тыхон (regedy) wrote in ru_travel,
тыхон
regedy

My Big Fat Yunnan Trip - I

Длинное повествование о семи частях. Инджой.
Часть первая: Прощание китаянки, утренние бомжи, преступление в горах и монашеские разборки.

Все началось в четыре часа утра. На самом деле, все началось гораздо раньше, но, если начать раскручивать эту версию, то и до трилобитов дойти недолго, поэтому остановимся на четырех утра. Встав и запихав в себя наираспоследнюю еду в доме, а также, как истинные представители своей национальности, допив последние капли воды из кулера, мы вышли на улицу, чтобы покинуть Пекин.

Пекин этой ночью праздновал Хэллоуин и наши слегка опухшие от недосыпа и нервотрепки двух последних недель лица ни у кого не вызывали подозрений. Потому что никого не было. Так что провожал нас исключительно его величество Смог, в непроглядной дымке которого мы поймали такси и, легко закинув багаж в багажник, поехали в аэропорт.
Нет, не так. Натужно хрюкнув, мы подняли с земли эти невероятного размера и веса рюкзаки и швырнули их в багажник, отчего сначала багажник, а потом и сам таксист натужно хрюкнули в ответ. Если вас интересуют цифры, то в два набитых больших рюкзака удалось впихнуть около сорока кг, а в два набитых маленьких – около двадцати. Сумки через плечо вообще не считаются.

А все потому что мы везем с собой не только необходимые для путешествия вещи, но и все то, что может пригодиться на первых порах в Израиле, пока до нас печально не доплывет тонна отосланного морем барахла, переложенная вдоль и поперек чаем, который мы распихали по всем щелям (по всем щелям посылок, негодяи!). Так что бэкпекерами нас сложно назвать, в этом путешествии больше подошло бы название снейлпекеры, или улиточники. Зато потенциальная возможность захвата чужой жилплощади и создание в ней уюта в течении десяти минут приятно радовала душу.

Перво-наперво мы полетели в Синин. Потому что в Синине живет Аня с господином В. Ринпоче, которые любезно согласились нас приютить и сгонять с нами поглазеть на знаменитые цветные горы Данься.

Добравшись до Синина, мы околели, но Аня сказала, что сегодня вообще теплынь, а вот пару дней назад было холодно, да. И снег. Последняя осень ни строчки в Пекине  выдалась холодной и противной, и нам, уже вволю намерзшимся, сининская оттепель была не бальзамом на душу, а солью прямо в цель. Но квартира, вроде, отапливалась.

Бонусом к отапливаемой квартире оказался брат В.Ринпоче, лечащийся в больнице, но спящий вне ее. Но об этом позже, поскольку в первый день мы его не застали и сразу укатили в город Чжанъе.

И пока никаких подвохов, да? АХАХАХА!!!!

Итак, состав группы участников: мы с Жулией, занимающиеся планировкой путешествий по Китаю, Аня и В., у которых вообще официальное турагентство по трипам в Тибет. Кагбе какие вопросы могут возникнуть? Билеты на поезд куплены, гест заказан, все адреса-телефоны-нычки в Чжанъе выписаны.

Сначала пропала бронь на билеты. Билеты были, а потом сплыли и ребятам чудом удалось заказать другие. Потом Жулия решила на всякий случай проверить заказанный гест, а то они почему-то не прислали письмо, подтверждающее бронь. После звонка в гест выяснилось, что они – тадаааммм! – не принимают иностранцев! Но зато принимают денежный залог от иностранцев, на этом миссия считается выполненной и дальнейшая интеракция необязательна. А приезжаем-то мы ночью и где нам спать? Бежим, подбираем одуревшего В из офиса, который кроме основной работы успел пробить отель в этом Чжанъе и убедился что они берут иностранцев, садимся в поезд, едем. По пути понимаем, что бумажку с адресами и явками мы потеряли.

train to lanzhou

Что тут сказать, у семи нянек дитя не то, что без глазу – без мозгу!

Приехав в Ланьчжоу, мы поразились тому, сколько интересного можно посмотреть в других городах мира. В Ланьчжоу же на площади перед вокзалом стояла статуя безумной лошади и на этом, пожалуй, достопримечательности заканчивались.

Времени до второго поезда оставалось часа три и мы пошли есть традиционную местную еду. В Пекине возле нашего дома была забегаловка с гордым названием "Закуски Ланьчжоу" и самыми низкими ценами на раёне. Мы ели там ровно один раз, тогда, как сейчас помню, нам принесли жареные яйца с помидорами, обильно посыпанные сахаром и еще пару не поддающихся идентификации блюд, в которых с точностью можно было определить только один ингредиент - масло.

Масло, в соответствии с китайской мудростью, является одним из семи обязательных и незаменимых вещей в китайском доме. И если масло ничем нельзя заменить, то маслом с успехом заменяется все что угодно, главное - лить его побольше. Границами фантазии в этом случае служит тарелка. Как начинает переливаться через край, можно останавливаться. В ресторане эту традицию сохранили, просто было дороже, ведь порции больше и масла нужно лить тоже немало.

Поужирнав, мы решили остаток вечера посвятить поиску еще какой-нибудь достопримечательности, но все втуне, достопримечательности Ланьчжоу являются объектами стратегической важности и тщательно маскируются. Пришлось опять идти на вокзал и созерцать лошадь в эпилептическом припадке, но подсветку лошади уже выключили и смотреть стало не так страшно, но и не так интересно. Потом подошел наш поезд и мы были спасены. Но ненадолго.

train to zhangye

В Чжанъе поезд прибывал в полчетвертого утра и мы заказали гостиницу на ночь прибытия тоже чтобы не бомжевать по подворотням до утра и нормально выспаться. Выгрузившись из поезда, мы доехали на такси до отеля, зашли в лобби, достали паспорта и улыбающийся клерк сообщил нам, что с номерами в стране напряженка иностранцам в отеле жить нельзя, потому что дикие и не умеют пользоваться волщебным китайским туалетом. В в недоумении спрашивает "как же ж так, ведь я специально узнавал!", но клерк парирует "ну, эт у нас новенький какой-то вам ответил, он еще не знает".

Времени четыре утра, мы слегка напуганы перспективой поиска отеля посреди ночи в заштатном городке, В предлагает поселить нас всех до утра на свой китайский паспорт в одну комнату, идея была встречена с бурным энтузиазмом. Повезло, что другой отель, принимающий иностранцев, был неподалеку. Туалеты в нем были некитайские, что объясняло наше везение.

В стоимость номера входил китайский завтрак аля фуршет.Мы о китайских завтраках имеем самое что ни на есть предвзятое мнение по причине их внешней непрезентабельности и внутренней неудобоваримости, но, раз заплачено, то надо есть, к тому же, все равно ничего лучше в этом эпицентре местного захолустья на завтрак не найти. Но он оказался каким-то нетрадиционной ориентации завтраком, с почти съедобными салатами и немаргариновыми маффинами. Один-ноль в нашу пользу!

Затем, договорившись с такси, мы поехали в монастырь святых копыт Мати Сы.

1422456_719988028030649_1992479450_n

По легенде сказочный конь скакал по скалам, выбивая в них дыры, а предприимчивые монахи быстренько в этих дырах построили монастырские комплексы, прогрызя дополнительные переходы в скалах, чтобы не платить налог за площадь, мало ли сколько там комнат соединено, подъезд все равно один. Невыясненным остался вопрос почему этот конь скакал по отвесным скалам и как он не падал. Предположу что в толще горы скрыты мощные залежи магнитного железняка и конь просто прилипал подковами.

Побродив по монастырю и округе, мы сначала заметили интересное здание, как будто высеченное из куска красной скалы, но подойдя ближе, увидели, что это туалет.

Затем мы нашли громадную пещеру, где в темных коридорах сидели дремлющие будды, как в анабиозе, даже как-то страшновато.

Еще страшнее было то, что они мало где были целыми, но это тяжелое наследие культурной революции. Хунвейбинов пачками привозили в святые места, где хунвейбины, в соответствии с названием мероприятия, культурно отшибали статуям головы. С тех пор в головы многих бывших вандалов пришла мысль, что где-то они перегнули палку, но в головы будд не приходило уже ничего, за неимением оных. Буддам все равно, они могут думать, а могут не думать. Нам же немножечко обидно.

Вернувшись в город, мы выразили желание откушать местных деликатесов. Наша водительница не растерялась и указала на ресторан “Вкусновкусно” или как-то так, сообщив, что тру-местные деликатесы тут. Поскольку это все еще Китай, в роли деликатесов опять выступали макароны, на этот раз маленькие макарошки со всякими соусами, и было даже вкусновкусно.

Следующим пунктом были горы Данься, где господь бог пытался сделать свой первый слоеный торт наполеон. Первый торт, как известно, комом, поэтому все перекосилось и развалилось на куски, показывая простым смертным свою начинку. Так это выглядело на фотографиях.

В парк самому нельзя, а можно только на экобусах, возят от платформы к платформе и высаживают побродить. Мы забились в машину с китайцами и поехали. Сначала не было видно ничего, а потом стало видно ВСЁ! Это правда очень, очень красиво и необычно. Мы скулили, чтобы нас высадили и дали побродить, но водитель сказал "Не положено!" и отвез нас через весь парк к начальной точке, а уж там было положено выходить и гулять.

Мы радостно разбежались по платформе, а я радостно, но целеустремленно разбежался в туалет, который оказался вдалеке и в ущелье. Туда спуститься вприпрыжку было легко, а вот обратно вприпрыжку наверх было сначала вприпрыжку, а потом вприползку. Минут пять после подъема я любовался красотами сквозь розовый туман.

Я не Гоголь, чтобы описывать красоты украинских вечеров и прочая, поэтому скажу, что мы ездили от платформы к платформе, пока не начался закат и виды не стали просто космическими! Тут мы не выдержали и нарушили. Ведь китайцы, если их не сдерживать, способны на великие дела, а мы, поскольку уже тоже немножко китайцы, то решили сфотографироваться в сторонке на фоне гор. Минут через пять какого-то шума на фоне, мы обнаружили, что водители минибусов, коих собрался уже малый кагал, истошно орут нам что-то в мегафон и размахивают руками, как будто мы на минное поле зашли. Оказывается, там была какая-то полосатая запретительная ленточка, но горы ведь тоже полосатые, и ленточка слилась с пейзажем.

1001599_721370837892368_1029742999_n

Пристыженные, но довольные, мы поехали обратно.

Утром мы пошли смотреть на большого будду. Применив древнее буддийское заклятье мы превратились в группу студентов, а В. превратился в нашего гида и, театрально размахивая руками и крича "Йа русскы гит!", забежал в храм совершенно бесплатно. Ребята сами буддисты, но предпочитают совершать подношения богам в денежном эквиваленте, нежели платить китайцам за вход.

Кто-то написал, что храм новодел и вообще попса, поэтому мы не рассчитывали на слишком многое, но когда мы зашли… Огромное полутемное здание, в центре которого лежит старый глиняный будда, а по периметру сидят архаты, у которых каменные блестящие глаза, а у некоторых вместо глаз дыры, потому что их повыдергивали. Очень крутое место, цепляет.

Проникнувшись, мы пошли в музей, на котором по традиции по-английски было написано “музей”. Переводами пояснительных табличек китайцы не увлекаются, это ниже их достоинства. Пришлось довольствоваться своим скудным словарным запасом, отчего таблички принимали еще более мистический смысл, вроде  “ХХХводаХХХбудда пришелХХХмирХХХзеленый”

Все нам понравилось в этом районе, кроме его расположения, потому что назад надо было опять давать крюка на поезде через Ланьчжоу, чего нам не хотелось, поэтому мы решили сократить путь и поехать на автобусе напрямик. Сели и давай.

Напрямик неожиданно оказалось через тибетское плато. Стало холодать, появился снег… Высота на Жулином альтиметре стремительно приближалась к четырем тыщам, а мое лицо так же стремительно серело, вспоминая два веселых дня в обнимку с унитазом, когда мы резко поднялись на три с половиной тысячи в Сычуани. Хотя… какой там унитаз, не было там унитазов, что делало мое времяпровождение еще интереснее.

1384268_721360571226728_432877475_n

В тревожном ожидании мы проехали все перевалы и часа через четыре поехали вниз, голову наконец-то перестало давить.

IMG_2801 IMG_2817

Докатив наконец-то до дома, мы были удивлены. Родственники В. Ринпонче стремительно матеаризовывались из великого ничто, и в количестве уже трех человек радостно гоготали, хлебая молочный чай литрами и дымя на всю квартиру. Всего у В. семь или восемь братьев и еще какое-то количество сестер. Сам В. родился весной, это все, что помнят его родители и это неудивительно, запишешь за каждым, а потом вся эта орава опять перепутается. Но родственники вошли в наше положение, у нас ведь нет столько братьев и сестер, и ушли в комнату с хиди, где выпили еще цистерну чая, выкурили сноп табака и выгоготали пять гыгаватт. Хиди - это такой семейный топчан, на котором пьют чай, курят и гогочут. И иногда спят вповалку. Изначально в хиди должны былы спать мы, но куда нам с нашими возможностями.

Самыми запоминающимся событями следующего дня были:

1. Поедание дапаньцзи. Большая тарелка с курицей. Тарелка была большая, но курица в пылу азарта не хотела уступать и была еще больше. Это была какая-то невероятно гигантская порция и мы еле доели ее втроем с Хулией и Аней. Говорят, что есть еще больше, но не уверен, что такая порция может поместиться в ресторане.

2. Варка пуэра. Аня достала сифон и мы начали заваривать  крутые пуэры, которые были тем противнее, чем они были круче. Отчаявшись, мы начали сыпать все подряд, сифон весело шипел, зелье булькало и прожигало ковер при попадании, мы делали ставки, можно ли пить получившуюся смесь или нет.

Уезжая, Жулия напоследок хотела пройтись по тибетским монастырям, очень уж они производят приятное и умиротворяющее впечатление. И тут как раз возле Синина, где живут ребята, образовался здоровый монастырь Кумбум, куда мы и поехали.

Монастырь Кумбум построен вокруг Золотого Храма, который построен вокруг Золотой Ступы, которая построена вокруг Дерева Великой Заслуги, которое выросло на месте, где упали капли крови с пуповины Ламы Цонкапы при его рождении, который основал школу Гелуг, которая практикуется в монастыре Кумбум, который построен вокруг... и так далее.

Само супердерево разглядеть не удалось, оно же в ступе. Какая разница менталитетов: у тибетцев в ступе священное дерево, а у нас - баба Яга. Ступа была в храме за стеклом и шторками при слабом свете лампадок, зато снаружи все хором усердно простирались. Мне кажется, я не видел ни одного толстого тибетца, и понятно почему .

Надо надо простираться
По утрам и вечерам
А тому кто не простерся
На Монлам. Или в ашрам.

Посетив уже такое количество монастырей, мы не разу не видели дебатов, точнее, я видел  их один раз издалека за решеткой в компании с жалким поросем, но в этот раз мироздание нам подогнало напоследок и дебаты, и даже песни и пляски. Мы остались довольны.

Вечером последние посиделки с А и В, сборы, пижамные прощания в 5 утра, самолет, здравствуй, Юньнань!