maksiq (maksiq) wrote in ru_travel,
maksiq
maksiq
ru_travel

Categories:

Загородная резиденция Бухарского эмира

Продолжаю отчет о поездке в Узбекистан. Сегодня рассказ про поездку в загородную резиденцию эмира. Она интересна смешением стилей, так как последний эмир, получив образование в России, то и резиденцию он строил на европейский лад, но элементы и целые помещения в старом стиле тоже остались. Впрочем, такой смеси европейского стиля с восточной роскошью и великолепием, которые мы видели в некоторых дворцах в Индии, например, в Гвалиоре - ему очень далеко. А начнется рассказ не с резиденции эмира, а с интересного сооружения в самой Бухаре - Чор-Минор, четыре минарета, к которому мы заехали по пути.

Впрочем, открою пост я фоткой, показывающей, как разные традиции причудливо проникают друг в друга и смешиваются. Этого коня я увидел у художника, создающего картины на шелковой бумаге в традиционном стиле. Но этот конь - он совершенно другой, составлен из фигур животных. Мне по ассоциации вспомнился Джузеппе Арчимбольдо, составлявший портреты из фруктов.



Для начала, все-таки, будет пара фоток из отеля. Про совершенную неожиданность в виде отеля Kavsar Boutique в старом еврейском доме, которому уже 400 лет я писал в первом посте из Бухары. Просто только на второй день, выйдя на завтрак, мы обнаружили красивый зал, тоже оформленный в старом стиле. В первый день завтрак был во внутреннем дворике и я был уверен, что так принято. А тут - такой сюрприз. Почувствуй себя - не старым евреем, нет - а жителем дворца прошлого века. Путь даже скромного дворца.





А теперь - вперед, на экскурсии. Чор-Минор расположен в середине местного квартала с узкими улочками. Поэтому bs оставляем машину, переходим арык - и идем.



В квартале дома - очень разные, есть и старые, еще с глинобитными стенами из глины с соломой на деревянном каркасе, есть новые, кирпичные. В общем, как везде, все в разном положении, и одни обновляют и ремонтируют квартиры, покупают новые, а другие - живут как есть. Кстати, мода на глинобитные стены может еще и вернуться - как на более экологичное жилье, особенно по вентиляции. Только вряд ли он будет столь дешевым - нужно же хорошее дерево на каркас :)



Кто-то устроил двери с металлическими украшениями.


А вот показались минареты.



Рядом кипит стройка, разбирают старый дом, чтобы построить новый. Можно увидеть, как устроена стена.


А мы - дошли. В начале 19 века жил богатый купец в этом квартала, у которого было четыре дочери. Он их всех выдал замуж, остался один, без наследников. И построил Чор-Минор, небольшое медресе, с четырьмя минаретами в честь дочерей. Само здание - это мечеть, а справа и слева пристроены жилые комнаты. Мы сейчас смотрим с заднего входа, перед которым небольшая площадь, а передний закрыт частными домами.


Рядом - немного зелени


Напротив, как водится в Бухаре - небольшой набор сувенирных магазинчиков.



Внутри Чор-Минор сейчас - тоже магазинчик, но можно подняться на следующие этажи и посмотреть вокруг.


Наверх ведет узкая лестница.


Центральный зал на втором этаже.


Из него можно выйти во все минареты.


В одном из них, через люк, можно заглянуть наверх - там еще несколько этажей.


А это - в других.



Поднимаемся еще на этаж, выходим на крышу, смотрим вокруг.




Сама конструкция крыши и купола - из камней, в один слой. Никакой специальной гидроизоляции не нужно - снег не лежит и дожди очень редки.





Это - крыша корпуса для жилья. Старые крыши - они все купольные.



Старая решетка закрывает какой-то проход.


Спускаемся, возвращаемся к машине. И едем в резиденцию эмира. Наш путь лежит через новую Бухару. Там сначала идет панельная застройка советского периода, а потом - и более современные коттеджи. Традичция жить в большом доме нескольким поколениям сейчас уходит, молодые хотят жить отдельно. Для этого жилье надо покупать, можно - в старой Бухаре, можно - в новых районах. В зависимости от кошелька и предпочтений. Гид говорит, что существенной разницы по ценам в старой Бухаре и новой - нет, зависит от самого жилья. А еще - от планов хозяина, если дело связано с туризмом, то старый город - предпочтительнее. А есть еще поселки типовой индивидуальной застройки в ипотеку. Многоквартирных домов сейчас не строят. А население Узбекистана - растет.



Приехали. Вход в резиденцию эмира. В отличие от традиционного стиля, много темно-красного цвета в мозаике. В Узбекистане его не употребляют, считая жарким и предпочитая холодные цвета. А на сервере - наоборот, и эмиру он нравился.



Это, типа, арабская надпись. В общем-то видно, что вычурные сложные мозаики уже создавать ленились. А, может, это тоже дань моде, этакий примитивизм.


Внутри гуляют павлины. Говорят - прямые потомки тех павлинов, которые были при эмире. При том, что павлин живет 40-60 лет - не такие уж и далекие потомки. Внуки :)


На территории - продажа народных промыслов. Но это тоже часть музея, потому что одна из его составляющих - как раз декоративно-прекладное искусство. И, что интересно, в Бухаре в очень многих местах продают сами мастера.



Проходим на следующий двор.


Снова парк и павлины.



А это - основной дворцовый корпус. Построен буквой П из нескольких разнотипных зданий. Через ворота мы вошли, к ним пристроен большой диван, адальше - европейская часть.






Заходим внутрь. Оформление и мебель - смешанные.



На мозаике над зеркалом - сова.


Комната в торце - многочисленные окна выходят на все стороны.



Китайские вазы - подарок китайских и японских императоров эмиру. На этой дамы играют в бадминтон прямоугольными ракетками.


А здесь - суровые восточные мужчины.


Карта каких-то земель.


Следующий зал с зеркалами и витражами.


Шкафчик слева - стеклянный холодильник. На нижнюю полку ставили лед, а открывался он сверху.


Роскошный потолок в том же зале.


Серебро - кувшины, шкатулки.


Шахматный столик эмира. Это уже следующий зал.


В каждом зале - сложены печи. Зачем печи в летней резиденции в Бухаре? А чтоб чувствовать себя по-европейски. И вот что-то этот эмир со столь слепым подражанием Европе начал мне напоминать кое-кого из современных подражателей.


Потолок.


Громадный футляр для Корана, подарок России.


Навершие зеркала. Сверкает серебром. а через фигурные завитки - льется свет из окна.


Еще один зал - приемный покой перед тронным залом.





А это - тронный зал. В него зайти не дают, только заглянуть. Из-за разницы освящения не верится, что фотки сделаны практически подряд...



Весь дворец покрыт лепниной, и здесь - фотография мастера, который это делал и его инструменты.


Выходим на улицу. Это - львы перед крыльцом. Тоже сделаны "по образу" петербургских.


Могучий дуб, почти 150 лет (на табличке написано 147 и год - не указан). Ствол и крона.



Идем по парку.


Выходим к отдельному корпусу, который был предназначен для гостей эмира. Сейчас в нем выставка старой одежды.



Женские халаты. Их сохранилось куда больше, чем мужских. Потому что у женщин вообще вещей больше, так было всегда :)



А это - паранджа. Непременный предмет на любой выставке, где есть одежда. Одевали на голову, спереди - жесткая сетка из конского волоса. По ложным рукавам сзади можно было определить, замужем ли женщина - у замужних их сшивали. А по кисточкам - число детей. Впрочем, здесь этого не видно.


Шапки.


Халаты с разными геометрическими узорами. Такие тоже были.


Тюрбаны.


Еще один зал. Оформление залов - красиво.




И еще халат.


А это - женские тюбетейки. Со специальным кармашком, куда заправлялись волосы.


Парадный зал, где гости ели. Здесь выставлены халаты самого эмира. Тяжелые, расшитые золотом.




А также его обувь и пояса.



А это - изящный столик.


Роскошный потолок.



Снова выходим на улицу. Вокруг продолжается парк, цветут розы. Но на голой замле они почему-то не выглядят столь привлекательными, как в Европе.


Мастер продает миниатюры на шелковой бумаге. Именно его работа открывала пост, а здесь можно увидеть остальное, в традиционной манере. Мастер тоже здесь, пока туристов нет - он рисует.





Шелковую бумагу сейчас, кстати, не делают. Ее берут из старых книг, рисуя на обороте или на широченных полях, если надпись соответствует рисунку, например, представляет стихотворение о любви. А шелковая она не потому, что из шелка, а потому, что из коры шелковицы, листьями которой питаются шелковые коконы.


Боковая дорожка в сад.


А мы идем дальше, к следующим зданиям. А пока - вид на дворец, назад.


Павильон у рядом с водоемом. У подножия раскинулась выставка сюзане, здесь же показывают изготовление.




Их вышивают крючком и это - довольно трудоемкая работа. Боюсь, что в наш век машинной вышивки и по мере поднятия уровня жизни она обречена. Нет, кончено. отдельные мастерицы сохранятся еще долго. Только дело в том, что реально красивую штуку может создать только та, кто отдала этому много лет, сделала множество вещей и получила необходимый опыт. А этого у них не будет. Так происходит с любым ремеслом, то. что остается в виде народных промыслов - деградирует, это хорошо видно в европейских музеях на примерах кружев - пик мастерства был в 16-17 веках, а потом идет постепенная деградация.




А это - сам водоем. На другом берегу, за оградой - здание санатория. В этой зоне их много. Пока ехали, мы видели довольно много санаториев и больниц вдоль дороги, окруженных большими парками. Говорят, в некоторых из них лечится довольно много больных из России, которым полезен местный климат.


А это наоборот, вид с другой стороны водоема на павильон с балкончиком и здание рядом. В здании жили эмирские жены, и они купались в водоеме. А эмир, говорят, имел обыкновение кидать им яблоки, и если кто-то ловил - награждал.



Выходим к какому-то заброшенному строению. Оказывается, это - старый въезд в резиденцию, давно закрытый. Он не реставрирован. Зато внутри можно посмотреть старые аутентичные конструкции.



Старые толстые ворота.


Дальше начинаются коттеджи местных жителей. Сейчас загородная резиденция - в черте Бухары. Но застройка - коттеджная.


А мы возвращаемся назад через весь парк к основному выходу. Последний взгляд на дворец.


Памятник Усто-Ширин Мурадову, инструменты которого мы видели во дворце.


Сюзане, розы и павлины.




А вокруг - живут люди в своих домах, современных и не очень.


На этом репортаж о загородной резиденции эмира заканчиваю. Продолжение следует. Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Узбекистан
Tags: Бухара, Узбекистан, фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments