Железнодорожная сторона Финляндии

Этот пост для тех, кто неравнодушен к железнодорожной тематике, особенно к истории железных дорог Финляндии. Здесь вы узнаете что можно такого интересного железнодорожного посмотреть не только в музеях, но и в самых обычных маленьких и особо ничем не примечательных городках этой страны.




У многих россиян знакомство с финскими ж.д. начинается прямо на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге. Если сильно не спешить, то у платформ можно заметить паровоз, на котором Ильич в октябре 1917 года приехал в Петроград. В 1957 году финское правительство передало исторический локомотив на вечную стоянку.


Подробности на этой плите.


В 1870 году было открыто железнодорожное сообщение Петербург - Рихимяки. К 1876 году ж.д. добрались до Тампере, в 1886 году до Оулу, и в 1913 году до Торнио. После строительства в 1919 году ж.д. моста через пограничную реку Торнио-Йоки появилось прямое ж.д. сообщение со шведской Хапарандой и дальше в сторону Стокгольма. Давайте проедемся из Санкт-Петербурга прямо до Хапаранды и посмотрим что тут есть интересного. Из Питера в Хельсинки удобно ехать на поезде ''Аллегро'' (слева), а до Выборга на ''Ласточке'' (справа).


Из Москвы же можно добраться на более традиционном поезде ''Лев Толстой'', который также заезжает в Питер.


Первое, что мы видим, прибывая в Хельсинки, это красивый железнодорожный вокзал, построенный 1919 году в стиле модерн.






Дальше можно пересесть уже на внутренний финский поезд и поехать до места назначения. В Финляднии давно в ходу двухэтажные вагоны.


Внутри всё вполне ожидаемо.


Кроме сидячих мест, есть также и вагоны с купе. Мне всегда было интересно посмореть, чем финское купе отличается от российского/советского. Поэтому, один раз я прокатился на ночном поезде Оулу-Хельсинки.


Купе расчитано на двоих человек. Несмотря на то, что всё чистенько и удобно, тут нет большого обеденного стола как в наших купе, поэтому непонятно, как в таком вагоне можно ехать несколько суток. Наверное, никак. К тому же, здесь таких дистанций и нет.


У меня была верхняя полка.


Прямо у подушки тут есть светильник, часы, розетка и т.д., что очень удобно.


Шкафчик и умывальник.


Карточка для дверей.


Туалет в вагоне приспособлен и для детей, и для инвалидов.


Впрочем, у финнов предполагается, что вы кушаете в вагоне-ресторане, а не в купе. Рестораны очень модно устроены. Вот несколько примеров.






С велосипедами тоже интересный момент. Финны любят доезжать до ж.д. вокзала на велике, после чего оставляют его прямо там и едут куда нужно на поезде.


Второй вариант, можно взять велосипед с собой в поезд. Разбирать его не нужно, достаточно лишь заплатить 5 евро и кое-как закрепить велик в вертикальном положении.


Если вы в Хельсинки уже всё посмотрели, но нужно скоротать час-другой у вокзала, я вам предлагаю посетить одно интересное историческое место, которое не слишком то разрекламировано. Достаточно проехать от главного вокзала до следующей станции Пасила (Pasila). Тут находится старое круговое депо, которое осталось с тех самых давних пор, ориентировочно с 1862-го года. Вот оно с автомобильного моста. Так сразу и не заметишь с поезда.


Все депо, что я покажу построены примерно в одно время (вторая половина 19го века), по схожим проектам. Поэтому и выглядят они довольно одинаково: красный кирпич, большие ворота, ну и конечно, круглая платформа посередине. Локомотив заезжал на эту платформу, потом её поворачивали и, таким образом, можно было завести паровоз в нужные ворота. Нехитрая и эффективная конструкция.




Рядом, как правило, есть еще несколько старых зданий из красного кирпича.


Кроме того, каждое депо имеет свои сюрпризы. Вот на станции Пасила я нашел два музейных экспоната.




Двигаемся на север. Следующая интересная станция Хювинкяа (Hyvinkaa). Здесь находится железнодорожный музей Финляндии. Здесь есть круговое депо, построенное примерно в 1862-ом году.




Внутри можно увидеть как подобные депо выглядели в старые добрые времена.








Снаружи показано сравнение разных стандартов железных дорог.


Рельсы в разное время.


Шпалы в разное время.


Чуть дальше от депо находится старое здание вокзала.


Внутри старого вокзала.


Еще во дворике заметил миниатюрную железную дорогу.


Выглядит, как будто по ней перевозили грузы с вагонов. Хотя я не знаю какое у этой минидороги предназначение, может для развлечений.




Рядом с депо находится большой ангар с приличным количеством локомотивов и вагонов разных времен.












Дрезина.


А это вообще рельсовые автомобили. Не видел таких раньше.




Вагоны.






Оказывается были модели вагонов с дверьми посередине.


Царский поезд.




Внутри всё просто шикарно. Я бы так тоже прокатился.






Если зайти за ангар, то там есть еще один, совсем не музейный экспонат:) Как я понимаю, это вагон для перевозки заключенных военных времен.




Следующая интересная станция это Парола (Parola). Здесь находится финский танковый музей. Я о нём уже писал здесь. Кроме всего прочего тут можно увидеть один из трех финских бронепоездов времен войны.




Следующая станция Тампере. Здесь есть старый локомотив.


А также железнодорожный вокзал построенный в стиле функционализма в 1936 году.


Кстати говоря, в большинстве случаев, ж.д. вокзалы в Финляндии до сих пор вот такие вот миленькие и деревянные. Люблю их. Железнодорожный вокзал в Оулу (1886-й год). Здесь и далее даты указываю примерные, исходя из информации о том, когда станция была открыта.


Железнодорожный вокзал в Коккола (1885-й год).


Железнодорожный вокзал в Раахе (1899-й год).


Ну так вот. В Тампере половину кругового депо отремонтировали и превратили в очень колоритный ресторан.


Депо построено примерно в 1876-ом году.




Заходим внутрь.


Рельсы так и остались на полу:)




Здесь раньше стояли локомотивы, как мы это видели в музее в Хувинкяа.


Кушаем и наслаждаемся видами. Раньше я эти депо не замечал и узнал об их существовании благдаря вот этому посту блогера periskop.su, за что ему большое спасибо.


А это вторая, неотреставрированная часть депо. Уже больше похоже на то, что мы видели раньше.


Финны молодцы, делают развлечения из всего что можно. Кроме ресторана, западнее Тампере, на бывшей ж.д. линии между Пори и Хаапамяки, можно покататься на дрезинах, о чем я писал здесь. Очень увлекательное времяпрепровождение.


Ну а мы двигаемся дальше на север. Круговое депо Сейнайоки (1883-й год).




Красивые башенки.






Тут всё заброшенно выглядит.


Чуть дальше находится второе депо с некоторыми признаками жизни.




Следующая станция Коккола. Здесь есть интересный памятник.




Локомотив у вокзала.




Круговое депо Кокколы (1885-й год).




В Кокколе депо полностью рабочее.






А это уже станция Юливиеска. В этом городке совсем нечего смотреть, но теперь вы знаете как можно себя занять, если пришлось здесь остановиться:)))


Всего в Финляндии более 150-ти паровозов.


Круговое депо (1886-й год).




Едем дальше на север в Оулу. Круговое депо (1886-й год).




Помните, такую электричку мы видели в музее?






Ну и наконец, самая северная точка нашего путешествия это евросити Харапанда-Торнио. Здесь примечательно здание шведского ж.д. вокзала Хапаранды, который находится прямо на шведско-финской границе. К сожалению, пассажирское сообщение через этот вокзал прекращено уже несколько десятилетий назад, так что это уже скорее памятник архитектуры и ресторан.


В паре сотен метров от вокзала находится интересный мост в сторону финского Торнио (1919-й год), по которому могут передвигаться поезда сразу как по широкой (российской), так и узкой (европейской) колее.


Надеюсь, после моего рассказа вы не будете скучать, даже если окажетесь в ни в чем не примечательном финском городке.
Модераторское
Проверьте, похоже пара фото не грузится
Re: Модераторское
Проверил, у меня все фото загрузились. Вроде всё в порядке.