Малайзия и Куала-Лумпур


Ну вот наконец я стою перед ними, теплой и влажной субэкваториальной ночью. Ярко светящие вокруг окнами офисов, стального вида красавцы-близнецы, не оставляют никаких сомнений о том, где я.
Башни Петронас - это примерно все, что мне было более-менее известно о Малайзии. Хотя нет, конечно. Еще то, что страна относительно не бедная и преимущественно мусульманская, хотя и с большой частью китайского населения.

В Малайзию я въезжаю с севера, через тайскую границу на поезде Хат-Яй - Куала-Лумпур.
Пересечение границы представляет из себя следующую нехитрую процедуру: поезд останавливается, все пассажиры выходят и идут через специальный коридор на паспортный контроль. По дороге попадается мизерный дюти фри, а за углом вас уже ожидает Малайзия.
Как это часто бывает, разница между благосостоянием стран бросается в глаза сразу же после пересечении границы, и тут Таиланд явно не выигрывает.
В первый раз подобное удалось испытать при пересечении Российско-Финнской границы в уже довольно далекие, лихие 90-е.



Еще при передвижении на юг Таиланда, заметно увеличивалось осторожное, но плавно нарастающее мусульманское присутствие в преимущественно буддисткой стране.
После въезда в Малайзию, сомнений, что вокруг доминирует ислам, уже не остается.

Тепловоз прибыл и уже задымил весь крытый перрон центрального вокзала Куала-Лумпура так, что трудно дышать и плохо видно вдаль. Бежим наверх!




Раннее утро, но на улице уже довольно жарко. С вокзала пересаживаюсь на общественный транспорт, который в Куала-Лумпуре выглядит очень прилично и современно. Помимо метро и поездов, тут еще ходит отличного вида монорейл, который к тому же еще и местного производства.




Что-то очень экзотичное и неизведанное всегда скрывалось для меня в этом интересном имени - Куала Лумпур.
Почему такое длинное и красивое название? Что это вообще означает? Наверно что-то очень прекрасное, типа "Благословенное дыхание тропической листвы", никак не меньше.
"Грязное слияние", прошу прощения, это означает! И никакой листвы даже. Слияние, имеется ввиду, рек, конечно, а грязное, больше надо понимать как "мутное", но все же… Реальность, как всегда, безжалостно рушит любой налет романтики. Интересно, что такое имя сохранилось, даже когда город стал столицей.




Куала-Лумпур всегда представлялся как классический азиатский душный, перенаселенный мегаполис, кишащий людьми и наглухо забетонированный. С мусором в ливнестоках и ароматными каналами как в Бангкоке. Как же было приятно узнать, что в реальности это приятный город с относительно небольшой плотностью населения (всего в 1,6 миллиона) и очень большим обилием зелени.



Центрально-деловая часть города - очень цветастая и ухоженная. С туристическим чайна-тауном и офисными зданиями.




Станции метро оформлены просто, но информативно. Нельзя курить, есть и пить, подбирать мусор, нажимать на кнопки, проносить канистры с бензином, ну и гулять по путям тоже нельзя. Самое главное тут, что инвалид-колясочник едет на Куала-Лумпурском метро самостоятельно.




В метро не только запрещено есть и пить, но так же, как и положено в консервативном мусульманском обществе, запрещено публичное выражение чувств.



Как выяснилось позже, в Малайзии шел сезон дождей. Меня всегда интересовало, что же сезон дождей из себя представляет в реальности?
В общем, хорошими новостями оказалось, что дождь идет не целый день без перебоя. Плохими - то, что когда он идет, передвигаться по улице почти невозможно без приличного зонта и шлепок.




Куала-Лумпур удивил невероятным обилием зелени. Наверно ничто не может сделать город более приятным чем зелёные насаждения. Подозреваю, что идея "зеленого города для жизни" была позаимствована из Сингапура, где это было в свое время проэксперементированно и доказало свою состоятельность.




Я всегда думал, что монорейл - это такая приблуда городских властей без особой эффективности, чтобы приукрасить городской пезаж и добавить современного вида. Сейчас я больше склонен думать, что это транспортное решение там, где застройка плотная, метро рыть дорого, а солнце и небо закрывать нежелательно. Выглядит тоже очень здорово.




Тут уже можно было даже подумать, что Куала-Лумпур - это богатый, просторный и очень зеленый город, где поют райские птицы в тропических кущах.
Но реальная жизнь не всегда блещет лоском и расположилась немного поодаль в подворотнях, между мусорными баками и ящиками кондиционеров.




Повышенная влажность дает о себе знать, вспучив плесенью краску на фасадах зарешеченных балконов, завешенных бельем.




Тут вокруг все украшено обилием китайских массажных салонов и домов терпимости компактно натыканных между шоппинг-центрами и офисными зданиями.
У входа в каждое подобное заведение стоит или сидит зазывала, который пытается вас уговорить/соблазнить провести время внутри. На шутливые отговорки о том, что денег нет, "по-дружески" рекомендуют ближайший банкомат. Обстановка стоит доброжелательная, зазывалы до предела вежливы, и нет того неприятного ощущения, когда хочется держаться подальше от подобных мест.




Более 20% населения Малайзии - этнические китайцы. Создается впечатление, что все боолее-менее работающие люди на улице - это китайцы и только они. Основная масса попала сюда, убегая от Председателя Мао. После китайской революции, китайские "белые", так же как и наши, разделились на два основных потока: сюда, на юг (в Малайзию, Таиланд и даже Индонезию) и на Тайвань. Иногда хочется повоображать, что было бы, будь у наших белых свой Тайвань.
Возвращаясь к китайцам, я почти уверен, что живут они тут совершенно обособленной от малайцев жизнью, слишком уж разные культуры.




Кушают в Азии, до сих пор частенько руками. Традиционно, правая - для пищи, левая - для туалета. Уличная еда стоит копейки и выбор очень разнообразен.




Парочка приветливых предпринимателей, только что "заловили" клиента на мойку машины, не забыв при этом улыбнуться и помахать мне, как любопытствующему с камерой.
Индусы с небольшим отрывом, следуют сразу же за китайцами, и составляют примерно 9% от всего населения страны.



Влияние индийской культуры в Малайзии настолько велико, что индийский храм, чуть ли не самая посещаемая достопримечательность столицы, ну после всем известных башен конечно же. В храм можно попасть бесплатно, но внутри неназязчиво предложили присоединиться к религиозным церемониям. Посещающим рекомендуется приглядывать за сидящими на фонарных столбах птицами, активно и обильно удобряющими малазийскую плодородную землю.





Сумерки спускаются на экваториальный город рано, быстро и незаметно. Манекены в рабочей униформе регулируют движение на ночных улицах. Пора двигать на вокзал.




Ночной поезд на Сингапур отходит с центрального вокзала Куала Лумпура.
Всего нескольких вагонов. Староват, но довольно удобен. С небольшими окошками, шторками в проходе и с уже заботливо приготовленной постелью. Горизонтальная, просторная койка - как же я тебя ждал!





Сингапурский китаец, сосед по вагону, узнав, что я из России, с широкой улыбкой заявил дословно следующее: "Оооо, Рашия?! Пуутин. Ууу. Вэлкам." С такими пожеланиями проваливаюсь в глубокий сон под огни ночного КейЭла, все быстрее скользящие по окну отходящего поезда.




Как неожиданно здорово здесь оказалось! Главное "разочарование" Куала-Лумпура - это то, что при обзоре с телевизионной башни, знаменитые небоскребы-близнецы практически сливаются в одно здание.
Вообще мне показалось, что малазийская столица сильно недооценена. Все как-то ограничиваются Сингапуром и Бангкоком, а тут, прямо посередине, один из самых красивых и интересных городов Юго-Восточной Азии.


________________
Places I'd rather be..


Россия
Европа
Азия
Австралия
Океания