Пальмира - королева пустыни

Вместо пролога. У меня дома на книжной полке давно пылится путеводитель "Вся Сирия", написанный талантливыми российскими журналистами Д.Осиповым и С.Медведко. Это самый подробный и качественный путеводитель из всех, какие только писались об этой стране. 600 страниц, где методично отображена каждая пядь сирийской земли, каждый город, замок, мавзолей, вплоть до отдельно стоящих колонн и груд древних камней. И я все эти годы боюсь его открывать и даже прячу на задней полке. Потому что понимаю, что страны, так любовно представленной Д.Осиповым и С.Медведко уже нет, или почти уже нет. Уже разрушены десятки сирийских городов, уничтожены сотни памятников. Еще немного и путеводитель "Вся Сирия" будет отображать лишь исчезнувший фантом....
Это пост о древнем городе, руины которого возможно скоро полностью исчезнут.

Я снимал в Пальмире два дня, но к сожалению, солнце выглядывало тогда лишь на несколько часов - надвигалась пылевая буря, и многие фото получились темноватыми.



В средние века все считали, что Пальмиру, по арамейски Тадмор (кстати, эти два слова близки по смыслу - это "город пальм") построили джины для царя Соломона, ну или, как вариант, сам Соломон. Об этом есть упоминание в Ветхом Завете:

«И построил он Фадмор (Тадмор) в пустыне, и все города для запасов, какие основал в Емафе.» /2-я Паралипоменон 8:4/

Иудейский путешественник из Испании Вениамин Тудельский так описал Пальмиру в 12 веке:

«Тадмор также построен в пустыне Соломоном из подобных же громадных камней; город окружен каменною стеною, лежит в пустыне, вдали от населенных мест и отстоит от упомянутого выше Ваалафа на четыре дня пути. В Тадморе живут около двух тысяч евреев, храбрых в бою. Они воюют с христианами и арабами, подвластными Нуреддину, и помогают соседям своим измаильтянам.»

Правда, тут возникает вопрос - существовал ли сам царь Соломон, на который, скорее всего, стоит ответить отрицательно...
А вот название "города пальм" известно с глубокой древности. Уже во 2 тыс. до н.э. на одной из ассирийских табличек присутствует имя - Пузур Иштар, тадмореянин. На табличках времен ассирийского царя Тиглатпаласара I (1114-1076 гг. до н.э.) есть упоминание о "Тадморе в стране Амурру".

Ранее утро, Пальмира - "Город пальм", еще спит. Спит и владелец местного транспортного средства)


Но своего расцвета Пальмира достигла после открытия Великого шелкового пути. Она стала одним из многих "караванных городов", таких как Хатра, Петра и т.д. Арабские и арамейские купцы, сколотили огромные состояния на посреднической торговле между Востоком и Римской империей.
С I века н.э. формально город стал частью империи римлян, но постоянно тяготился этого статуса, так как роль вечного посредника между Западом и Востоком была ощутимо выгоднее. Но, в 211 г. н.э. при императоре Септимии Севере Пальмира официально вошла в состав Римской империи. Именно в III в. н.э. начался экономический расцвет Пальмиры. Большая часть, сохранившихся ныне сооружений города, относится именно к этому времени.

Рост благосостояния пальмирцев привел к значительной самостоятельности города. В 258 г. римский консул арабского происхождения - Оденат, совершил ряд удачных походов против парфян, извечных врагов Рима. За это император Галлиен произвел его в "местные императоры". "Император востока" не остановился на достигнутом, Оденат смог присоединить к своему царству почти весь Ближний Восток. Естественно, его успехи стали беспокоить Римскую империю, и в 267 г. он был убит в Эмесе (современный Хомс).

И тут на историческую сцену выступает жена Одената - царица Зенобия, прославившая и себя, и Пальмиру. Зенобией ее называли римляне, настоящее имя этой женщины - Зейнаб или Зубайдат Бат Заббаи.



Историки описывают Зенобию, как женщину "необыкновенной красоты с матовой кожей, черными глазами и зубами белыми, как жемчуг". Она могла на коне легко сделать дневной переход вместе со своими воинами.

Советником Зенобии стал философ-неоплатоник Дионисий Кассий Лонгин, который посоветовал царице начать войну с Римом. И война началась. Зенобия разгромила все римские легионы в Египте и Малой Азии, создав огромную империю, куда входил весь Ближний Восток. Арабы-бедуины царицы Зенобии, по сути, создали в 3 в. н.э. предтечу будущего арабского Халифата. Но, триумф бедуинского государства был недолгим, новый римский император Аврелиан в 272 г. н.э. в битве по Эмессой разгромил полчища царицы Зейнаб и взял Пальмиру штурмом. В 274 г. н.э. царицу Зенобию провели в золотых цепях по улицам Рима в процессии триумфа императора Аврелиана.

За пальмами уже виднеются руины главного пальмирского храма бога Бела.


В дальнейшем город начал постепенно угасать. В 634 г. Пальмира была занята арабами-мусульманами. Из-за сокращения торговли в данном регионе, значение города резко упало, так как торговые пути стали пролегать через новые арабские города - Каир и Багдад.

В 12 в. сельджуки превратили главный храм города в средневековую крепость. В этой крепости местное население укрывалось от набегов кочевников вплоть до 20 века. Только в 1929 году с территории храма была выселена небольшая деревушка местных жителей.

Одна из угловых башен ограды храма Бела.  Этот храм - самое хорошо сохранившиеся сооружение такого рода на Ближнем Востоке.


Башня ворот сельджукской крепости. Когда-то входом в храм служил восьмиколонный портик, в средние века из него сделали боевую башню.




Еще один угол храмовой ограды, превращенный сельджуками в боевую башню, даже один зубец остался. Рядом основание круглой башни, состоящей из одних сполий - круглых пальмирских колонн.


Главный храм Бела внутри обширного двора. На переднем плане блоки от основания какого-то крупного сооружения, вероятно, это руины зала, где устраивали жертвенные трапезы - сотни забитых животных поедались лучшими людьми города.


К главному храму, стоящему на возвышении ведет пологий пандус. По этому пандусу выносили статую бога Бела, видимо, в древности вокруг храма устраивали процессии с главной статуей божества, какие сейчас можно увидеть в Индии, где многие тысячи людей во время праздников носят статуи Вишну или Шивы по улицам городов.



Храм Бела чем-то похож на античные храмы периптеры, но у него есть и серьезные отличия. Наверно, главное, то что вход здесь осуществляется не с торца, как в Греции и Риме, а с длинной боковой стороны сооружения. Крыша храма была плоской, как это принято на Востоке.



Высокие тонкие колонны храма, по пропорциям, больше похожи на персидские (их можно видеть в Персеполе), чем на греческие или римские. Изначально, колонны имели бронзовые капители, но их вывезли солдаты Аврелиана, как военные трофеи, после штурма города. Наверху заметны характерные для месопотамской архитектуры зубцы.



Несмотря на восточный облик, храм Бела начали строить только в 1 в. н.э., при императоре Тиберии.


Многочисленные дырки в в стенах храма, это результаты поползновений местных жителей в поисках металлов, ведь в древности все каменные блоки скрепляли металлическими скобами.


Потолок южной ниши храма Бела.


Статуи божеств на Востоке всегда ставили в специальные ниши, в отличии от греков, которые ставили своих богов на постаменты открыто. Именно из трансформации подобных ниш появился михраб - исламская молельная ниша, указывающая направление на Мекку.

Южная ниша храма.


Какие боги и в каких нишах здесь располагались - неизвестно. Безусловно, в храме стояла статуя верховного бога Бела или семитского Ваала. Якобы она была вылита из чистого золота, и ее умыкнули легионеры императора Аврелиана.
Но, кроме Бела в храме могли находится и статуи других богов, тем более здесь две ниши, и они достаточно вместительные. Известно, что пальмирцы почитали богов в виде "святой троицы", как правило, это был верховный бог Бел, бог солнца Ярихбол, и бог луны Аглибол.
При этом со 2-3 вв.н.э. главного бога Троицы перестали называть по имени, он стал просто "благим", "милосердным" и т.д.

Северная ниша.


Потолок северной ниши. Считается, что тут изображены планеты и знаки зодиака.


Рельефы во дворе храма Бела. К сожалению, дошли они не в лучшем состоянии, но все же, кое-что разглядеть можно.
Это, как я понимаю, бог солнца - Малакбел, с характерным венцом с солнечными лучами. Он же бог плодородия, поэтому рядом с ним на жертвеннике лежат какие-то фрукты.


Здесь изображены какие-то воины в римском боевом облачении.




Внизу, очень интересный рельеф, изображающий арабскую процессию. Мы видим верблюда, несущего на себе нечто вроде палатки, а вот справа от него стоят "закрепощенные женщины Востока", укутанные в материю с головы до пят. Видимо, это повседневная уличная одежда пальмирских женщин, характерная для всего эллинистического мира. Это традиция, закрывать себя полностью покрывалами, видимо, пришла из Древней Греции, где, как известно, замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой и без сопровождающих лиц. Возможно, в пустынном, пыльном климате Пальмиры мода на покрывала только усугубилась, так как ткань дополнительно защищала местных дам от песка пустыни.



Интересно, что античная традиция, требующая прятать женщин под покрывалами, не была преодолена даже заповедями ислама. В коране, как известно, нет требований полностью скрывать женщину от посторонних глаз с помощью материи, там есть предписания закрывать только первичные и вторичные половые признаки. Но, языческие традиции оказались невероятно сильны - мы можем и сейчас наблюдать женщин в исламском мире закутанных в чадры и паранджи.





Обширный двор храма Бела.








По всему периметру двора шли галереи с колоннами, с одной стороны они очень хорошо сохранились.




А это уже крепостная стена, возведенная сельджуками в 12 веке из обломков храма.


Какой-то неразборчивый рельеф, изображающий человека-птицу.


Общий вид храма Бела. Непосредственно к храму подходили колоннады декумануса - главной улицы всех городов, построенных по римским лекалам. Но, часть декумануса, непосредственно прилегающая к святилищу, не сохранилась, там теперь проходит современная дорога.


Сейчас декуманус начинается от триумфальной арки, возведенной примерно в 200 г. н.э. во время правления императора Септимия Севера.


"Сирийская" династия Северов очень много сделала для Пальмиры, именно в их правление были возведены все основные здания в городе, в том числе и Большая колоннада.


Почти все колонны в Пальмире имеют специальные консоли-выступы. В древности на них ставились бюсты лучших людей города. Бюсты, как правило, были бронзовыми, поэтому их давно все украли и переплавили.


Общая длина декумануса - 1100 метров. Когда-то на этой главной улице города шла бойкая торговля, за рядом колонн располагались лавки купцов и мастерские ремесленников.




Кое-где сохранились стены крупных построек за колоннами главной улицы (в данном случае, это стены театра Пальмиры). Эти стены отмечают ширину тротуаров, идущих с каждой стороны декумануса. Именно здесь стояли торговые ряды, и прохаживались граждане города. Эти пешеходные зоны имели деревянные перекрытия, как в средневековых арабских рынках, например, в Дамаске. Градостроительная культура исламских городов почти всегда повторяла формы Древнего Рима. Поэтому, всем кому интересно узнать, как жили римляне в начале нашей эры, я бы посоветовал съездить в Каир или Дамаск, где сохранилась средневековая городская застройка.



Как правило, дома большинства граждан в Пальмире строились из сырцовых кирпичей, поэтому от них почти ничего не осталось. По всему римскому миру жилые дома строили из менее долговечных материалов, чем общественные сооружения - форумы, театры, колоннады главных улиц и т.д. Поэтому сегодня многие руины римских городов имеют характерный внешний вид - это, как правило, ряды колонн, стоящие в чистом поле, возможно руины театра, агоры, и все - больше ничего не сохранилось.



Вид центра Пальмиры. Лес колонн прочерчивает главные улицы, а вокруг пустота, дома жителей полностью исчезли, и только редкие холмики и камни вокруг напоминают, что когда-то здесь были оживленные кварталы. По некоторым данным в Пальмире периода расцвета могло проживать до 200 тыс. человек.





Возможно, эта апсида когда-то была частью терм города.


Массивные стены остались от агоры города, она служила рыночной площадью и местом собраний.


По периметру прямоугольный двор агоры окружали портики крытых галерей.


Агору начали разрушать еще при царице Зенобии, ее камни пошли на строительство оборонительных стен города.


Часть исчезнувшего фонтана.




Циклопические блоки неизвестного сооружения рядом с театром Пальмиры.


Сам театр был закрыт по причине позднего времени, я осматривал центральную часть города вечером.  Через решетку видна его сцена. Надо признать, что театр в Пальмире восстановили грубовато, он похож на новодел, в силу этого, не очень интересен.

После захвата Пальмиры боевиками ИГИЛ на сцене этого театра террористы убили 20 человек, наблюдать за убийством были согнаны местные жители.


Входной портал агоры.




Массивное сооружение на переднем плане - тетрапилон. Его колонны сделаны из розового асуанского гранита. Тетрапилон обозначал пересечение главных улиц и, фактически, центр города.




На территории Пальмиры сохранился еще один храм, он находится несколько севернее храма Бела и Большой колоннады. Это храм Баалшамина - бога неба. Баалшамин, также как и верховный бог Бел (аналог греческого Зевса), тоже почитался в виде Троицы, причем дополнительные персонажи у него были аналогичны, это опять же бог солнца Ярихбол (или Малакбел) и бог луны Аглибол.  Зачем пальмирцам понадобилось дублировать свою главную "святую троицу" непонятно. Но, однозначно, что храм Баалшамина много меньше размерами, значит его статус ниже, чем у верховного бога Бела.

Общий вид комплекса храма Баалшамина.


Комплекс Баалшамина состоял из многих дворов, но лучше всего сохранилось главное здание храма. Скорее все, этому способствовало то, что в 5 в. н.э. храм был переоборудован в христианскую церковь.


Несмотря на малые размеры храм Баалшамина выглядит весьма монументально.


А внутри него - настоящий рай.


При Оденате и царице Зенобии Пальмира была окружена крепостными стенами общей протяженностью - 12 км. Интересно, что до этого город не имел укреплений. Просуществовали пальмирские стены недолго, в 272 г. император Аврелиан приказал их уничтожить. Но, уже Диоклетиан начал восстанавливать стены города, так как Пальмира стала важным военным форпостом на востоке империи. Также известно, что стены были обновлены византийским императором Юстинианом в 6 веке. Правда, и в этот раз укрепления просуществовали недолго, в 8 веке омейядский халиф Мерван II приказал их разрушить еще раз.

В общем, то что можно увидеть в Пальмире сейчас - это, скорее, свременная реконструкция.


На своем западном конце декуманус упирается в сооружение с портиком, это погребальный храм, правда, неизвестно чей. Исходя из его важного положения (ведь этот храм замыкает улицу), этот мавзолей, возведенный в III в. н.э. мог принадлежать человеку (или семье) с очень высоким статусом. Можно даже предположить, что его строили для Одената или самой царицы Зенобии. Вход в сам склеп располагается позади храма, там есть небольшая дверь.


В Пальмире существовало три или даже четыре типа погребальных сооружений - погребальные храмы, погребальные дома (от них почти ничего не осталось), башни и подземные гипогеи. Но, о пальмирских некрополях и музее рассказ будет в следующей части.

А пока несколько мрачных фото вечерней Пальмиры.
На заднем плане, на горе, стоит средневековый замок, возведенный мамлюками в 12 веке.






На холме, ближайшие к городу погребальные башни пальмирского некрополя.


Продолжение следует...

Мои посты, посвященные Сирии:
Дура-Европос - плавильный котел народов.
Древний город Алеппо.
Сирийские города на Евфрате.
Расафа - город призрак
Сирийские Мертвые города.
Ассасины и замок Масьяф
Мааррат ан Нуман - преддверие "мертвых городов" Сирии.
Сирийские глиняные дома и арабский замок Шмемис
Каср Ибн Вардан - дворец в пустыне.
Хама - город на реке Оронт
Сирия - замок Маркаб
Апамея - город боевых слонов Селевка Никатора.
Памятники Дамаска вне стен Старого Города.
Баб Сагыр - "Город мертвых" в Дамаске
Замок рыцарей - Крак де Шевалье
Дамаск. Старый город и цитадель.
Улицы старого Дамаска.
Дамаск. Мечеть Омейядов
Tags:
Зависла у вас надолго и все-равно не успеваю досмотреть, дочитать, придется вернуться. Рельеф человека с крыльями, словно бы находится в гуще плодоносящих ветвей дерева.
Дааааа...Грандиозно
Дааааа...Грандиозно, замечательно , интересно ! Вы счастливец. Не дай бог ИГИЛ решатся на...
В подобных местах был только в Помпеях и Луксоре, но здесь ! Какие масштабы.
Нет, там хорошо выявляется только шизофрения автора, и ничего более.
спасибо. обожаю такие древности. как-будто сама там побывала.