Общественный транспорт Софии

София - город небольшой. Его нельзя назвать очень чистым, или слишком красивым. Но за те сутки, что я в нём провёл, он впечатлил меня своей сильно развитой системой общественного транспорта. Помню, когда я был ребёнком в Москве, я воспринимал как само собой разумеющееся то, что в городе должно быть метро, трамваи, троллейбусы и автобусы. Я просто не мог себе представить, чтоб по другому было. Оказывается не много городов могут похвастаться столькими видами транспорта. Вот у нас в Нью Йорке только метро и автобусы.



А в Софии всё это есть, и очень неплохо развито. Начнём мы разумеется с трамваев...

Почему "разумеется"? Во первых, как мы сейчас увидим, в Софии они особо крутые. А во вторых, трамваи - самый красивый из городских видов транспорта.



Каждый раз, вернувшись из поездки в какой-нибудь "трамвайный" город, я перебирая фотки, неизменно замечаю, что очень много фотографировал трамваи. Они просто красивые! Ведь трамваи - это по сути маленькие уличные поезда, а кто не любит поезда? Большие поезда ходят по междугородним путям вдали от людей. Метро ближе и доступней, но и оно как правило ходит где-то в туннеле. А вот трамвай - это маленький поезд, который идёт по улице прямо рядом с людьми. Между трамваем и пешеходом нет никаких препятствий или заборов.

Вроде как у трамваев ещё есть куча разных практических приимуществ, но я не урбанист, и не очень в этом разбираюсь. Мои предпочтения чисто эстетические.

Города по всему миру используют свои трамваи как узнаваемые туристические символы. Посетители съезжаются из дальних стран, чтоб покататься на них, и сфотографироваться с ними:

  
Трамваи-символы. Слева: наклонный в Лиссабоне, двухэтажный в Гонконге и канатный в Сан Франциско

Центр Софии принадлежит трамваям. Почти по каждой двухсторонней улице в центре проложены трамвайные рельсы. В городе я насчитал пять (!) разных типов трамвайных вагонов. То есть своим разнообразием, София может потягаться со знаменитой трамвайной F-line в Сан Франциско! Вот разные трамваи, которые я насчитал - возможно бывают ещё какие-то...

Раз - по виду это самая старая модель:



Два - более угловатый:



Три - этот напомнил мне московские трамваи моего детства (если б их раскрашивали в цвета машин ГАИ моего детства):



Четыре - длинный угловатый состав, в тех же цветах:



И пять - явно самый новый, с тремя с половиной секциями и прикрытыми колёсами:



В Софии трамваи любят, выделяют им отдельные от машин пролосы. Помните, я писал про мой мост через смешную реку Владайку? На него пускают только пешеходов и трамваи, машинам на нельзя. Есть и вот такие зелёные участки с рельсами:



Бегая по таким местечкам, любой трамвай на свете будет доволен!

Трудно в это поверить, но очевидно в болгарской столице раньше было ещё больше трамваев! Вот здесь они больше не ходят, сейчас тут парковка. Хорошо, что рельсы оставили. Если надо, смогут без лишнего труда возобновить движение.



* * *

Лишь немного уступает тамваю метро. Я как-то писал, что инфраструктуру городов можно оценивать по тому, как легко попасть на общественном транспорте из аэропорта в ценр. Так вот у Софии в этом плане всё в порядке. Рядом с авиа терминалом стоит недавно построенная станция:



Поезда метро сюда подходят на открытом воздухе, по эстакаде.



Станция изнутри. Красиво. Поезда тут русского производства. Состав слева - модели 81-717/714. Когда я был маленьким, такие ходили в московском метро по "новым" веткам. Справа - "Русич".



Система не сильно большая, но покрывает город неплохо.



Билеты продаются в таких автоматах. Стоимость одной проездки - 1 лев (где-то 55 центов). Никаких запутанных зон тут нету.



Вагон "Русич" изнутри.



А вот подземная станция в центре города.



Вход на станцию софийского метро напоминает Москву. Бабки с цветами и попрошайки тусуются у спуска вниз.



А этот нищий предусмотрительно перекрыл пандус, чтоб никакой инвалид на коляске не дай бог не попробовал им воспользоваться. Ведь это - верная смерть, пандус очень крутой, на самостоятельных колясочников явно не рассчитан..



Старички с палочками отважно спускаются вниз пешком. Им трудно, но они привыкли. В этом месте центральную улицу можно перейти только через подземный переход, который так же служит входом в метро. То есть может дедушкам даже и ехать то никуда не надо...



Таких мест в центре города несколько. Не понимаю, эту восточно-европейскую любовь превращать центральные улицы города в шоссе с подземными переходами. Помню в Москве меня это очень раздражало, и в Варшаве тоже.

Я вот всегда знал, что переходы это плохо, а потом ещё и у урбанистов об этом прочитал. Теперь можно эту позицию научно аргументировать.

* * *

Кроме трамвая и метро в Софии есть троллейбус. Красят его в те же жовто-блакитные жёлто-синие цвета, что и новые модели трамваев.



Софийские троллейбусы очень длинные. Они намного менее симпатичные, чем трамваи. А всё почему? Потому, что трамвай это мини-поезд, а троллейбус скорее напоминает электрический автобус.



Кстати автобусы в Софии тоже есть, но они вообще неинтересные и некрасивые.



Покажу тут парочку, чисто для полноты картины.



Не люблю автобусы. К счастью в Софии столько другого, прикольного транспорта.

Мои общие заметки о Софии
Действительно, Москву чем-то напоминает...
>>>Стоимость одной проездки - 1 лев (где-то 55 центов). Никаких запутанных зон тут нету.

зато билет на 1 поездку действителен только 30 минут с момента продажи.
Заранее покупать не стоит.

А почему поезда метро подписаны, а трамваи нет? :)) Кстати, где написано "вагон Русич изнутри", мне показалось, что это не Русич.
Трамваи: на фото 1 и 7 польские Pesa, на фото 2 и 4 чешские ČKD Praga, на фото 5 тоже чешский ČKD Praga, но под маркой Tatra, на фото 6 наверное тоже чешские (двери на две стороны), а на фото 3 похоже на немецкий старый Düwag.
Хорошие трамваи! :)))
Ну трамваи - они же мимимишные, не хотелось их привязывать к моделям и производителям. Тем более, что я их не знаю. Но спасибо за информацию.

А по отношению Русича я тоже не особвый спец. Просто прочёл что там два разных типа вагонов, а этот на фотке - точно не 81-714
в 1990 в Софии ходили трамваи с разной шириной колеи. Прикольно было увидеть пути с 3 рельсами на улице, по которой ходили разные.
Посмотрел в вики, и сейчас эксплуатируются трамваи с разной колеей.
а у меня был взрыв мозга: в центре узкая колея, гуляли по окраинам - увидели широкую. Потом стал соображать, как такое могло быть или мне пригрезилось. И только путь с 3 рельсами успокоил ;)

Из нетривиального еще в Амстердаме 4 рельса в колее, когда трамваи по узким улицам ездят, с разъездами на остановках.