marisha (marishkap) wrote in ru_travel,
marisha
marishkap
ru_travel

Categories:

Рим Микеланджело. Январь 2016г.

И высочайший гений не прибавит
Единой мысли к тем, что мрамор сам
Таит в избытке, — и лишь это нам
Рука, послушная рассудку, явит
Микеланджело



Есть Рим Древний, Рим барокко… Про этот Вечный город сказано много слов и трудно бывает добавить что-то от себя. Но у каждого он свой и уникальный.
Мне хотелось посмотреть еще Рим Микеланджело.
Он родился в окрестностях Флоренции, в семье с 5 детьми. Мать его умерла, когда ему было 6 лет, и он много времени проводил в обществе дяди, в крохотном городке Сеттиньяно, в обществе каменотесов…


Ирвин Стоун написал потрясающую книгу про него: «Муки и радости». Серьезный, подробный труд. Но при этом насколько легко, светло, порой с юмором разворачивается перед читателем довольно непростая жизнь этого потрясающего человека. Все его 89 лет. Мало того, что читалось взахлеб, прочитанным хотелось непременно с кем-нибудь поделиться! Такого эстетического наслаждения от литературного слога я давно уже не получала.
А сам автор в какой-то момент продал дом в Калифорнии и переехал в Италию, и жил там 4 года пока писал эту книгу. И я его понимаю. )
По этой книге снят фильм, довольно старый, оттого несколько примитивный, трогательный и наивный. Но в то же время приятный. А как показана там взаимоотношения скульптора и Папы! Сижу смотрю и улыбаюсь )

Ему повезло родиться и расти в эпоху правления Лоренцо Великолепного. Медичи, который превратил Флоренцию в центр искусства и науки. Он стал для Микело по сути вторым отцом и дал «путевку» в жизнь этому мальчишке.

Рим Микеланджело – это Пьета (собор Святого Петра), которую он изваял в 24 года.



Представьте себя в 24 года. Перед вами лежит кусок каррарского мрамора и вам надо сказать этой глыбой то, что у вас в душе по поводу оплакивания Христа. Что чувствовала Мария в тот момент, какой ее показать, убитой горем немолодой женщиной или молодой и светлой душой, скорбящей над своим сыном?



Когда скульптура была готова, ее установили в одной из капелл собора Святого Петра, пошатывающейся уже базилики. Не было ни освещения, не признания. Люди приходили, видели новую статую и преклоняли перед ней колени, молились. Как-то в разговоре он услышал "а кто это сделал, не знаешь?" "да скорей всего дядя Петя из той ботеги."
Той же ночью Микеланджело взял резец, картуз со свечой, пробрался в Храм и высек на ленте, ниспадающей по груди Марии, свое имя.

Это гробница папы Юлия 2 с Моисеем (Базилика Сан-Пьетро-ин-Винколи). Работа, красной нитью проходящая сквозь его жизнь. По договору изначально он должен был изваять 40 (!) статуй в полный рост и еще много мелких барельефов. Шли годы, судьба его мотала между другими заказчиками и войнами. Этот договор был причиной судебных тяжб. В конечном счете, спустя много лет лет, гробница сократилась до 7 статуй.
В 40 лет он высек Моисея, а закончил эту гробницу еще спустя 30 (!) лет. И словно гора с плеч у него упала.



Что и говорить, Моисей шикарен! Это совсем не то, что слепок в Цветаевском музее. Хотя к тому можно подойти вплотную, но не хочется. А тут хочется, а нельзя. Ну что ты будешь делать! )



Остальными статуями Микеланджело был не особо доволен. Но тут есть Моисей. На все остальное уже глаз не ложится. Какая борода, складки одежды...



Это Христос с крестом (Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва), которого он высек из мрамора в 46 лет. Единственная статуя, к которой можно подойти вплотную. Пьета находится за пуленепробиваемым стеклом, Моисей отгорожен от публики цепью златой. И хоть на него и можно посмотреть с 2х точек, лучше стоит брать бинокль.



Тут можно подойти вплотную, но... статуя находится на таком высоком постаменте, что заглядывать в глаза Христу никак невозможно. (и все ей не так, скажете вы?) ) Не ну правда, я готова была на табуретку неподалеку взгромоздиться.

А если серьезно, есть у него свой стиль. Эта мощь и рвущаяся наружу сила, спрятанная в камне. Динамику передать через мрамор так, чтобы статуя перестала быть холодным куском камня...



Еще один нюанс, которые придумали хитрые итальяшки, - не освещать постоянно особо значимые произведения искусства. Если хочешь посмотреть, кидай монетку. Свет зажигается на минуту-другую. И что хочешь в этот отрезок времени, то и делай. Хочешь, смотри, хочешь, снимай. Хочешь, разрывайся. ) Порой эти аппараты невозмутимо поглощают еврики и при этом не дают света. Ну барахлит техника, бывает. ) А материться в святом месте вроде как и не принято…

Зато вход в Храм остается бесплатным. И ты входишь порой в плотный полумрак, в котором на минуту-другую то тут, то там проявляются гениальные творения человеческой души.

Это Капитолийская площадь с лестницей, двумя зданиями по бокам, статуей посередине… весь комплекс, который достраивался уже после его смерти под руководством Томаззо Кавальери, человеком, занимавшим особое место в сердце Микеланджело.

Это плафон Сикстинской капеллы, роспись которого он завершил в 37 лет. Как его уговаривал Папа Юлий 2 на эту работу! Как понтифик с ним намучался ))) Какое шикарное противоборство было у этих двух умных и сильных личностей в течение нескольких лет, любо дорого почитать!
В итоге 4 года жизни, пошатнувшееся здоровье, но потолком восторгаются люди со всего света и спустя 500 лет…



- Ты сотворил шедевр, Микеланджело. Но художникам после себя ты не оставил ни шанса! Они не смогут уже ничего ни улучшить, ни привнести нового, своего.
Говорил Леонардо да Винчи Буанаротти, а тот лишь фыркал. И только спустя много лет, взглянув вновь на свой потолок в капелле, он признал правоту Да Винчи.

Это фреска «Страшный суд» там же, в Сикстине, которую он написал спустя много лет при другом Папе, в 66 лет.
фотки своей нет, из сети не хочу вставлять. Она огромна, целиком ее все равно не охватить.
Кстати, в этот раз Сикстинская капелла показалась мне намного больше той, чем в тот первый раз, много лет назад. Но в нее всегда вваливаешься уже таким вымотанным, в эту живую массу из людей, что какой там наслаждаться живописью! К сожалению.

И наконец, собор Святого Петра.



Он становится главным архитектором собора, разменяв седьмой десяток лет. Он же спроектировал купол Собора и при жизни успел увидеть его каркас, устремившейся к небу.



Этот год, 2016г., объявлен юбилейным католической церковью. Это означает, что открыты все святые врата во все соборы, церкви и базилики города. Куча паломников и сопутствующих этому "мероприятию" действ.

В Храм мы просочились в виде экскурсионной группы, из Сикстинской капеллы, под "кирпич". Правда, на одном из этапов нам пришлось все же рассекретить себя, ибо "Адя потеряялась". Страшно было выходить за пределы коридоров и галерей. Но ничего, обошлось. ) Внеся себя с толпой внутрь, Таня мне "ну что, можно расслабляться и выдыхать?" "да!" )))
И мы выдохнули сразу у Пьеты. А потом пошли бродить и толкаться дальше по Собору.



По центральном проходу шли по всей видимости представители различных конфессий.



А дальше наверное будут снимки в хаотичном порядке, потому что снять его целиком а. невозможно, б. не хочется.





Дотолкались до балдахина. Себяшечку на фоне его все хотят сделать, поэтому насилу просочились и дождались. По бокам стоят камеры. Все пространство вокруг него огорожено. А по свободной площади ходят какие-то личности с личным гидом.



Зато балдахин Браманте в полной красе стоит и никто его не застит.



Взгромоздились вокруг этого люка, сделали снимок, а проходящая мимо нас толпа так внимательно на нас посмотрела, что я аж сглотнула. ))





В какой-то момент, а может быть, постепенно, у тебя повышается порог красоты. И ты смотришь на очередную мраморную статую, на эти струящиеся ткани из мрамора, на выражения лиц, на эмоции, которые они показывают, и ты в какой-то момент понимаешь, что так и должно быть. Эта реальность вокруг тебя не есть что-то чужеродное и выдающееся. На самом деле это единственно верная реальность. В какой-то момент ты привыкаешь к красоте...



Ниже 2 фотки - это одна фреска. Свет настолько контрастный, что снять ее целиком в "один присест" невозможно.




Хаотичные фотки продолжаются. Куда ни сунься, или картины Рафаэля (скорее копии, потому что подлинники мы видели час назад в Пинакотеке Ватикана), или вот такое оформление стен, или фрески, или скульптуры...





Роспись купола шикарна, но настолько высока, а там еще и расположена на почти вертикальных стенках, что опять же бинокль в руки не помешал бы. А кто-то же ведь старался, душу в эту роспись вкладывал...



На этом наш осмотр Собора не закончен. Лезем наверх. Стояли в очереди на купол чтобы билеты купить минут 40 если не больше. Проехались чуток на лифте (каждый шаг - на вес золота был к тому моменту уже).





Очень понравились эта мозаика! Вблизи их можно рассмотреть и каждую разобрать на составные части!









Дальше начинается самое интересное. Лезем! Мало того, что проход узкий, так он еще и под наклоном, повторяет линию купола.



Одни из любимых видов города.



Замок Ангела



Сады Ватикана



По ним есть свои экскурсии, но мы решили, что Ватиканских музеев с нас будет достаточно. К тому же в музеи вы попадается после (!) садов. В самый ахтунг и толпу.





Вдали очень интересный комплекс виднеется. По карте надо будет посмотреть, что это может быть.



Православная церковь







Наполненные по самый край красотой спускаемся









«Я любил жизнь во всей ее полноте, а теперь я люблю смерть как естественный исход и завершение жизни. Великолепный был бы доволен: если посмотреть на мою жизнь, то силы разрушения тут не победили сил созидания».

На него огромной волной нахлынула темень. Прежде чем он потерял сознание, он сказал себе: «Я должен по-видать Томмазо. Есть дела, о которых надо позаботиться».
Когда он открыл глаза, Томмазо сидел у него на краю кровати. Томмазо подсунул руку и приподнял Микеланджело, прижав его голову к своей груди.
– Томао…
– Я здесь, caro.
– Я хочу, чтобы меня похоронили в Санта Кроче, вместе с нашим семейством.
– Папа намерен похоронить вас в вашем собственном храме, храме Святого Петра.
– Это… это не моя родина. Поклянись, что ты отвезешь меня во Флоренцию…
– Папа не позволит этого, но флорентийские купцы могут тайком вывезти вас через Народные ворота с кара-ваном товаров…
– Пусть так и будет, Томао. – Силы его быстро падали. – Я предаю свою душу в руки господа… тело земле, а достояние – своему семейству…

Буонарроти…
– Все будет сделано по вашей воле. Я завершу работу на Кампидольо (прим. Капитолийская площадь) в точ-ности так, как вы задумали. Будут стоять в Риме и собор Святого Петра и Капитолий. Во все века Рим будут считать не только городом Цезаря или Константина, но и городом Микеланджело.
– Спасибо тебе, Томмазо… Я очень устал…

Томмазо поцеловал Микеланджело в лоб и, рыдая, вышел.
Спускались сумерки. Оставшись один, Микеланджело стал перебирать в уме образы всех прекрасных работ, какие он создал. Он видел их, одну за другой, так ясно, как будто бы только что завершил их, – изваяния, росписи и архитектурные сооружения сменяли друг друга с той же поспешностью, с какой шли годы его жизни…

…Собор Святого Петра… Он вошел в этот храм через главный его портал, шагнул на яркий, по римскому густой солнечный свет, сиявший в широком нефе собора, остановился под самой серединой купола, у гробницы Святого Петра. Он чувствовал, как душа покидает его тело, взмывая все выше и выше, к самому куполу, сливаясь с ним – сливаясь с пространством, с временем, с небом, с богом.»



Остальной Рим:
28 дек. Капитолийские музеи http://marishkap.livejournal.com/546839.html#comments
28 дек. Прогулки по городу http://marishkap.livejournal.com/547112.html#comments
29 дек. Вилла дЭсте. Внутренние покои http://marishkap.livejournal.com/547671.html#comments
29 дек. Вилла дЭсте. Парк http://marishkap.livejournal.com/548142.html#comments
Tags: Италия, Рим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments