По железной дороге в Западную Армению. Путешествие из Анкары в Карс

Здравствуйте! Хотел бы поделиться своими впечатлениями о железнодорожной составляющей недавней поездки в Турцию - о путешествии на пассажирском поезде из Анкары в Карс. Этот поезд имеет громкое и звучащее название "Восточный Экспресс", но в пути он находится достаточно долго. 1350 километров маршрута преодолеваются целых 25 часов, то есть средняя скорость всего 54 км/ч. Небыстро, прямо скажем, но в данном случае мы не спешили. Как бы это не звучало банально, для меня романтика путешествий в поездах до сих пор актуальна, это один из действенных способов проникнуться страной, а самолёт всё же не даёт таких целостных впечатлений. Ну и бонусом, несомненно, являются красивые виды Малоазиатского и Армянского нагорий, открывающиеся из окна вагонa. Из Анкары поезд идёт в режиме ночь-день, отправившись ровно в 18.00 и прибыв в Карс с несущественным 30-минутным опозданием в 19.00.
(без названия)

Билет приобретался на сайте Турецких железных дорог за три недели до поездки. В итоге все купе в нашем вагоне были заняты на том или ином отрезке маршрута, так что, думаю, билетами лучше обзаводиться заранее, недели за две - именно на ночные поезда дальнего следования. Для справки: как я заметил, вагоны подразделяются на три категории: Pulman - сидячка с компоновкой мест 2+1, Kuşetli - четырехместное купе по типу привычного нам и Yataklı - двухместное купе повышенной комфортности. Именно в последнем мы и ехали, стоимость билета на человека - 27 евро (85 турецких лир), что совсем недорого, учитывая расстояние и очень приличные условия. Одиночному пассажиру придётся немного доплатить за целое купе, оно выкупается целиком, незнакомого попутчика быть не может. Я проверял, сумма небольшая (около 6 евро), зато дети до 12 лет в таком вагоне едут бесплатно.
(без названия)

Удивили носильщики, я уже отвык от такого сегмента вокзального сервиса - редко где можно встретить.
(без названия)

Табло отправления дальних поездов. Наш поезд - номер 19, "Doğu Ekspresi" ("Восточный Экспресс") в Карс отправляется в 18.00. Интересно, что на посадку его подали всего за 10 минут отправления, я ожидал ранее. Поезда в расписании до Стамбула на самом деле доходят только до станции Pendik (25 км от Хайдарпаши и паромов в европейскую часть города), это пригород недалеко от аэропорта Сабиха Гокчен.
(без названия)

На первой платформе находится интересный вагон-музей. Вагон Ататюрка, конечно же, один из двух. Вагон не совсем простой, имеется информация. что он был подарен Мустафе Кемалю Атарюрку лично Гитлером (но вот такой монент нигде не упоминается). Кроме того, в этом же вагоне тело усопшего Ататюрка было доставлено из Стамбула в Анкару. Но к сожалению, посетить вагон не удалось, так как принимают только группы минимум в 10 человек. Ну да ладно. Правее вагона (на фото не видно) находится старое здание вокзала Анкара, там также располагается небольшая экспозиция на железнодорожную тематику. Но мне она показалась малоинтересной, кроме того с утра уже ходили в один из музеев Анкары.
(без названия)

Колонка с питьевой водой на перроне. Народ в принципе подходил часто и заполнял бутылки. Как заметил, многие готовились к поездке основательно, имея внушительные сумки с провизией. Не только на наш поезд, а вообще.
(без названия)

Наш поезд подали на посадку поздновато, за 10 минут до отправления поезд. Далее начинается долгое (25 часов), но комфортное и совершенно не тяжёлое путешествие в Карс.
(без названия)

Ищем и находим своё купе, всего их десять. Как видим, в коридоре отсутствует ковёр, частый атрибут наших купейных вагонов, приятная взору деталь поездного уюта.
(без названия)

Общий вид 2-х местного купе. По своему внутреннему пространству оно достаточно объёмное, просторное, с лихвой хватает места для двоих. Бельё уже заправлено, а два кресла легко трансформируются в нижнюю полку. Окно не открывается, лишь верхняя часть откидывается градусов на 30.
(без названия)

Умывальник с дозатором жидкого мыла. Предоставляется и твёрдое мыло в корпоративной коробочке от TCDD)
(без названия)

Холодильник, уже с нашей провизией. Изначально там были вода, по паре шоколадок и снеков-палочек, включённых в стоимость билета.
(без названия)

Имеется шкафчик с полками, в глубине - розетка, через которую включён холодильник, но можно её использовать и для зарядки телефонов и прочих гаджетов.
image.jpg

Комбинация занавески и солнцезащитной шторы.
image.jpg

Очень удобный широкий выдвигающийся столик, то есть можно полноценно расположиться на обеды/ужины.
image.jpg

Вешалки-крючки для одежды, молоток для стекла на случай аварийной ситуации и полка для багажа.
image.jpg

Одноразовые тапочки. Как я понял, это своеобразный турецкий стандарт. В любом провинциальной недорогой гостинице обязательно будут одноразовые тапочки.
image.jpg

Персональный ключ от купе, выданным проводником после отправления. На случай, если хотите прогуляться в вагон-ресторан, в туалет, да мало ли ещё куда.
image.jpg

Изнутри купе закрывается на обычную защёлку.
image.jpg

Регулятор температуры и выключатели. Индивидиальных ламп освещения для каждого места не предусмотрено.
image.jpg

Под умывальником - ящик для мусора.
image.jpg

Вид на застеленную верхнюю полку.
image.jpg

Купе проводника, которого почти всю дорогу практически не было видно, за исключением крупных станций. Проводник предпочитал находиться в вагоне-ресторане. Я так и не понял, то ли это являлось его дополнительной обязанностью, помогать там, то ли ему было просто скучно и он предпочитал быть поближе к своим коллегам. Кстати, рядом с купе проводника имеется и небольшая душевая кабина, вот не сфотографировал, жаль. Но пользовались, всё в порядке - горячая вода в наличии.
image.jpg

Помещение туалета, в вагоне их два - обычный, западного типа, и традиционный восточный без стульчака. Турция же. Туалеты в целом чистые, но не совсем свежие - терпимо, учитывая возраст вагона. Это тип TVS2000 производства локального, турецкого вагоностроительного предприятия TÜVASAŞ (годы выпуска 1992-2002).
image.jpg

А тем временем наш поезд шустро выезжает за пределы Анкары.
image.jpg

Вскоре двухпутная пригородная электрификация, далее - только тепловозная однопутка до самого Карса. Жаль, что не было расписания движения поезда на стене в коридоре, немного неудобно. Впрочем, на следующее утро включил GPS на телефоне, чтобы ориентироваться на маршруте следования.
image.jpg

Проезжаем мимо каких-то городков, скоро стемнеет.
image.jpg

Самое время преобразовать два кресла в нижнюю полку и задуматься о походе в вагон-ресторан. Не с целью поужинать (плотно пообедали в Анкаре, да и с собой было), а просто полюбопытствовать, как там всё устроено, какие цены и т.д.
image.jpg

Вид на барную стойку, слева - тележка с чаем, водой и лёгкими снеками, которая вскоре отправится в сидячие вагоны. В нашем вагоне тележки я не видел, но как бы имеется кнопка вызова персонала. То есть возможно более индивидуальное обслуживание, хотя не уверен - не пользовался.
image.jpg

Супруга изучает меню вагона-ресторана и общий вид. Клиенты есть, человек десять было, и постоянно приходили новые.
image.jpg

Меню поближе, ценник процентов на 30 выше, чем в среднем по стране. Чай/кофе - 0,5 евро, вотка с пивом - по 1 евро, супы чуть дороже евро, основные блюда 4-6 евро, но порции небольшие. Однако к главному заказу неукоснительно приносят корзинку с хлебом, салатик и оливки. Это я немного подсмотрел, чего там они едят. Сам взял себе бутылку местного пива EFES (ни о чём), а жена заказала айрян. Посидели минут 20, да и отправились к себе. На следующий день вновь приходили сюда попить чайку, подали его в обычной кружке с блюдцем.
image.jpg

Вид из окна утром, где-то после станции Сиваш (Sivas), где была длительная стоянка. Это ровно середина пути.
image.jpg

Поезд неспешно пробирается сквозь многочисленные тоннели.
image.jpg

Красивые и суровые места, особенно зимой - это самый центр Турции, со всех сторон запертый горами. Зимой тут ветренно и холодно.
image.jpg

Так как у нас в самом хвосте состава, в любое время можно выйти в тамбур и созерцать железную дорогу с пейзажами сколько душе угодно.
image.jpg

Пришло время завтрака. Чего нам в этот раз послал Бог турецкого пищепрома?
image.jpg

Затем сходили попить чай и я решил немного вздремнуть, отметив по карте, что следующая большая станция Эрзинджан (Erzincan) будет часов в 11 утра.
image.jpg

А вот и Эрзинджан. Стоянка однако здесь крайне непродолжительная, 5 минут. Такая же будет в Эрзуруме, то есть полноценно прогуляться вдоль состава совершенно не получилось. Здесь, в Эрзинджане, я заставил слегка поволноваться нашего проводника, когда после отправления меня не оказалось в вагоне, хотя он (проводник) видел, что я выходил. А я всего лишь решил прогулятся по перрону и затем незадолго до отправления заскочил в один из первых вагонов, чтобы затем пройти сквозь весь состав. Не привык он, видимо, к такому нестандартому поведению, ведь обычно иностранные туристы предпочитают проводит время в своём купе, вот и разнервничался, бедолага.
image.jpg

Результат прогулки - фото салона сидячего вагона.
image.jpg

Едем дальше, уже по региону Восточная Анатолия (или Западная Армения). После Эрзинджана пейзаж стал на время более плоским. Заметил ещё один момент турецкой поездной жизни - турки любят курить в поезде, хотя везде видно запрещающие знаки. Видел двух деятелей, не постеснявшихся открывать двери вагона на скорости 80-90 км/ч и паливших свои цигарки. Ещё здесь курят в туалетах, а проводник это делает и у себя в купе. Далеко от начальства, можно и расслабиться. Хотел его зафотографировать, но за пару часов до прибытия в Карс он неожиданно переоделся в гражданское, а это уже не то. Да и ладно.
image.jpg

Станция и городок Ашкале, уже в Эрзурумской области.
image.jpg

Затем начались безлесные пустынные жёлтые холмы. "Земля безлесна, но плодоносна" писал А.С. Пушкин в своём "Путешествии в Арзрум" именно об этих местах.
image.jpg

Тем временем поезд прибывает в Эрзурум.
image.jpg

Сюда мы ещё вернёмся, пока короткая прогулка по перрону.
image.jpg

Маршрутная табличка на вагоне поезда.
image.jpg

Слегка неожиданная картина - автомобиль такси заезжает за клиентами прямо на платформу к вагону.
image.jpg

Вскоре оправились, а до Карса ещё 200 километов и 4 часа.
image.jpg

Вид на станцию Эрзурум.
image.jpg

После Эрзурума какое-то время проезжаем плоскую высокогорную равнину.
image.jpg

Между прочим, этот поезд, "Восточный Экспресс", ранее ходил не из Анкары, а из Стамбула, отправляясь от известного железнодорожного вокзала Хайдарпаша, что величаво расположился на самом берегу Босфора, но в связи с масштабной реконструкцией турецких железных дорог вокзал Хайдарпаша закрыт, а все имеющиеся дальние поезда на восток Турции стартуют из Анкары.
image.jpg

Одна из немногочисленных станций на полпути от Эрзурума к Карсу, хотя зачастую поезд останавливался буквально в чистом поле, где лишь короткая платформа. Люди сходили и пешком направлялись в близжайшую деревеньку.
image.jpg

Где-то за час с небольшим до прибытия в Карс, здесь видим уже невыское горы, поросшие лесом. Вскоре будет станция Сарыкамыш, бывший форпост России на Османском направлении, однако в Сарыкамыш поезд пришёл уже во тьме, поэтому фотосъёмка стала невозможной. Далее - Карс, конечный пункт нашего железнодорожного путешествия. Ввиду тёмного времени суток мы сразу отправились в гостиницу, не было смысла рассматривать станцию, подошёл туда в один из следующих дней.
image.jpg

В общем, сошли мы с поезда абсолютно свежие, выспавшиеся, отдохнувшие и с новыми впечатлениями, которые не сможет дать перелёт на самолёте. Это был отличный опыт, а спальный вагон в целом я оцениваю на твёрдую "четвёрку" с стороны не как специалиста, а именно как пассажира. Балл снизил ввиду очевидного возраста вагона, которому не помешало бы легкое косметическое вмешательство. Но это в действительности мелочи)

Спасибо! Очень интересно и полезно!!!!

Спасибо!!! С удовольствием прочитал (проехал с вами в поезде)👍🏽
Спасибо, очень интересно! Когда жили в Турции, хотели съездить в Карс, но не вышло. И на поезде ни разу, в основном на автобусах - я. На машине-то практически все объездили.
Да, на машине тоже замечательно по Турции ездить.
Очень интересно, я читал, что в Карсе с этого поезда есть пересадка по поезд в Иран.
Не совсем так - до Ирана ничего нет по ж.д., но ранее был поезд Анкара - Багдад, который отменили пару лет назад ввиду неспокойной обстановки в турецком Курдистане.
О, вы знаете, я ошибся тут, т.к. не Анкара-Багдад, а Анкара-Тегеран, и вот августе этот поезд временно приостановили в августе 2015 по причинам безопасности. Он находится в расписании, но пока не курсирует, а как долго это продлится - неизвестно.
Есть поезд Тегеран-Стамбул, но он идет южнее Карса, я перепутал, сейчас проверил, вроде он еще ходит - Trans-Asia-Express.

Edited at 2015-10-18 07:30 pm (UTC)
Да, именно он как раз временно приостановлен с августа 2015.
Жаль, мечтали на нем проехать, как раз восстановилось железнодорожное сообщение Софии со Стамбулом, и теперь можно полностью повторить маршрут Восточного экспресса, даже с перехлестом, правда, с пересадками.
Вообще, было бы здорово сесть на поезд в Москве и сделать круг по Евразии, через Китай, ЮВА, Индию, Пакистан, Иран и Стамбул вернуться в Москву.
мне кажется что как для Турции и международного состава могло быть и немного по лучше, однако если учеть все факторы то и так вполне терпимо
Состав не совсем международный, т.к. Карс находится в Турции, но такие же вагоны ранее ходили в Софию-Бухарест. Вагоны всё же старенькие уже, поюзанные, да)
Интересно как !
!)"... ковёр, частый атрибут наших купейных вагонов..." да еще накрытый (!!!) длинным рулоном льняного полотенца во время посадки.Потом , бывает, его убирают...Но в целом это абсолютный абсурд в общественном транспорте РФ, вот эти понты пост-советские , что ли ?! Дурь какая-то! Даже турки (не великая ядерная,космическая...(какая еще не-...?!) держава) этим не болеют.И еще дурацкие занавесочки белые на штанге на окне купе , которая падает и ее невозможно закрепить.
2)"...Персональный ключ от купе, выданным проводником после отправления. На случай, если хотите прогуляться в вагон-ресторан, в туалет, да мало ли ещё куда...." Отлично как ,а то мы едем у РЖД на поезде и по очереди дежурим или на остановках все сумки\деньги с собой носим...Ну это же так элементарно с ключем , Ватсон, но не для нас...
3) Эрзурум. Над платформами ж.д. вокзала навесы от дождя\снега ,как в Европе.Турки молодцы- все хорошее уже 200 лет копируют. У нас ни в Саратове ,ни в Волгограде навесов нет ,все меняют брусчатку ,реставрируют огромные бестолковые вокзалы, а людям льет дождь на голову при посадке ?! Да плевать! Потерпят...
Нет,ну вообще ,правда - интересно по Турции на поезде, Очень интересно .Далее пишите -в Карсе и за ним что у вас было?
Re: Интересно как !
По Карсу и другим местам тоже со временем буду писать у себя в блоге, тогда и для сообщества подготовлю рассказ, уже более обширный.
Спасибо, с огромным интересом прочитала! А Вы, пожалуйста, тут тоже про Карс напишите, оооооочень интересно!!!
Прекрасное путешествие и прекрасный отчёт!!!
Я в своё приехал в Карс на маршрутках из Хопы. Тоже потрясающее путешествие, но фотографировать не так удобно.