maksiq (maksiq) wrote in ru_travel,
maksiq
maksiq
ru_travel

Categories:

Через иудейскую пустыню и православные монастыри к Мертвому морю

Сразу за Масличной горой в Иерусалиме начинается длинный спуск через иудейскую пустыню к Мертвому морю - 1200 метров за 25 километров пути. Туда мы и отправились на третий день, 04 января - посмотреть пустыню, Иордан, искупаться в море, увидеть древние православные монастыри и услышать их истории, такие как изображенная на этой мозаике монастыря святого Герасима. К святому пришел лев с занозой на лапе, Герасим ее вытащил и с тех пор лев ходил всюду за ним и выполнял поручения. В том числе - охранял осла, когда тот ходил за водой к Иордану. Однажды лев спал, а осла увел проезжавший купец. Герасим побранил льва за потерю и велел самому носить воду. Что тот и делал, пока однажды не встретил купца на верблюде со знакомым ослом. Рыкнул, купе убежал, а осел с верблюдом благополучно отведены в монастырь. Обо всем этом рассказ дальше.




Утром нас забирает гид Лена Чернова, которая показывает нам Иерусалим уже третий день. Мы поднимаемся на Масличную гору. На самом деле, это не гора, а хребет или гряда, ограничивающая Иерусалим с востока. С нее открывается превосходный вид на зеленый город.






Высота Масличной горы 823 метра и она задерживает облака, идущие со Средиземного моря. Разница в уровне осадков в Иерусалиме -примерно 550 миллиметров, а на обратной стороне - всего 25-30. И поэтому стоит переехать на смотровую площадку с другой стороны перевала, как пейзаж разительно изменяется. Впрочем,тут еще довольно зелено: во-первых, зима,во-вторых немного воды все-таки преодолевает перевал.



А это - корпуса Иерусалимского университета, расположенного на соседней горе. Над башне - не крест, а антенна.


И мы начинаем спуск в тысячу двести с лишним метров до Мертвого моря -430 метров. Первая остановка - чтобы почувствовать дух пустыни.




Среди этих безжизненных желтых холмов - островок зелени вокруг ручейка Прат. Там расположена Фаранская лавра - место, где зарождалась отшельническая монастырская жизнь. Приписывают это святому Харитону Исповеднику. Сначала были одинокие скиты отшельников в пустыне. Потом начали появляться лавры - несколько скитов, монахи из которых сходились за богослужением и трапезой, а в остальное время - были в одиночестве. И уже следующая степень - киновии, где было совместное хозяйство. Впрочем, сейчас лавра - просто официальный статус для древних и больших монастырей. Строения лавры расположены ниже, и мы просто смотрим.


Пустыня - она ощущается. Фотки всего этого не передают.






Местами попадается островки зелени и даже цветочки.


И в этой пустыне тоже живут люди - бедуины, со своими стадами.




А мы едем к месту следующей остановки - монастырю Георгия Хозевита. Он расположен в том же ущелье, но дальше. У спуска в ущелье - арка, у которой бедуины торгуют сувенирами. Это приносит больше денег, чем традиционное животноводство, вот они и сменили занятие.


В скале - старый тоннель, приспособленный под гараж.


Дальше проезда на машине нет, но можно взять напрокат ослика.


Но мы в монастырь не спускаемся, потому что у нас еще длинный маршрут, а пешее посещение монастыря - это на два-три часа. Мы направляемся по другой тропинке по горе, чтобы взглянуть на монастырь сверху. Оглядываемся на арку.


Идем вдоль ущелья.


И выходим на скалу с видом на монастырь.



Утверждается, что монастырь в этом месте был основан то ли в 5 или 6 веке, и существовал до 12 века. когда был разрушен Саладдином. И возобновлен только в конце 19 века греческим монахом Каллиником, который проводил раскопки и восстановление монастыря, и привлек новых монахов. Сейчас там несколько зданий, которые лепятся к скале.


И отдельные церкви и часовни.



В скале выше здания на последнем снимке расположены пещеры монахов-отшельников, забраться к которым можно только по лестницам. В такую пещеру в конце жизни удалился и монах, возобновивший монастырь. Вот она крупнее.


А это - постройки на скале над основным монастырем.


Возвращаемся вдоль по ущелью.


Любуемся на ослика.


И продолжаем спуск к мертвому морю. Небольшая остановка у нулевой отметки.




Камень с торчащими железками на последнем снимке - это произведение искусства. скульптура, символизирующая страдающую землю. А вы что подумали?

А мы едем к месту истинного крещения. Проезд ведет через блок-пост, за которым дорога идет между минных полей, оставшихся еще с тех времен, когда здесь была Иордания. Израиль потом добавил, и место долгое время было закрыто. А для туристов устроили другое место крещения, выше по реке. Или они могли подъехать к этому месту с иорданской стороны. Ну а пару лет назад здесь все-таки разминировали и сделали подъезд к воде. И называют его "истинным" - чтобы и прежнее тоже сохранило туристическое значение.



В окрестности - много монастырей, вот один из них.


А вот само место крещения. Монастырь - уже на иорданском берегу, а узкая полоска воды - это и есть река Иордан.






Впрочем, такой низкий уровень объясняется еще и тем, что на выходе из Галилейского озера Иордан перекрыт плотиной и примерно 60% стока забирают для нужд водоснабжения. И Мертвое море мелеет по этой же причине. Несколько лет назад после больших дождей плотину открывали и вода поднялась так, что затопила всю эту низменность. А сейчас в Израиле сильно удешевили технологию опреснения и реализуют проект, который позволит переключить промышленность и полив в сельском хозяйстве на опресненную воду - тогда отбор воды из Иордана сократится и уровень повысится.

С этих мостков можно купаться, только в специальных белых рубахах, которые тут же продаются. зато наблюдали, как большая армянская семья привезла мальчика для специального обряда, который у них как-то продолжает крещение. Они сказали, что обряд есть только у них.


А это - вид от воды на берег.


Поднимаемся. За большой стоянкой восстанавливают монастырь, скоро уже откроют.


А окрестные поля огорожены забором - за забором еще стоят мины, гулять не рекомендуется.


Еще один взгляд на окрестности.




И мы едем к Мертвому морю. по пути - пальмовая роща. Это - посадки, выращивают финики.




По пути заезжаем в сувенирный магазинчик. Фишка в том, что вокруг Мертвого моря - заповедник, и все пляжи - платные. А в магазине при покупке сувениров примерно на стоимость посещения дают ваучеры - имеем прямую выгоду. А вот и стоянка у пляжа.



Спускаемся к воде.






Пляж довольно пустой, потому что люди не загорают - температура примерно 20 градусов. Температура воды - такая же, и по ощущениям она была теплее, чем, в некоторые дни в Крыму этим летом. Так что приехать искупаться - вполне можно, и посидеть на пляже не холодно. Рядом с берегом в море - целебная грязь, так что можно сразу обмазываться, а потом заходить. Правда, заходить надо аккуратно: грязь - скользкая, и надо выбирать проходы по песку между ней или просто осторожно ставить ноги.




Уровень моря с начала века упал почти на 20 метров: в 2002 было -413, а сейчас -430. При том что море довольно глубокое, максимальная глубина около 300 метров. Но площадь уменьшается и береговая линия отступает, и санатории на Иорданской стороне, которые сейчас были построены на берегу теперь стоят довольно далеко от воды. Тоже касается санаториев Израиля в южной части моря - люди купаются в бассейнах, там вода, конечно, более чистая, зато нет естественной грязи Мертвого моря. А еще обмеление моря приводит к уменьшению уровня грунтовых вод и образованию провалов. А отступление моря видно по железной конструкции на берегу - когда-то с нее опускали лодки.


Другая сторона моря в дымке.



Пока обсыхали после купания,вводе собралась довольно активная группа.


А это - пляжный бар. Как с городостью написано - самый низкий в мире, -418 метров. Еще в начале века здесь было морское дно!


Любуемся на цветочки и уезжаем.


Наш путь лежит в монастырь Герасима на Иордане. Мы его уже проезжали, когда были на месте крещения, но решили заехать после Мертвого моря. На стоянке у монастыря нас встречает реконструкция греческого амфитеатра. Пока готова только сцена.



А вот и вход в монастырь.



Сам монастырь очень древний. Основан в 5 веке святым Герасимом Иорданским. Герасим хотел быть отшельником и жить в одиночестве, но у него отбоя не было от учеников, которые хотели жить монахами рядом с ним, привлеченные его славой. В результате он основал монастырь с очень строгим уставом, более 70 правил аскезы, включая полное запрещение приема пищи, кроме причастия, в течении всех 40 дней великого поста. При этом. несмотря на отшельничество, Герасим принимал участие в церковной жизни, в частности - в Халкидонском соборе, положившем начало первому церковному расколу, в результате которого от единого христианства откололись восточные церкви. Однако, потом монастырь то существовал, то разрушался или был заброшен, был восстановлен в конце 19 века, снова заброшен, когда территория отошла Иордании, и восстановлен в 1976. Интересующиеся могут посмотреть <а href="http://ru.wikipedia.org/wiki/Монастырь_Герасима_Иорданского">историю в вики</a>. И суровые нравы, наверное, отошли в прошлое, во всяком случае при входе нас встречает сувенирный магазин.


а чуть дальше стоит лев святого Герасима. По преданию, лев сам пришел к святому с занозой в лапе, святой ее вытащил и с тех пор лев всегда был с ним. А когда святой умер, то лев разбил голову от огорчения и тоже умер.


Мозаичная богоматерь.


Хозяйство монастыря.


Подземная церковь. По преданию. она еще древнее монастыря и восходит ко временам апостолов, потому что в этой пещере Святое Семейство останавливалось во время бегства в Египет.


В церкви сохранились достаточно старые фрески.


А на полу - мозаика. Мозаики в монастуыре делают и поныне, и открывала пост одна из мозаик монастыря.


Боковой иконостас нижней церкви.


Внутренний двор монастыря.



Попугаи в клетках.



А это уже верхняя церковь.




На иконах в церкви - знаменитые отшельники иорданской пустыни, в том числе - столпники, которые молились на столпах не слезая.


Кости монахов. По преданию - это монахи, погибшие во время разрушения монастыря персами в 7 веке. Хотя с тех пор монастырь разрушался неоднократно.


Снова выходим во двор и идем прогуляться по территории.



Из-за пальмы выглядывает котенок.



Монастырь ведет хозяйство.




Возвращаемся на автостоянку. И замечаем наряженную в честь рождества пальму.


Уже темнеет. Рядом со стоянкой какой-то магазинчик, он уже закрыт, но внутри - огоньки, украшена елка и кораблик.




А перед ним - все тот же лев, хотя и в более простом варианте, чем в мозаике на полу верхней церкви, которая открывала пост.


А мы возвращаемся в Иерусалим и расстаемся с нашим гидом, Леной Черновой, которая сопровождала нас эти дни.

Немного отдыхаем и идем ужинать недалеко от отеля на старую железнодорожную станцию. Станция сейчас переделана в магазинчики и ресторанчики. Место и конкретный ресторанчик - ее рекомендация. По пути - видим такую вот виолончель в витрине.


И фонтан в вечернем парке.


На перекрестке стоит полицейский броневик.


А вот и старые рельсы.


Заходим на станцию через старое здание вокзала.




Рекомендованный нам ресторанчик - в левом дальнем углу. На снимке он кажется пустым, но на самом деле народа довольно много, просто основная часть зала - за кадром. Уютно и вкусно. И недорого. Ужинаем. Салат с лососем оказывается с громадными кусками этого самого лосося, приготовленного на пару. Еще вкусный салат с белой и красной лебедой.


На обратном пути видим голубой вагон и карусельки.



А в парке - перевившиеся ладони и не менее перевившийся куст.



На этом третий день завершен. Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится. Оригинал поста в моем ЖЖ, все посты поездки можно прочесть по тэгу Израиль
Tags: Израиль, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments