mikhpo (mikhpo) wrote in ru_travel,
mikhpo

Краски осеннего Алтая

В сентябре прошлого года у меня состаялось большое автомобильное путешествие по Алтаю. Если попытаться как-то вкратце охарактеризовать формат поездки, то это было нечто вроде обзорной экскурсии по региону продолжительностью в две недели. Если вы любите горы, любите рассматривать красивые пейзажи, то предлагаю вам прочитать под катом мой фоторассказ о поездке. (внимание, содержит 60 фото!)

Мы много переезжали с места на место, не зависая в какой-то конкретной точке на долгий срок. Программа путешествия была ограничена только теми местами, до которых не нужно было совершать многодневных пеших переходов, куда можно было добраться на каком-либо транспорте (будь то легковой автомобиль, вахтовка или лошади). Зато различных интересных мест мы за эти две недели успели посетить МНОГО.

Список довольно внушительный (в хронологической последовательности):
- Мультинские озера
- озеро Куйгук
- долина Актру
- Курайская степь
- урочище Ештыкёль
- озеро Киделю
- перевал Кату-Ярык
- долина Чулышман

На заглавном фото - слияние рек Чуи и Катуни.

Передвигались мы по Алтаю на двух микроавтобусах средней проходимости. Доехать на них же до первого пункта назначения, Мультинских озер, было невозможно - дорога к озерам от ближайшего населенного пункта, поселка Мульта, совсем разбитая. По ней можно передвигаться только на лошадях, джипах и вахтовках повышенной проходимости. Нас много, вещей у нас еще больше, поэтому вахтовка - наш лучший вариант. Утром после приезда в поселок Мульта группа погрузилась со всеми вещами в ГАЗ-66 и на нем продолжила путь до озер, а микроавтобусы были оставлены во дворе гостиницы.

Ночевали в Мульте в гостинице с такой вот необычной архитектурой.

Вахтовка ГАЗ-66 штурмует дорогу к озерам.

Еще до приезда начал валить снег. Напомню, что действие происходило в сентябре, но в горах такое не удивительно. Надеждам поснимать золотую осень на Мультинских озерах не суждено было сбыться. Вместо этого мы сразу попали в самую настоящую зиму. Снег валил конкретно, при такой видимости снимать что-либо было невозможно. Вот выходишь ты наконец на берег красивого Нижнего Мультинского озера, но величие момента как-то не ощущаешь, потому что вообще ничего не видно.

В дополнение к плохой видимости и высокой влажности было еще и очень холодно. Сразу пришлось утепляться по максимуму, чтобы не замерзнуть: под низ термобелье, далее флисовая одежда, а наверх пуховик и ветро/водонепроницаемые штаны. Объектив камеры постоянно приходилось чистить: только поднимаешь камеру и делаешь пару кадров, как объектив уже оказывается весь заляпан мокрым снегом.

Через пару часов все-таки распогодилось. Мы решили воспользоваться моментом и прогуляться до Среднего Мультинского озера. Дорога до него обычно занимает полчаса (и то потому что тропа идет по берегу озера, а не напрямую), но нам пришлось идти по снегу и лужам, так что путь занял около часа, и под конец этого часа мы уже были совсем измотанные. Дошли не все. :)

Вдобавок снова повалил снег. Вдобавок мы решили проявить чудеса эквилибристики, полазив по россыпи скользких и острых камней. :) Местные называют этот курумник Шумами, он разделяет Нижнее и Среднее Мультинские озера. Вот в таких условиях приходилось охотиться за фотографиями. :)

Нижнее Мультинское озеро.

Среднее Мультинское озеро.

Я бы не сказал, что полученный результат стоил усилий, затраченных на то, чтобы добраться до Шумов. И еще ведь предстояло целый час идти по темноте обратно. По крайней мере у меня эта прогулка отбила всякое желание сюда возвращаться, хотя кое-кто из нашей группы даже приходил на Шумы следующим утром снимать рассвет (вот это отчаянные ребята! :))

На Нижнем озере расположена турбаза, на которой мы и жили. В ней есть практически все, что необходимо: печка в каждом домике, наколотые дрова, электричество (но только короткие промежутки времени) и даже баня. Да, бани весьма распространены на алтайских турбазах. Давненько я не принимал баню (не люблю это дело), а тут как раз все условия располагали к тому, чтобы с удовольствием греться в парилке.

Следующим утром небо все еще было покрыто тучами, это не предвещало ничего хорошего. По планам мы должны были провести на Мультинских озерах еще два-три дня, и перспектива провести столько времени в этой серости не очень меня радовала. Но был еще запасной вариант - сходить с ночевкой на озеро Куйгук. Судя по немногочисленным фотографиям в интернете, место это должно было оказаться красивым.

Озеро Куйгук находится в соседней долине, на 15 км в сторону и на 400 метров выше. Там, где уже нет цивилизации и может быть еще холоднее. :) Добираться до него можно либо пешком, либо на лошадях. Идти пешком как-то совсем не хотелось: вчерашний снег уже успел подтаять, месить при подъеме грязь - удовольствие не великое, да и не в чем было нести вещи для ночевки при отсутствии экспедиционного рюкзака. То ли дело на лошадях - и быстрее, и комфортнее, и сумки с вещами можно на них перевезти. Правда, у меня до этого не было опыта верховой езды вообще - а тут сразу предстояло ехать верхом не по равнине, а по горной тропе. Но Даниил уверил меня, что все будет ОК. Ну ладно... :) Можно было остаться на турбазе с частью группы. Лошадей в любом случае не хватило бы на всех, и в окрестностях Мультинских озер тоже нашлось бы где погулять и с кем. Но желание найти приключения пересилило. :)

На фотографии ниже речка Куйгук. Погода постепенно улучшалась по мере приближения к озеру. Ехать по горной тропе верхом на лошади оказалось совсем не страшно (признаться, поначалу я немного побаивался из-за отсутствия опыта верховой езды) и даже увлекательно, так и хотелось пришпорить коня на каждом относительно ровном участке. Хотя у меня конь попался своенравный, все время норовил свернуть куда-то и даже несколько раз вырывался из-под узды после того, как погонщик вынужден был привязать его к своей лошади. Обратная поездка верхом на коне прошла в этом плане гораздо удачнее.

К вечеру добрались до стоянки возле озера Куйгук. Правда, стоянка располагалась не на самом озере, а в получасе ходьбы до него. Быстренько поставили лагерь и, не теряя времени, пошли к озеру. Возможность доехать на лошадях непосредственно до озера отсутствовала, так как дальнейший путь пролегал через курумник, а потом еще нужно было лезть по скалам мимо водопада (на фото ниже).

Но приложенные усилия безусловно того стоили!

Куйгук можно считать раем для фотографов. Он располагается в небольшом амфитеатре, окруженном с трех сторон крутыми скальными склонами. Изрезанная линия берега позволяет находить множество интересных планов. Туристов здесь не много, так как добираться сюда долго (нам по пути встретились две небольшие группки, идущие от озера, а на самом озере никого).

После заката вернулись в лагерь, немного отогрелись, дождались появления звезд и пошли обратно к озеру на ночную съемку.

Как мне кажется, в нашем случае оптимальнее было брать с собой на озеро еду, посуду и газовые горелки (дрова найти на озере проблематично, особенно зимой), чтобы согреваться ужином прямо там, а не ходить лишний раз туда-сюда. А при наличии экспедиционных рюкзаков можно было бы вообще дойти со всем кемпинговым снаряжением до Куйгука и встать там лагерем.

Слишком долго поснимать звезды не удалось, из-за восходящей луны (светлый ореол слева - это от нее) и налетевших облаков.

Ребята еще ходили в третий раз на Куйгук снимать рассвет, но я рассветную съемку благополучно проспал в тепле спальника. :) Проснулся только ближе к полудню. Вылезаю наконец из палатки, а снаружи прямо рай какой-то: лицо греет теплое солнышко, поют птички. Вокруг зелень, выпавший в течение последних двух дней снег практически полностью растаял.

Мы бы с удовольствием задержались на Куйгуке еще на день, но программа путешествия предполагала скорый отъезд с Мультинских озер. Нужно было возвращаться на турбазу. Обратный путь проделали так же на верхом на лошадях. Я бы сказал, что эта поездка на Куйгук стала для меня одним из самых ярких путешественных впечатлений прошедшего года.

Когда вернулись к Нижнему Мультинскому озеру, то там уже вовсю хозяйничала весна. И не подумаешь, что всего пару дней мы попали здесь в метель и спешно утеплялись пуховиками, чтобы не замерзнуть. Сравните эту фотографию с четвертой, например. Оказывается, остальные участники группы тоже не скучали последние два дня. Ходили на окрестные холмы, чтобы снимать Нижнее Мультинское озеро сверху. Но наша вылазка на Куйгук все равно была интереснее.

После Мультинских озер мы отправилась в долину реки Актру. Гора Актру является одной из вершин Северо-Чуйского хребта. Одноименная река берет начало в ледниках Северо-Чуйского хребта, протекает через Курайскую степь, а затем сливается с рекой Чуя. Нам пришлось сделать крюк продолжительностью в два дня, чтобы добраться с Мультинских озер до горной части долины Актру. Предстояло сначала вернуться на вахтовке в село Мульта, далее выехать на Чуйский тракт, переночевать в гостинице на тракте, доехать до села Курай и там пересесть уже в другую вахтовку, которая отвезет нас через Курайскую степь по грунтовой дороге в ущелье Актру.

Обосновались мы в альпинистском лагере, расположенном в ущелье Актру.

Поначалу со светом не очень везло. Альпинистский лагерь Актру находится в самой узкой части долины, окруженной с трех сторон скалистыми хребтами. На закате солнце рано скрывалось за одним хребтом, а на рассвете долго вставало за противоположным. К тому же солнышко постоянно пряталось за облаками.

Но ближе к полудню солнышко осветило всю долину.

Прогуливаться вдоль реки Актру - сплошное удовольствие.

За оставшуюся половину дня мы решили сгонять наверх к Голубому озеру, расположенному в нижней части ледника Большой Актру.

На Мультинских озерах лиственницы были еще все зеленые. А в долине Актру уже проявились осенние краски.

Идти наверх было не сложно, но двигались мы медленно - постоянно "приходилось" делать фотографические паузы.

Сначала подымались по морене, покрытой мелкими камнями. Затем пошел участок морены с булыжниками покрупнее (они были еще и скользкими). Тут уже было не до фотографирования - все внимание было направлено на то, чтобы ничего себе не сломать, перелезая и перепрыгивая с камня на камень. Половина группы решила не идти дальше.

Вдобавок погода постепенно портилась.

До Голубого озера мы так и не дошли. Небо затягивало тучами, повалил снег, дело шло к вечеру. Дойдя до этой котловины, мы решили не рисковать и вернуться в лагерь.

Правда, красот за день мы и так насмотрелись достаточно.

Снег и солнце.

Вскоре я вновь стоял на берегу речки Актру.

Долина реки Актру оказалась самой уютной остановкой во время нашего путешествия по осеннему Алтаю. Если бы я и хотел где-нибудь "зависнуть" подольше, то именно здесь. Развлечений тут найдется много: можно сходить на Голубое озеро, можно сгонять на перевал Учитель (категория сложности 1Б). Да просто лишний раз погулять по лесу вдоль речки Актру - уже одно удовольствие.

Из долины Актру мы вернулись на вахтовке в село Курай, там пересели обратно на свои микроавтобусы и покатили в Курайскую степь. Вся Курайская степь испещрена грунтовыми дорогами, по ней можно проехать на легковом транспорте без особой подготовки для бездорожья. А до села Курай добраться еще проще: через него проходит автодорога федерального значения "Чуйский тракт". Не удивительно, что в Курайской степи мы не чувствовали себя одинокими - о близости цивилизации напоминали многочисленные внедорожники, байкеры и грузовики, встречающиеся на нашем пути. Если у вас когда-нибудь состоится автомобильное путешествие по Алтаю, то не премините воспользоваться доступностью поездки по Курайской степи. Красивые виды гарантированы!

Не стоит думать, что раз в Курайской степи не было снега, то здесь нам было теплее, чем на Мультинских озерах или в Актру. Степь расположена на высоте 1500 метров над уровнем моря, а ветру есть, где разгуляться на ее открытых просторах. Вечером и утром мне было не комфортно без пуховика (действие происходило в сентябре). Ночью даже три слоя одежды (термобелье, флис, штормовые брюки и пуховик) не спасали полностью от дубака.

Вечером можно для ночевки вернуться в Курай, а можно встать прямо в степи в каком-нибудь более-менее укромном месте. На плато раскиданы многочисленные лесочки, в которых можно найти дрова. С водой тоже проблем возникнуть не должно - здесь протекает множество речек и ручьев, берущих начало в ледниках Северо-Чуйского хребта. Мы, конечно, решили переночевать в степи.

А ночью отправились на поиски интересных ракурсов для съемки звезд.

На протяжении примерно двух часов мы блуждали по степи с фонариками. Луна еще не вышла из-за горизонта и не осветила степь, так что ориентиров практически не было, зато хорошо были видны звезды. И было очень холодно. Как уже писал выше, три слоя одежды не удерживали тепло в достаточной мере. Вдобавок из-за повышенной влажности объектив постоянно и очень быстро запотевал. В направлении камер старались вообще не дышать. :)

Красавица?

Или чудовище?

Лучшие виды на Северо-Чуйский хребет открываются со стороны урочища Ештыкёль. Два часа езды на запад от Курайской степи - и мы на месте.

В урочище расположена система озер-болот, с самым крупным озером Джангысколь. Это место не очень популярно у туристов - в сети можно найти много фотографий Курайской степи, но мало урочища Ештыкёль. Хотя ехать сюда от Курайской степи часа 1,5-2, а на хорошо подготовленной машине еще меньше. Воду можно брать прямо в озере, надо только брать с собой высокие сапоги, чтобы была возможность отойти подальше от берега, где вода почище. Дрова можно набрать по пути к урочищу, дорога проходит через лесочек (имейте в виду, кстати, что в этом лесочке мы повстречали волка).

Урочище Ештыкёль, Горный Алтай

В Горном Алтае имеется еще одноименное плато Ештыкёль. Так вот, это совершенно другое место! Не перепутайте. :) А еще в некоторых источниках можно найти название Ештыкколь (или даже так: Ештык-Коль) - это то же самое, что и Ештыкёль, только другое написание.

Мой рассказ о путешествии по осеннему Алтаю близится к завершению. Осталось только показать фотографии с озера Киделю, перевала Кату-Ярык и долины реки Чулышман. За один день мы перебрались из урочища Ештыкёль (крайне-западная часть Курайской степи) в долину реки Чулышман. Это, на секундочку, совершенно другая часть Горного Алтая. По пути проехали мимо озера Киделю. Оно находится буквально в нескольких десятках метров от Улаганского тракта.

Пока что на озере Киделю я внимание заострять не буду. В первый раз мы провели возле него всего несколько минут, после чего скорым темпом двинули дальше по Улаганскому тракту. Необходимо было обязательно к закату добраться до перевала Кату-Ярык. Но через пару дней мы еще вернемся на обратном пути к водам озера Киделю, так что в конце этой записи еще будут его фотографии.

На перевал Кату-Ярык выехали аккурат к закату. Виды с него открываются потрясающие! Очень хотелось на нем и остановиться ночевать (маленькая турбаза на нем имеется). Но на перевале дул сильный ветер, было холодно, отсутствовала вода в достаточных количествах, а внизу в долине Чулышман было несколько турбаз, гарантировавших более комфортное проживание. Конечно с таким раскладом мы спустились ночевать в долину.

Но перевал Кату-Ярык - слишком красивое место для того, чтобы мимоходом его проскочить. Следующим утром в 6 часов мы вернулись на перевал, чтобы встретить рассвет. Кстати, зацените эту грунтовую зигзагообразную дорогу, ведущую с перевала в долину (на фото ниже). Самый веселый участок пути во время всего нашего путешествия. Общее количество поворотов - 9. Если спустились мы по ней без сложностей, то на подъеме один из микроавтобусов (Mercedes-Benz Istana) не тянул на самом нижнем участке дороге, и второму (Mitsubishi Delica) пришлось его вытягивать.

Поначалу со светом не очень везло. Немного посветило на восходе, но вскоре небо оказалось затянутым серыми тучами. Надежды на красивую утреннюю съемку постепенно таяли. Я уже подумывал о том, что не стоит здесь больше задерживаться и лучше поскорее спуститься в долину. И тут, надо сказать, очень выручило терпение и фотографическое чутье нашего лидера. Он будто чувствовал, что надо еще задержаться на перевале, что можно дождаться интересного света. Мы засели с ним на склоне чуть ниже перевала, и через полчаса ожидания по долине поползли солнечные пятна.

Светопредставление продолжалось не очень долго - наверно, чуть больше получаса. Но за это время мы отсняли десятки кадров, и каждый новый кадр был по-своему уникальным, так как тени от проплывающих над долиной облаков создавали неповторимые рисунки. Мне очень сложно было отбирать для журнала фотографии из этой серии - решать, какие из них мне нравятся больше, а какие меньше. Наверно, я с этой задачей так и не справился, потому что фотографий все равно оказалось много.

По долине Чулышман проходит дорога к Телецкому озеру. Это направление популярно у туристов, поэтому по всей долине раскидано большое число турбаз. Мы тоже спустились в долину и поехали по направлению к Телецкому озеру, но конечной целью поездки, было не Телецкое озеро, а каменные грибы Чулышмана. Расположенные в урочище Аккорум, они являют собой редкое природное явление - каменные останцы в форме грибов, образованные в результате многовекового выветривания.

Всего мы "ходили по грибы" два раза. Традиционно для фотографов: на закате и на рассвете. Дорога к Телецкому озеру проходит по левому берегу Чулышмана, а урочище Аккорум расположено на правом берегу, так что придется найти водный транспорт, чтобы попасть к грибам.

Каменные грибы Чулышмана стали кульминацией нашего путешествия. После них - только долгая дорога назад.

Возвращались тем же путем. Проезжая по Улаганскому тракту не могли не остановиться вновь у озера Киделю. Вообще, в этой части Улаганского тракта расположена целая система озер, но Киделю безусловно является самым красивым из них. Кстати, сравните эту и первую фотографии. Они сделаны с разницей в два дня, время суток примерно одно и то же. Но насколько по-разному они выглядят из-за того, что освещение различается!

Утренний Киделю.

Больше ничего интересного не оставалось между Киделю и Барнаулом, где нас уже на следующее утро ждал самолет. Предстоял дооолгий переезд до Барнаула.

Все эти длительные переезды с места на место во время алтайского путешествия меня очень сильно утомляли. Особенно во время переездов с Мультинских озер до Актру и из Курайской степи в Чулышман. Мне было тяжело высиживать в машине по 8 часов в день. Обычно во время таких переездов ничего толком не поснимаешь, фотографии не пообрабатываешь, ничем другим полезным не позанимаешься и даже поспать нормально не получится. Дороги, по которым нам прихидось ездить на Алтае, не отличались ровным покрытием. От одного такого дня постоянной тряски, тесноты и пребывания в сидячем положении я уставал больше, чем за день интенсивного трекинга в Гималаях.

С другой стороны, если бы не эти частые и длительные переезды, то мы бы не увидели Горный Алтай в ТАКОМ его разнообразии. Мультинские озера, долина Актру, Курайская степь, долина Чулышман - все эти места совершенно не похожи друг на друга. Да, я уверен, что мы не повидали и трети красот Алтая. Но это и не возможно сделать за одно путешествие, если только это путешествие не будет продолжительностью в несколько месяцев. Зато у нас получился хороший "ознакомительный тур" по Алтаю. И теперь я уже знаю, где хотел бы побывать на Алтае в следующий раз: сходить в трекинг к Белухе. Обычный пеший трекинг к одному из наиболее красивых мест Сибири. Но это не сейчас, а в каком-нибудь отдаленном светлом будущем. А сейчас и других планов громадье.

Где на Алтае мне понравилось больше всего? На этот вопрос я до сих пор не готов ответить однозначно. Даже сейчас "разрываюсь" между озером Куйгук, Курайской степью, долиной Актру и перевалом Кату-Ярык. Наверно, долина Актру заняла какое-то особое место в моих впечатлениях от поездки, потому что именно там наше пребывание проходило в наиболее расслабленной обстановке и было достаточно времени насладиться местными красотами.

См. также:
Путешествие по осенней Тоскане
Трек по национальному парку Лангтанг (Непал)