Старый Ташкент

Старый Ташкент - это почти оксюморон, город был почти полностью разрушен землетрясением 1966 года и отстроен заново. Тем не менее, сохранилось несколько старых комплексов. Один из них - мечеть, медресе и несколько зданий рядом, в котором хранится самый старый Коран в мире. Рукопись восходит к третьему халифу Усману, зятю пророка Мухаммада, при котором впервые был создан текст Корана из имевшихся отдельных преданий и историй - то есть в 7 веке. Было шесть экземпляров, сохранился - один, и это - личный экземпляр халифа, который после его смерти был перевезен из Медины в новую столицу, а позднее, в 15 веке Тимур его захватил и увез в Самарканд. В Самарканде Коран хранился до второй половины 19 века, когда им заинтересовались русские власти и увезли в Петербург. После революции его вернули в Узбекистан распоряжением Ленина, и с тех пор он хранится в Ташкенте.

Рядом с комплексом расположен квартал со староглинобитной застройкой, который тоже сохранен при реконструкции по неизвестным мне причинам - то ли он случайно почти не разрушился, то ли его решили оставить как свидетельство прошлого. Но вообще, как говорят жители, довольно много глинобитных домов при землетрясении уцелело или было разрушено слабо. Просто было решение - построить современный город, а не вести кусочную застройку в старом стиле.

Об экскурсии по старому Ташкенту - этот пост. Потом мы еще были в Свято-Успенском соборе и роскошном музее паровозов Ташкента. Собор - тоже здесь, а про музей паровозов будет отдельно. А начну я с роскошного леопарда у ресторана в ночном Ташкенте.



Начинается комплекс с современной мечети, построенной уже после обретения независимости. Мечеть - действующая, но можно заглянуть, а мужчинам - зайти внутрь.





Облицовка сделана довольно искусно, в старом стиле.


Рядом - зеленый парк. Говорят, где-то здесь живут аисты с подрезанными крыльями, и иногда их выпускают - можно видеть и подкармливать. Но в тот день, когда мы были - аистов не было.



Рядом - старое медресе, где хранится тот самый Коран. Оно 16 века.



К сожалению, внутри фотографировать нельзя. А жаль, потому что там хранится не только этот Коран, но и множество других старых книг. Но фотку Корана из вики я покажу. Хотя там он лежит несколько по-другому, в раскрытом виде.


Рядом - другой медресе с несколькими куполами. Под двумя куполами были мавзолеи, в одном захоронен первый правитель Ташкента из династии Шейбанидов, а другой строитель медресе Баракхан готовил для себя. Но его погребли в Самарканде.



Внутри - работают традиционные мастера. Чеканные тарелки.


Художник делает картины на тонкой шелковой бумаге. Бумага шелковая не потому, что из шелка, а потому, что из коры шелковицы, на которой вьют свой шелковый кокон черви. Впрочем, бумагу все равно давно не производят, художники берут ее из старых книг, смывая прежнее содержимое - бумага оказывается долговечнее надписей.


И, конечно шелк и халаты. Включая паранджу как напоминание о том прошлом, которое ушло - она представлена во всех подобных магазинах.


Впрочем, надо отметить, что в Бухаре традиционные мастера и их изделия представлены куда богаче и многообразнее. Бухара как был торговый и ремесленный город, центр шелкового пути - так и остался. А в Ташкенте - да, есть необходимый минимум, но не более.

Рядом расположен институт ислама - высшее учебное заведение, где готовят имамов. На территории находятся одна мечеть и медресе, но туда доступ только для учащихся.




А мы идем в мавзолей Хазрати Имама. Мавзолей 16 века, но сам святой жил когда-то раньше, потому что был одним из первых проповедников ислама в Ташкенте. В мавзолее - не только усыпальница, но и мечеть и кельи для дервишей.


Внутри - несколько захоронений. Не все они старые, часть относится к 19 веку и там похоронены святые того времени - о чем свидетельствуют таблички.



Рядом - тоже захоронения.


А мы идем в старый квартал Ташкента. Нельзя сказать, что переносимся вспять по времени. Потому что дома, конечно, в старом стиле, но рядом - машины, и обстановка - современная. И мы видели такие в Бухаре и Самарканде, там живут люди. Некоторые разбирают дом и строят новый из кирпича, а другие - просто ремонтируют, тем более, что глинобитные стены вроде как создают лучший микроклимат, чем кирпичные. Наружные стены в старых домах - глухие, вся жизнь - вокруг внутреннего дворика. Это еще и дополнительная защита от жары.



Через квартал протекает старый канал.




А здесь хозяева сделали над каналом площадку для машины, отвоевали кусочек.


Центр квартала - чайхана. Это не всегда место, где чайханщик подает чай и еду. Может быть просто помещение, куда люди приходят со своим чаем и своей угощением, просто чтобы встретиться и поговорить. Обычно рядом расположена и квартальная мечеть.


Идем дальше. Большинство улочек - узкие проходы. Но часть - достаточно широки для автомобиля.




Шлюз на канале. Раньше вода перекрывалась, чтобы подавать ее в дома. Теперь водопровод - отдельно.


Выходим. Это - театр.


Парк и старые здания 19 века.



А мы идем на самый большой рынок Ташкента. Он включает в себя и палатки, и несколько больших крытых зданий.








А это - самый большой купол. Вообще на востоке к рынкам относились серьезно и строили монументально, не только в прошлом, но и в советское время, и сейчас.




Из таких бочек продают дюшес - довольно вкусный местный лимонад. Он очень слабо газированный, и это - хорошо. Стаканы - как раньше, стеклянные, а не одноразовые.


Рядом с рынком - еще одно медресе.


Потом мы поехали в музей паровозов, но об этом будет отдельный пост с множеством фоток. Там стоят такие красавцы разных лет, от начала 20 века до наших дней.


А потом поехали в Успенский собор. Он находится рядом с военным госпиталем, где долгое время работал хирургом святитель Лука Крымский. Мы летом были в Свято-Троицком соборе в Симферополе, где он служил епископом. А в Ташкенте он много лет не только участвовал в церковной жизни, но и работал в госпитале - он был замечательным хирургом, и не только оперировал, но и писал учебники, за один из которых был удостоен сталинской премии.

А собор - красив и недавно реставрирован.







Рядом с собором - розы.



И строится еще один храм.


Ну а наша экскурсия подошла к концу. Возвращаемся в отель, отдыхаем, а потом - прогулка по ночному Ташкенту.







Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Узбекистан
Случайно попал в Ташкент сразу после землетрясения,последствия не выглядели катастрофическими,хотя многие здания восстанавливали и люди жили в палатках рядом. Что
касается кварталов глинобитных домов,то очаг землетрясения практически не задел этого
района,видел как бульдозеры сносят постройки с глиняными заборами,власти воспользовались
поводом избавиться от неблагоустроенного жилья.
Ну, землетрясение в 8 баллов не может быть локальным. Другое дело, что глинобитные дома относительно легко чинятся, особенно если каркас устоял. И, наверное, можно было просто оставить хозяев домов наедине с необходимостью их восстанавливать в необходимом объеме - для всех в разном. А вместо этого им были предложены квартиры в новых благоустроенных домах. И я бы не назвал это выражением "воспользовались поводом избавиться". Хотя, конечно, от предложения отказаться было нельзя, потому что реконструкция была тотальной.