Алексей Певнев (ren_ar) wrote in ru_travel,
Алексей Певнев
ren_ar
ru_travel

Categories:

Крупнейший готический алтарь Европы. Мариацкий костел. Краков.


Краковский Мариацкий костел хранит множество святынь, но, пожалуй, самая уникальная из них это деревянный резной алтарь, памятник поздней готики конца XV века, самый большой средневековый алтарь во всей Европе. Его удивительная конструкция и яркие краски неизменно приковывают взгляд. Ровно в полдень, когда свет, преломленный витражами собора, особенно красиво ложится на алтарь, его створки открывают и тогда тысячи туристов имеют возможность взглянуть на прекрасное центральное панно, сюжетно посвященное успению Девы Марии...

IMG_0124 rsn 1000



02. Очередь в Мариацкий костел Кракова.
IMG_0093 rsn 1000


03. Своды собора.
IMG_0096 rsn 1000

Автор алтаря, мастер по дереву из Германии Фейт Штосс (полонизированное имя - Вит Ствош), был приглашен краковской радой и принялся за работу 25 maja 1477. Двадцать лет он затем прожил в Польше и двенадцать из них посвятил работе над алтарем. В 1483 комиссия рады проинспектировала работу мастера и осталась довольна, как результат Ствош был освобожден от уплаты налогов. Одновременно с основной своей задачей он стал выполнять для города и мещан и разные другие заказы, более мелкие, а в 1484 году стал главным мастером цеха малярских работ и резьбы по дереву.

04.
IMG_0100 rsn 1000


05.
IMG_0102 rsn 1000

В праздник Успения Богородицы, в 1489 году, алтарь был готов. Доподлинно неизвестна вся стоимость этой работы, есть сведения лишь об одном счете на 2808 флоринов, что равнялось годовому бюджету всего Кракова. Могло быть что эта сумма была лишь окончательной выплатой вознаграждения. Сама сумма складывалась из пожертвований церкви и местных мещан.

06.
IMG_0103 rsn 1000


07.
IMG_0105 rsn 1000


08.
IMG_0108 rsn 1000


09.
IMG_0109 rsn 1000

Алтарь имеет размеры 13 метров в высоту и 11 метров в ширину. Все фигуры в нем, а их около 200, вырезаны из цельных брусков старой липы (на тот момент это были деревья возрастом порядка 500 лет, а значит сейчас этому дереву около тысячи лет...), при этом самая большая фигура достигает 2,7 метра. Сама конструкция выполнена из дуба, в некоторых частях использовалась лиственница.

10.
IMG_0112 rsn 1000


11.
IMG_0114 rsn 1000

Алтарь состоит из центрального панно и четырех створок, двух подвижных (они закрывают панно) и двух неподвижных по бокам. Когда алтарь открывается, то превращается в огромный резной триптих. интересной особенностью является то, что Вит Ствош в своей работе использовал элементы реализма наряду с религиозным мистицизмом. Здесь высокие библейские сюжеты соседствуют с самой обычной бытовой повседневностью. Мадонна представлена как идеал средневековой красоты, но в облике апостолов угадываются черты краковских мещан.

12.
IMG_0119 rsn 1000

И здесь Ствош дал реализму полную волю, лица апостолов имеют те или иные дефекты, руки у некоторых деформированы от старости или увечий, даже проглядываются кожные заболевания, жилы на ногах напряжены... Это самые обычные люди того времени, со своими физическими достоинствами и недостатками.

Центральный сюжет уникального панно это Успение Богородицы. Мария окружена апостолами, Иаков поддерживает ее своими руками. А на открытых крыльях алтаря проиллюстрировано шесть ее Радостей, от Благовещения до Сошествия Святого Духа. Когда же алтарь закрыт, то можно наблюдать 12 сцен из жизни Марии и Иисуса. При этом одежда действующих лиц отвечает не библейской моде, а времени работы самого мастера Ствоша, то есть концу XV века.

13.
IMG_0124 rsn 1000


14.
IMG_0125 rsn 1000

Шли годы... В сентябре 1939 года профессор Ягеллонского университета Кароль Эстрейх убедил разобрать уникальный алтарь и сплавить его по Висле в город Сандомир, с целью уберечь его от уничтожения немцами. Там он хранился в подвалах духовной семинарии пока немцы, благодаря доносу, не узнали о его местонахождении. В том же 1939 году они распилили конструкцию и вывезли алтарь в Берлин, а затем в Нюрнберг.

15.
IMG_0126 rsn 1000


16.
IMG_0133 rsn 1000


17.
IMG_0134 rsn 1000


18.
IMG_0136 rsn 1000

После войны профессор Кароль Эстрейх получил возможность разыскать уникальный алтарь, в чем ему помогли американцы, и в мае 1946 года работа Вита Ствоша вернулась в Краков. С этого времени алтарь, в законсервированном состоянии, хранился в Вавеле, а в 1957 году был возвращен Мариацкому костелу. С 2015 года ведется постепенная реконструкция алтаря, которую планируется завершить в течение шести лет. Бюджет работы оценивается в 13 с лишним миллионов злотых.

19.
IMG_0137 rsn 1000


20.
IMG_0138 rsn 1000


21.
IMG_0140 rsn 1000


22.
IMG_0141 rsn 1000


23.
IMG_0142 rsn 1000

В великолепном убранстве самого костела Успения Пресвятой Богородицы прослеживаются как позднебарочные черты, так и элементы неоготики. Широко используется полихромия - результат работы известнейшего польского художника Яна Матейко, которому помогали Станислав Выспяньский и Юзеф Мехоффер — авторы витражей в пресвитерии и над главными органами.

24.
IMG_0143 rsn 1000


25.
IMG_0145 rsn 1000

В 90-х годах прошлого века были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых собор был очищен от всех загрязнений и наслоений последнего времени. Вследствие этого стены и своды приобрели прежний блеск, открылись удивительные полихромические краски. А в 2003 году была также реконструирована и крыша храма. И без того великолепнейший собор стал еще более красивым и притягательным, настоящей жемчужиной Кракова.

26.
IMG_0147 rsn 1000


27.
IMG_0149 rsn 1000


28.
IMG_0151 rsn 1000


29.
IMG_0157 rsn 1000


30.
IMG_0158 rsn 1000


31.
IMG_0159 rsn 1000


32.
IMG_0139 rsn 1000
Tags: Краков, Польша
Subscribe

  • Прага-2000

    Первый раз мы отправились в Европу в сентябре 2000 года, чтобы отметить очередной юбилей совместной жизни - самостоятельно, без всяких экскурсий и…

  • Чешский Крумлов на фото и на картинах Эгона Шиле

    Начиная с XIX века в этом городе не произошло никаких принципиальных изменений, центр сохранил свой исторический вид, за исключением исчезновения…

  • Где Прага?

    Не секрет, что есть народное утверждение помогающее принимать решения не на основе умозаключений, а так называемых примет. Способ не то чтобы…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments