - между Ленинградкой и Николаевской магистралью

    Клин - противоречивый город, в котором есть масса ценных и знаковых достопримечательностей, но отсутствует единая среда и удобство пеших прогулок.…

  • Хучни

    Лучший вид на село Хучни, административный центр Табасаранского района, открывается из Крепости Семи братьев и Одной сестры. Честно говоря, село мы…

  • Пушкиногорье | Воронич, Тригорское, Петровское

    Мы пришли сюда пешком, убедившись своими глазами, что Псковщина по праву считается одним из самых полюбившихся аистам регионов России. Шесть с…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • Клин, ч.2 - между Ленинградкой и Николаевской магистралью

    Клин - противоречивый город, в котором есть масса ценных и знаковых достопримечательностей, но отсутствует единая среда и удобство пеших прогулок.…

  • Хучни

    Лучший вид на село Хучни, административный центр Табасаранского района, открывается из Крепости Семи братьев и Одной сестры. Честно говоря, село мы…

  • Пушкиногорье | Воронич, Тригорское, Петровское

    Мы пришли сюда пешком, убедившись своими глазами, что Псковщина по праву считается одним из самых полюбившихся аистам регионов России. Шесть с…