Константин Тролль (snus71) wrote in ru_travel,
snus71

НЕпляжный Кипр в начале марта. Часть 2

Продолжение... Начало ТУТ

День 2. Время с 8:30 до 16. Пробег 329 км. Ларнака ->«Место рождения» Афродиты Petra tou Romiou (Петра-ту-Ромиу) -> Ущелье Avakas (Авакас) -> «белые камни» -> Ларнака.
В этот же день можно было успеть посмотреть перед ущельем и в археологический парк в Пафос (там дел на пару часов) и больше в такую даль не ездить, но мы сознательно продлили удовольствие на два дня, так как в субботу 12 марта в 15:00 намечалось карнавальное шествие в Пафосе, которое мы хотели посетить.
Petra tou Romiou.

Координаты стоянки 34.66476, 32.6269, от которой под шоссе есть маленький пешеходный туннельчик с выходом на берег. По легенде это место рождения греческой богини Афродиты. По факту – ну скала в море, место живописное, но собственно на берегу, если не купаться, то дольше пяти минут делать точно нечего.

По пути заехать можно, ехать сюда специально совершенно незачем. При подъезде со стороны Ларнака нужно остановиться в месте, где есть вид, например тут 34.665141, 32.634526

Ущелье Avakas. От Ларнака далеко, но сюда съездить надо. Координаты «отворотки» к ущелью 34.91882, 32.32784. Здесь уже можно оставить машину и не ехать дальше (все так и делают). До этого места асфальтовая дорога не доходить всего-то километр, придется ехать по грунтовке, но она терпимая. Мы же проехали еще на полкилометра дальше 34.918813, 32.333199, тут развилка – вверх идёт дорога к какому-то ресторану, а вниз еще метров пятьсот ко входу в ущелье. Вот тут и бросили машину, так как ехать вниз не рискнули: дорога в камнях и узкая, так что топайте ножками, мой вам совет. Собственно вход в ущелье вот 34.918813, 32.333199. Тут стоит беседка, кран с водой и информационный щит.

Не знаю как в сезон, а мы были в ущелье практически одни, до нас прошла группа человек в пять и на обратном пути мы столкнулись с такой же группой, всё. Насколько далеко идёт ущелье – не знаю, мы шли час в одну сторону, по ощущениям километра три, преодолели пару камнепадов, потом упёрлись в совсем уже ноголомный завал и, так как были просто в кроссовках, а не в треккинговой обуви, то дальше не пошли. Первые несколько минут тропинка идёт ровно,

а самое интересное начинается очень скоро.

Моё тулово на фотке чисто для осознания масштаба

Кое-где от постоянно текущей со стен воды образовались сталагмиты

Почва часто держится на скале из песчаника только за счёт корней деревьев

Дальше ущелье заметно расширяется и путь подогревает только спортивный интерес.

Хотя виды обрушившихся скал весьма и весьма впечатляют.
Местные козы

Всё, дальше не идём

Треккинговую обувь я бы рекомендовал в любом случае: хотя бы не промочите ноги. Все-таки придется не один раз пересекать ручей. Может он, конечно, летом пересыхает, но в марте мы вернулись с мокрыми насквозь ногами и обратную дорогу я сидел за рулем босиком. В целом, с ущельем Maska на Тенерифе, конечно, и рядом не стояло, но за не имением лучшего – советую посетить.
Кстати, по пути к ущелью, километров за 8 до цели, навигатор (я использовал iGo с картами OSM) внезапно завел нас на убитую грунтовку с камнями, по которой мы два километра ползли со скоростью 20 км/ч, рискуя пробить там шины и оставить подвеску. После чего выехали на нормальную асфальтовую дорогу. Причем по этой грунтовке движение практически нулевое, машин мы там не видели (справедливости ради, движение на Кипре в марте и в целом около нулевое за исключением городов). Обратно я явным образом запретил навигатору использовать грунтовки, на что он мне сказал: «ок, но часть дороги только грунтовка» и привёл нас опять в этот ад. Т.е., с точки зрения навигатора, другой дороги просто нет. Читая на форумах про посещение к Авакас, я не сталкивался с описанием такой проблемы, значит навигатор точно не прав. И вот «что это было» я так и не понял. Причем я сейчас даже не смогу здраво показать на карте где «это было».
На обратном пути, «белые камни». Координаты 34.70691, 33.23448. Фактически приедете на стоянку рыбной таверны на берегу. Камни на самом деле белые-белые, как из мела. На фото это не передать. В целом красиво, по пути заехать можно. Минут на десять-пятнадцать.

День 3. Время с 8:30 до 16. Пробег 312 км. Едем в горы Троодос (Troodos). Маршрут Ларнака -> водопад Myllomeris -> монастырь Trooditissa -> монастырь Kykkos -> гора Олимпус -> деревня Какопетрия -> Ларнака
Водопад Милломерис (Myllomeris). Поворот к водопаду с шоссе вот 34.882722, 32.875581. Навигатор возможно будет пытаться увести вас дальше по шоссе, но ехать нужно именно резко вниз два км по узкой дороге (там стоит указатель), последний километр хуже, чем первый, но проберетесь без проблем. Машину оставьте тут 34.882691,32.867041, дальше пару сотен метров дорога настолько узка, что и развернуться не сможете, да и около мостика к водопаду припарковаться тоже негде. Водопад неплох, посещения достоин. К слову сказать, мы там были совсем одни.

Монастырь Троодитисса (Trooditissa). Координаты парковки 34.91183, 32.83777. Зачем сюда едут люди непонятно. Потому как, если не путать туризм с паломничеством, то делать тут абсолютно нечего. Ну монастырь. Ну полутёмная церковь при нем.

Ни архитектуры, ни значимых видов.

Пожали плечами и уехали. Видимо, невнимательно я прочел про монастырь при подготовке.
Монастырь Киккос (Kykkos). До цели придется изрядно порулить по горному серпантину, но в принципе оно того стоит. Координаты стоянки прям у ворот монастыря 34.983786, 32.741547. Если там места не будет, то в двухстах метрах большая стоянка около массы ларьков с сувенирами 34.982606, 32.743779. Кстати тут самый значительный выбор сувениров, который мы встречали. Место очень туристическое, народа будет много. Монастырь неплох своими мозаиками и фресками.

Есть два внутренних двора, второй краше первого.

Сюжеты иногда очень доставляют.

Внутри церкви при монастыре фотографировать строго воспрещено: сразу выносят предупреждение. Люстра там хороша.

Иконостас же вообще шикарен, но фото нет – за люстру мне уже «занесли».
Гора Олимпус (Хионистра) Бессмысленная фейковая «достопримечательность». Только зря крутил баранку. Даже координаты давать не буду. Гора занята базой военных, вход туда воспрещен, а с дороги перед базой видов нет. Мимо, проезжаем мимо.

Безусловно при планировании маршрута нам хотелось увидеть хотя бы несколько древних византийских церквей, занесенных в список ЮНЕСКО https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8_%D1%81_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8F%D0%BC%D0%B8_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B5_%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81
К сожалению увидеть удалось только одну, хотя планировали больше.
Церковь святого Николая под крышей (Agios Nikolaos tis Stegis), время работы с 9:00 до 16:00. Координаты поворота с дороги 34.978234, 32.887858, через сто метров – стоянка у церкви. К сожалению, фото внутри запрещены, за этим строго следит смотритель. Потому строго, что отчаянно впаривает самопальные открытки ужасного качества ценой аж в 80 центов за штуку. Росписи же правда великолепны. Очень рекомендую.

Относительно недалеко еще две церкви (рядом с деревней Какопетрия). Вот тут оставляем машину 35.003504, 32.897269 и рядом церковь Богородицы Подиту (Panagia Podithou) (35.003667, 32.896067)

и церковь архангела Михаила (Archangelos Michael) (35.002988, 32.897129).

Мы были там между 14 и 15 часами. Обе церкви закрыты. Ни расписания работы, ни координат смотрителя, ничегошеньки. Молчание киприят. Вот как может объект, занесенный в список ЮНЕСКО, работать как хочет и когда хочет ? Греки такие греки.
Хотели заехать в деревню Какопетрия, но невозможность попасть в церкви испортила настроение, плюнули и поехали обратно в Ларнака.
День 4. Время с 8:30 до 15:30. Пробег 184 км. Ларанака -> монастырь Stavrovouni -> монастырь Machairas -> Деревня Fikardou -> Деревня Lefkara -> Деревня Кити -> Ларанака.
Монастырь Ставровуни (Stavrovouni). Координаты стоянки у ворот 34.887190, 33.437264.

Ехать точно стоит, но не ради самого монастыря, в нем-то ничего особенного нет, а ради отличных видов от него

и на него.

В сам монастырь женщин не пускают, но мужчинам сходить можно, опять-таки не ради посмотреть монастырь, а насладиться видами. К слову говоря, между 12 и 14 часами в монастырь доступа нет и мужчинам. Поэтому лучше ехать с утра. Внутрь монастыря с фотоаппаратом меня не пустили, поэтому вот фотки со смартфона.

Монастырь Махерас (Machairas). Координаты стоянки у ворот 34.94087, 33.18905. Заехать можно, но он явно «слабже», чем Киккос. В самом монастыре смотреть особо нечего, но виды также неплохи. Особенно собственно на монастырь с дороги.

Деревня-музей Фикарду (Fikardou). Стоянка у деревни 34.95943, 33.17093. Малюсенькая аутентичная деревня, в которой уже почти никто не живёт и она превращена в музей под открытым небом.

Проведёте в ней от силы полчаса, так как там буквально несколько домов. Даёт общее представление о том, как жили киприоты в горных деревнях.

Если в целом у вас на Кипре времени мало и нет желания мотаться по деревням только ради того, чтобы увидеть деревню, то посетите Фикарду и удовлетворите любопытство.

Тут есть и музей, вход в него 2.5 евро, мы не посещали.
Деревня Лефкара (Lefkara). Координаты стоянки на центральной площади 34.86795, 33.30657 «в верхней» деревне Пано Лефкара (есть еще «нижняя» - Като Лефкара). Тут же общественный бесплатный туалет. Деревня знаменита своими серебряными изделиями и кружевами. Ни того, ни другого мы покупать не собирались.

Погуляли с часик по деревне,

зашли в пару магазинов, еле выбрались оттуда, так как на всю деревню мы были явно чуть ли не единственными туристами и желание хоть что-то продать у продавцов было максимальным.

Посмотрели на церковь Святого Креста (34.865703, 33.308504), внутрь не попали, так как был обед (с 13 до 14), а ждать надо было еще 45 минут, но тут всё по честному – висит расписание, не поспоришь.

Деревня с умилительным названием Кити. Главная достопримечательность: церковь Панагия Ангелоктисти (Panagia Angeloktisti) («построенная ангелами).

Координаты парковки у церкви 34.847034 33.570932. Посетить стоит, от Ларнака это совсем недалеко – каких-то 12-13 км. Церковь снаружи неплоха, внутри достойна внимания византийская фреска с изображением Богородицы. Находится над алтарём, будьте внимательны.

Больше ничего особенного в церкви нет, можно ради интереса забраться на «второй» этаж по деревянным ступенькам.

День 5. Время с 8:30 до 18:30. Пробег 276 км. Ларнака - Пафос и обратно. Самая главная, с моей точки зрения, достопримечательность Кипра: археологический парк Пафоса. Координаты входа 34.756038, 32.408469. Рядом достаточно большая стоянка, машину можно оставить там бесплатно. Вход стоит 4.5 евро. Говорят, что на территорию парка можно пробраться сквозь дыры через ограждение. Мы же решили, что все-таки девять евро не такие большие деньги, чтобы заниматься ерундой и прошли как цивильные люди.
Так выглядит парк

На территории парка достойны внимания два объекта, точнее четыре виллы: Диониса, Тесея, Орфея и Эона, сгруппированные в две локации. Смотрим на карту, которую дают при входе (красным обведено то, что на территории парка внутри забора, всё остальное – в городе).

На территории этих самых древних византийских вилл сохранились в отличном виде напольные мозаики.

Они правда прекрасны и абсолютно точно достойны осмотра.

Всё остальное, пройденное нами в Пафосе больше от безделья, можно смело пропустить. На виллы вам потребуется ну максимум часа полтора. По пути посмотрите и амфитеатр. Внутрь маяка не пускают.

Крепость Saranta Kolones смотреть нет смысла, нет там ничего. Ну зайдите на 10 минут.

Поэтому еще раз обращаю внимание, что ущелье Авакас и посещение археологического парка вполне себе совмещаются в один день без проблем.
Все остальные объекты на карте находятся вне зоны парка. Катакомбы … Ну нет там ничего интересного и быть не может. Можно зайти, если есть время. У нас оно было.

Приехав в Пафос в 10:30 мы посмотрели мозаики, поболтались еще пару часов по городу, дошли до крепости на набережной. благо рядом,

потом пообедали (как раз тот единственный раз в кафе) и к 14:30 заняли исходную позицию на набережной (рядом со входом в парк) в ожидании знаменитого кипрского карнавала.

Основная часть должна была быть завтра, 13 марта в Лимасоле, но мы рано утром улетали и поэтому довольствовались только той частью, которая проходила в Пафосе. Не знаю как в Лимасоле, а в Пафосе карнавал представляет собой что-то вроде утренника местных детсадов и школ. Посмотреть интересно, но многого не ожидайте, это все-таки дворовая самодеятельность, а не профессиональное мероприятие.

Вот наверное и всё, что я хотел написать про наш визит на Кипр. Что касается вопросов подготовки, то очень-очень рекомендую сайт http://cyprusiana.ru - это просто таки готовый путеводитель по Кипру с координатами, фото, описанием. Кроме этого сайта фактически ничего не нужно для подготовки поездки. Поэтому низкий поклон и огромное спасибище его создателям.