old_pionear (old_pionear) wrote in ru_travel,
old_pionear
old_pionear
ru_travel

Category:

Евро-2014 в картинках (август, 2014). Часть 37: Страсбург, Франция.

ЛГБТ, ЕВРОПАРЛАМЕНТ И ПАНКИ

Посещая новые места, человек вольно или невольно задумывается (Хотя как это может быть невольно, представить сложно. Ствол пистолета к виску, и перед лицом картонка с надписью «ЗАДУМАЙСЯ»?) о житейско-бытовом: «А хотел бы / мог бы я здесь жить?»





Обычное дело, пусть и мысленно, обустраивать под себя новые территории или встраивать в них себя. Приезжаешь на озеро с удочками, и пока сидишь на берегу, глядя на враждебно непроглядную воду с поплавком-покойником на поверхности, рассуждаешь: «А вот поставить домик на том берегу, подвести электричество, соорудить причал, повесить антенну спутникового ТВ, вырыть яму для туалета, проложить дорогу для машины, насыпать песок/гальку на берег у воды…» Червяка, конечно, за время сладостных мечтаний местные рыбы уже применили по кулинарному назначению, но какая там рыба, если домик, причал, сортир. Вот так и с городами. Ходишь по незнакомому городу и думаешь: «А хотел бы я здесь жить? А кем бы я здесь работал? А как бы я до работы добирался?»

В Страсбурге можно не захотеть жить. Но не захотеть жить в Страсбурге – весьма сложно. Где же тогда, если не здесь? Поэтому прежде, чем попрощаться с главным городом Эльзаса, обязательно надо провести что-то вроде осмотра владений, примерить мысленно на себя этот костюмчик из домов, улиц, площадей: на этом месте должен был быть я.

Если ваше дело – радиоэфиры, то вот вам домик, в котором размещается местная радиостанция. Вы могли бы работать в особняке, что на первой фотографии.

Коли уж речь зашла о радиостанции, то полезно подобрать музыкальную программу, которая будет сопровождать во время прогулки. В этом деле лучший помощник – FNAC, сетевой французский магазин, аналог немецкого Media Markt.

Один из обозреваемых дисков приобретен за 7 евро в Мюлузе. В любом музыкальном магазине Франции в ответ на вопрос о лучшей французской рок-группе в первую очередь вам обязательно назовут TÉLÉPHONE.



TÉLÉPHONE – «Crache Ton Venin»
(с) & (р) EMI Music France, 1979

Любимой группе Фредерика Бегбедера на пути к звездам никто не додумался сказать: «Посмотрите направо – это тернии». Так иногда бывает: то ли счастливое расположение планет, то ли нужному человеку вовремя стакан наполнили. В общем, не успел ТЕЛЕФОН 12 ноября 1976 года оформиться в группу и дать пару очередей концертов по клубам, как перед ними возник Мефисто из звукозаписывающей компании EMI со сладким контрактом в ладошке. Уже на следующий год выходит дебютный альбом, который приносит группе мгновенный статус «звёзд», а лейблу продажи в количестве 100 тысяч копий. В общем, когда 11-летний Брайан Молко впервые попал на настоящий рок-концерт, выступавшие в тот вечер с гастролями в Бельгии «телефоны» были уже ветеранами французского рок-бомонда и звездами первой величины. Юный Брайан смотрел на вокалиста группы Жана-Луи Обера и в мыслях обращался к небесам: «Дедушка Мороз, сделай, пожалуйста, так, чтобы я стал еще круче, если это возможно!» Надо заметить, что дедушка не подкачал и подарил Брайану собственную группу – PLACEBO. А мы вернемся к TÉLÉPHONE.

Это самая знаменитая, самая популярная и самая продаваемая (всего продано около 6 миллионов дисков с записями ТЕЛЕФОНА) рок-группа Франции, которую знают в любом захолустье от Средиземного моря до Ла-Манша. Во многом команда должна быть благодарна за свою популярность взорвавшим музыкальный мир оторвам из SEX PISTOLS. Мириады мелких и крупных ловцов жемчуга ринулись в 1976-м по самым занюханным клубам, пытаясь разыскать новый ходячий Клондайк, который обязательно должен уметь грязно ругаться и смачно сплевывать через губу. Уменьшенной копией оного для неведомого ныне хэдхантера EMI и оказался ТЕЛЕФОН. Свежесть звучания, раскованность текстов, поведения на сцене и манеры одеваться/раздеваться покоряла. Это была бомба. Хотя если задуматься…

[В связи с тем, что ссылки на медиа-ресурсы автоматически заменяются на ролики с открыточными видами, пришлось все сносить в комментарии]
(см. в комментарии п.1)

Почему именно «Crache Ton Venin» был предложен мне в качестве «лучшего альбома лучшей французской группы»? Ответ оказался примерно таким: пусть это и не самая популярная пластинка (Однако, это самый первый альбом французской рок-группы получивший сертификат «платинового» и проданный в количестве 600 000 копий!) в их недолгой десятилетней истории, но именно она лучше всего передает очарование молодости, искренности и свежести. Примерно так говорил француз-меломан, а мне оставалось только кивать головой, выражая абсолютное доверие его словам. На поверку «Crache Ton Venin» оказался собранием действительно задорных, но не особенно оригинальных песен. Главная фишка – французский язык. Местами панк-рок, местами – классика рок-н-ролла, к середине семидесятых звучащая несколько архаично. И да, местами прилично напоминают «роллингов» – этакая манерность с кирпичом за пазухой.

Увы, но в 1986 году, на пике своей популярности, выпустив пять студийных альбомов (последний из которых по продажам немного не дотянул до миллиона), группа распалась «по личным причинам». Считается, что под личными причинами скрывается резкая размолвка между лидером группы и бас-гитаристкой группы Кориной Маринно. Отчасти на это указывает и тот факт, что для записи последнего альбома (к тому времени группа уже вовсю наяривала модную «волну») был приглашен басист THE WHO Джон Энтвистл. Женщина на борту – не к добру.

(см. в комментарии п.2)

[По просьбе модераторов отсюда удален рассказ о втором диске. Приведу его там же, в комментариях]

А теперь возвращаемся к Страсбургу.



Страсбург – это город, где необычное становится нормой. Город не устает удивлять, но удивление уже не удивляет. Сложно разобраться без проводника, где именно достопримечательность, а где рядовое здание. Вот, например, дом между Еврейским переходом и мостом Святого Этьена. Казалось бы, такое необычное строение, совместившее в себе несколько стилей сразу, должно иметь историю, чем-то выделяться, но никаких сведений обнаружить о нем не удалось. Так оно и остается по прозвищу «Просто Дом».



Но этот Просто Дом приковывает внимание (что дает основание прозвать его Кузнецом). Очень уж красив, чертяка.



Особенно на контрасте с обыкновенным жилым домом через Илль напротив (наб. Лезе Марнезья, д.5). С другой стороны, разве кто-нибудь отказался жить в этакой «коробке» и, просыпаясь, смотреть в окно на спокойную воду Илля и освещенный рассветным солнцем Просто Дом?



Страсбург – это город, где близко до Бога. Здесь нет жестких правил и обязательных норм. Здесь не смотрят на конфессию и открывают двери храмов с надеждой на помощь и с готовностью помочь. Здесь церковь не шарахается от науки, как Путин от Навального. Впрочем, эта крыша – не совсем церковь, а епископский колледж святого Этьена, совмещающий в себе школу, колледж, лицей и подготовительные курсы в высшее учебное заведение.



Связь с Богом здесь прямая.



Страсбург – это город, где до сих пор ловят рыбу! По этой причине название Рыбацкая набережная до сих пор актуально. Там всегда много людей, желающих отведать свежую рыбку. Вот только не очень понятно, зачем в центре реки надо было сооружать фонтан.



А те, кому свежей рыбки не досталось, ублажают себя картошкой фри из ближайшей гамбургерной, но от этого не чувствуют себя менее счастливыми.



Да и то дело – сидеть, никуда не торопясь, на берегу Илля и смотреть лебедей.



Или фонарей.



Страсбург – это город, в котором жители обладают тонким чувством прекрасного. Взять к примеру церковь Сен-Гийом (по-русски – церковь святого Вильгельма). Приглядитесь внимательнее к форме башни, сейчас узнаете, что случается, когда внимательно приглядываются страсбуржцы.

Эта по-спартански аскетичная церквуха шириной в один-единственный лаконичный неф была построена в 1307 году рядом с Рыбацкой набережной. И понятно, почему она выглядит столь скромно: ее построили для нищенствующего монашеского ордена, которому и курятник за базилику сгодился бы. С тех пор ее облик почти не изменялся. Почти. После передачи церкви лютеранскому приходу на собрании лютерански настроенных горожан было решено дополнить облик башенкой-колокольней, чтобы всё было, как у людей. Сказано – сделано. Архитектору дали задание, тот поплевал на ладони, а потом что-то у него с этими ладонями случилось. И примерно в 1560 году получилась вот такая башенка. Жители Страсбурга пригляделись внимательно к ее форме и… незадачливый архитектор оказался в пыточной башне, где вместе с ладонями и закончил свою не слишком удачную карьеру.



А перестраивать башенку не стали, потому что не хотели тревожить речного петуха на вершине шпиля. Очень уж он рыбакам нравился.
Страсбуржцы обладают тонким чувством прекрасного.



Страсбург – это город, где любят высаживать всевозможную зелень в любых подходящих и не очень местах. Порой зелени даже слишком много.



Но разве это может не нравиться? Можно ведь и потесниться: растите, пожалуйста. Зато смотрится красиво. Не правда ли?



Страсбург – это город двух народов, но на сегодняшний день французский превалирует над немецким. Об этом уже было рассказано немало, но вот еще один вполне симпатичный штрих: церковь святого Павла.

Этот привлекательный образец неоготики был построен в 1897 году на острове святой Елены (на берегу между Иллем и Ааром) архитектором Луи Мюллером в качестве протестантской церкви немецкого военного гарнизона (вот так раньше выглядели гарнизонные церкви!). Не то место выбрали немцы, ох, не то. Неприятности начались почти сразу. Сначала Луи Мюллер протянул год, а потом – ноги. Потом немцам дали пинка и церковь, оставшись протестантской, перестала быть не только гарнизонной, но и немецкой. Озлившиеся немцы вернули ее себе через четверть века и снова стали запускать туда солдатню и офицерье толпами и кучами, благо, имеющая аж 16 входов церковь легко вмещала в себя три тысячи религиозных рыл. Впрочем, как известно, религия немцам не помогла, и Страсбург был очищен от них американцами. Площади рядом с собором повезло – она была названа именем генерала Эйзенхауэра, а от собора удача отвернулась и его 76-метровые шпили были повреждены (вместе с южной стеной) шальной бомбардировкой союзников – англичан и американцев. Кроме того, была начисто уничтожена одна из часовен и часть витражей. Этого показалось мало, и через пятнадцать лет остальная часть витражей была начисто уничтожена градом. Нет, не российским «градом», а самым что ни на есть божественным метеорологическим градом, правда, он был величиной со сливу, как говорят страсбуржцы. Как это ни странно, но реставрация началась только в нулевые годы XXI века, а к южной башне приступили только в 2009 году.



Зато сейчас этот пример плюшевого мишки, переходящего от немцев к французам и обратно, выглядит свежо и молодо (пусть и без оригинальных витражей), удачно вписался в пейзаж и радует глаз местных и приезжих.



Страсбург – это город не только с высокими соборами, но и с низкими переулками. Узкие улочки и переулки есть почти везде, а часто ли вам встречались вот такие низкие? Автомобилю, конечно, туда сложно проехать, зато пешеходам легче, да и ударить сзади дубиной по голове весьма затруднительно: особенно не размахнешься. Еще одна идея на заметку Кацу Варламову.



Страсбург – это город, где уважают интересы меньшинства, т.е. уважают всех людей, не деля их по форме черепа, цвету кожи или сексуальной ориентации.



И подобная терпимость к другим взглядам, похоже, берет свое начало из глубины веков. Вот, скажем, скульптурная композиция «Церковь и Синагога» (еще одна расположена над входом в Нотр-Дам-де-Страсбур). Разве Синагога (сидящая на льве) выглядит униженной, растоптанной или поверженной? Нет, сидит себе спокойно тётка на животине, думает свою невеселую думку, но никаких страданий, похоже, не испытывает.



И последнее, пожалуй, осталось рассказать. Страсбург – это город, в котором много рек и каналов. И по ним надо обязательно поплавать на прогулочном кораблике. Стоимость полуторачасовой прогулки – 12 евро, т.е. около 580 рублей. Передо мной стоит группа веселых молодых людей из России. С ними приятель, живущий и работающий в Страсбурге: «Если вы еще ни разу не катались, то вам надо ОБЯЗАТЕЛЬНО. А я подожду здесь – дороговато для меня». 12 евро… Жители Страсбурга весьма рачительны. Я тоже ни разу не катался по водным дорогам столицы Эльзаса, поэтому вынимаю из кармана требуемую сумму и двигаюсь к кассе. Внимание! Если вы собираетесь прокатиться на речном трамвайчике по Страсбургу, не садитесь в первый попавшийся, иначе все будете видеть через пластик крыши. Выбирайте катер без кровли. В противном случае Крытый мост подставит для фотографии лишь свою опору.
Но и без фотографий поездка оставляет массу впечатлений. В этом вам поможет аудиогид на русском языке, который имеется в экскурсионном ассортименте. Всё рассказанное запомнить невозможно, но сам рассказ, сопровождаемый натурными иллюстрациями увлекателен настолько, что поездка проходит так же быстро, как заезд на американских горках. И в качестве особого блюда вас провезут через старинные шлюзы, которые в практически том же состоянии, что и 400 лет назад. Шлюзы были сделаны для того, чтобы создать разницу в уровнях между участками Илля и предохранить этот самый Илль от заиливания (извините за невольный каламбурчик). Кораблик заползает в небольшой тупик, едва не упираясь в стену. С тяжелым урчанием вход в тупик перегораживается массивной каменной плитой. В отсек шлюза устремляются потоки воды. Пять минут, и вы уже поднялись почти до уровня зевак, стоящих на берегу. Можно плыть дальше. А в голове вопрос: «Как, ну, как, на хрен, это у них так получается, что механизмы работают сотни лет и хоть бы хрен?»



А вот Европарламент толком запечатлеть не получилось в силу описанных выше причин. Теперь вы понимаете, в чем преимущество катеров без крыши?



Вот и всё. Разве что бонусом можно добавить к этому, что Страсбург – это город, который любит шахматы. Приходите вечерком на площадь Гуттенберга, здесь всегда проходят сеансы одновременной игры, в которых вы можете проверить свои способности в переставлении фигур по клеточкам.



Впрочем, сам герр первопечатник (не верьте тем, кто называет этим словом Ивана Федорова, который пользовался разработанным до него методом и купленными приспособлениями, настоящий первопечатник – житель Страсбурга Иоганн Гутенберг) к шахматам равнодушно поворачивается спиной.



Теперь уже точно всё. Вокзал.
Если ваши аккумуляторы дышат на ладан, можете сесть вот на такое устройство, воткнуть в мобильник шнур и, пока ваш поезд не пришел, крутите педали – заряжайте аккумуляторы и свое здоровье. Доброго пути! Пока, Страсбург!

Tags: Страсбург, Франция, истории, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments