Аксай - город с двумя лицами

SAM_0288.jpg
Последней точкой нашего донского путешествия стал город Аксай. Не могу сказать, что как-то специально планировал в него ехать, но раз уж выдались свободные два часа после посещения Старочеркасской, а Аксай так удобно расположен на пути к Ростову, то почему нет? Казалось, что ничего хорошего там нет. Ну что интересного может быть в городе-спутнике Ростова, к тому же ещё и придорожном, через который по трассе М-4 ежедневно проезжают тысячи машин? А вот Аксай взял и приятно удивил. Город состоит фактически из двух сильно разных частей - ухоженного спального микрорайона и старого южного города. Обе части по-своему понравились; в обеих есть, на что посмотреть. Об этом и будет нижеприведённый рассказ.


1. На деле оказалось, что транзитный поток трассы на город почти не влияет. Он проходит по окраине и отделён от основной части Аксая полосой неудачливых жилых домов. "Внутри" города довольно спокойно. Что удивило - он очень недурно ухожен. По крайней мере, в новой его части, где проживает большинство горожан, очень чисто, аккуратно, полно всяких уютных мелочей. Получше будет, чем в том же Новочеркасске. Видимо сказывается роль отдалённого спального микрорайона южной столицы.
Самый центр "нового" Аксая - Ленин перед администрацией:
SAM_0263.JPG

2. Но всё-таки Ростов-на-Дону, какой бы южной столицей он ни был, - не Москва. В нём самом полно неприглядностей. Поэтому и от города-спутника я ожидал чего-то соразмерного. Допустим, город-спутник Рязани - Рыбное - смотрится весьма и весьма провинциально. А вот Аксай - нет. Уровень благоустройства в спальной его части близок к спутникам Москвы - Балашихе, Мытищам и т.д. А в чём-то даже переигрывает их, за счёт меньшей плотности населения и, как следствие, эффекта того, что здесь "дышать легче".
За площадью Ленина с администрацией начинается улица Карла Либкнехта, с широкой современно оформленной бульварной частью:
SAM_0268.JPG

3. Но Аксай - это не только аккуратный город-спутник Ростова. Это ещё и один из старейших городов русского Дона, ровесник Старочеркасской. Впервые упоминается Аксай в 1570-м. Естественно, это был не город, а небольшое казачье поселение - застава на дороге из Москвы в Азов, где русские и турки разменивались послами на торговом пути. Дальнейшему развитию Аксая послужило его удачное расположение, ведь дорога к казачьей столице Черкасску также пролегала через Аксай, как и сегодня. На время регулярных затоплений Черкасска, из-за которых столицу в итоге перенесли в Новочеркасск, часть его жителей перебиралась именно сюда, в Усть-Оксай, как тогда называлась застава. Благодаря удачному транзитному положению, в городе образовался и крупный сезонный рынок. Словом, немного Аксай не дотянул, чтобы стать донской столицей.
Около входа на территорию аксайского отдела МВД в 2013-м установлена мемориальная стена "Памяти павших":
SAM_0278.JPG

4. В 1763-м на окраине нынешнего Аксая появилась земляная крепость. Поскольку тогда это был приграничный район страны, на Дону было построено несколько крепостей, в которых находился значительный гарнизон. Основной была крепость Димитрия Ростовского, позднее превратившаяся в город Ростов-на-Дону. Ей подчинялась и аксайская. Также, в силу активной торговли с Турцией по Азовскому морю, здесь расположилась таможенная застава. Крепость отлично сохранилась и сегодня работает как музей. Покажу её в конце рассказа.
Центральная улица города - проспект Ленина - обладает широкой пешеходной частью, по которой вечером прогуливается масса народу, вероятно, приехавшего с работы из Ростова:
SAM_0281.JPG

5. С 1797-го населённый пункт стал станицей Усть-Аксайской, а приставка "Усть" со временем исчезла. В XIX-м веке здесь появились железная дорога и пороховой завод, а местоположение на берегу Дона близ устья реки Аксай предопределило роль станицы как локального торгово-мореходного центра. Тем не менее, статус города Аксай получил только в 1957-м.
Балконы пятиэтажек в Аксае украшены некими узорами. В советское время нередко декорировали дома народными мотивами конкретного региона. Чаще - в национальных автономиях. Но даже в Калужской области нашлись некие местные узоры - тарусская вышивка - вот точно так же, на балконах.
SAM_0275.JPG

6. Что они представляют собой в Ростовской области, я так и не смог понять. Из каких-то промыслов здесь слышал только про Семикаракорскую керамику. Но во-первых у неё нет какого-то явного узнаваемого принта (всё ж керамика, а не роспись). Во-вторых, у неё нет исторических корней: Семикаракорская керамика - продукт мысли советских деятелей, пусть и неплохой. Когда строили эти дома, её наверное и не существовало ещё...
SAM_0266.JPG

7. Неожиданно попадается высотка, причём с довольно солидной этажностью. В Аксае она если не в единственном числе, то уж точно одна из немногих. Всегда удивляли высотки в маленьких городах. Зачем? Места много, селить людей друг у друга на головах, как в Москве или Китае, нет необходимости. А тут ещё надо заморачиваться с лифтом и мусоропроводом...
SAM_0270.JPG

8. Что представляется при словах "дом культуры в российском городе"? Какое-то сталинское здание с колоннами, потрёпанное или нет, неважно. На крайний случай - что-то позднесоветское, напоминающее кинотеатр. Не припомню, чтобы мне где-то ещё приходилось видеть дом культуры, обшитый пластиковыми панелями и больше похожий на магазин. На самом деле здание советское, и от того, что его не закрыли, а даже отремонтировали на современный лад, душа радуется.
SAM_0283.JPG

9. Ну а в остальном "новый" Аксай - это немолодые советские пятиэтажки на довольно аккуратных улицах. Но кадр этот я сделал, конечно, не ради них, а ради редкой удлинённой Газели сумасшедшего вида, к тому же ещё и выполняющей роль маршрутки:
SAM_0256.JPG

10. Плитка, новые урны и остановки, кованые фонари, скамейки, клумбы, чистота. Блин, да в самом Ростове такого благоустройства не везде найдёшь. Скорее похоже на Таганрог или даже на Белгородскую область...
SAM_0260.JPG

11. Помимо возможности работать в Ростове-на-Дону, Аксай предоставляет жителям и свои собственные рабочие места. Работают несколько заводов, в основном по ремонту сельхозтехники и плавсредств. Основной среди них производит запчасти для ростовских комбайнов.
На перекрёстке проспекта Ленина с одной из улиц установлен вот такой оригинальный термометр:
SAM_0254.JPG

12. Шикарный логотип на здании местного почтамта. Что-то отдалённо похожее видел в Твери:
SAM_0259.JPG

13. Оригинальная "именная" велопарковка? Это уж совсем в стиле современного хипстерского урбанизма. Не хватает ещё лавки с кофе на вынос и общественного книжного шкафа. На этом фоне вспоминается совковая велопарковка в Великом Новгороде...
SAM_0273.JPG

14. Эмоциональное внушение для водителей. Больше такого нигде не видел:
SAM_0257.JPG

15. Вот такой он, новый Аксай. Согласитесь, недурно для 40-тысячного городка за более чем тысячу километров от Москвы. Теперь пойдём смотреть на старый Аксай. Между "старым" и "новым" можно выделить ещё и некую среднюю прослойку. Это как бы плавный переход от многоэтажек к старой низкой застройке, осуществляемый посредством современного частного сектора. На самом деле, так выглядит большая в процентном выражении часть Аксая, но нам это неинтересно:
SAM_0249.JPG

16. В этой промежуточной части находится Успенский храм 1825-го года. До революции он имел богатое убранство и росписи. После войны церковное здание принадлежало заводу "Сельхозтехника". Здание в целом сохранилось, однако декор пострадал. С 90-х возвращено верующим и более-менее восстановлено:
SAM_0252.JPG

17. Забавно, что близ храма, у территории бывшего завода, сохранился памятник - раритетный трактор ХТЗ на постаменте. Видимо когда-то эти машины ремонтировали на этом заводе:
SAM_0250.JPG

18. В этой части города - ещё один памятник сотрудникам полиции, погибшим при исполнении долга, в дополнение к мемориальной стене, показанной на фото №3. Неужто в Аксае служба в полиции настолько опасна, что в одном маленьком городе с разницей в год установлено аж два таких памятника? Видимо сказывается близость Кавказа...
SAM_0246.jpg

19. Наконец попадаем в "старый" Аксай. Он расположен ближе к Дону, вдоль его побережья. Ещё пока на высоком берегу, но рельефность уже налицо. Здесь не редкость овраги, резкие спуски и подъёмы, и из-за этого - причудливая планировка застройки.
SAM_0284.JPG

20. В сторону Дона уходят спуски, вдоль которых - колоритнейший частный сектор. Встречаются уже и куры с гусями, и старые казачьи хаты - курени. И не верится, что в трёх минутах езды отсюда - современный благоустроенный город. На заднем плане - большой остров между излучинами Дона в месте впадения в него реки Аксай:
SAM_0288.jpg

21. Главная улица "старого" города - Гулаева. Она, как и все остальные улицы в этой части Аксая, имеет крутые подъёмы и спуски, из-за которых гулять по ней не очень удобно, но в отличие от остальных она хотя бы заасфальтирована. Вдоль неё сосредоточена немногочисленная старая каменная архитектура. В частности - церковь иконы Божией Матери "Одигитрия" 1897-го. Службы в храме за всю его историю прерывались только однажды - во время войны, когда в окрестностях станицы Аксайской велись бои.
SAM_0287.JPG

22. Тем событиям посвящён памятник "Переправа", поблизости от храма. Это грузовая машина "ЗИС" с зенитной установкой. Такие прикрывали эвакуацию жителей станицы через Дон в 1942-м году, когда её захватили фашисты.
SAM_0296.JPG

23. Тут же, по соседству с храмом, сохранился комплекс построек почтовой станции XIX-го века. В него входят домик постового смотрителя, гостиница и ещё пара зданий. Вообще, Аксай неожиданно оказался городом музеев. Помимо почтовой станции, здесь есть также военно-исторический комплекс, таможенная застава XVIII-го века в земляной крепости и военный бункер уже XX-го века. Всех их объединяет одна музейная организация.
SAM_0290.JPG

24. Ввиду того, что мы приехали сюда из Старочеркасской, время уже шло к закату, а музеи собирались закрываться. Пришлось выбрать для посещения только один - таможенную заставу, про которую ниже. Почтовую станцию, на которой останавливались Грибоедов, Лермонтов, Чайковский, Толстой и другие, пришлось пофотографировать через забор и бежать дальше:
SAM_0294.JPG

25. А бежать есть куда. Например к домику XVIII-го века, в котором зимой 1783-1784 проживал Суворов. Сегодня в нём располагается администрация того самого аксайского музейного комплекса. А началось всё когда-то со школьного военно-исторического музея, открытого в 1948-м:
SAM_0302.JPG

26. Немного напрягло наличие на аксайских улицах, прямо в центре, вечером какого-то мутного контингента. Кавказские мужики, сидящие парами в дешёвых автомобилях, и славянские парни, собирающиеся группками. Не имею такого опыта, но прямо тянет предположить наличие драгдилеров и их клиентуры.
SAM_0327.JPG

27. На улице Гулаева и окрестностях сохранилось немало старой застройки. Не столь шикарной, как в Новочеркасске и Таганроге, но зато более правдиво отражающей донской быт тех лет. В этой части Аксай - милый и уютный маленький южный городок, немного ветхий и даже чуть деревенский.
SAM_0303.JPG

28. Местная администрация:
SAM_0297.jpg

29. Центром "старого" города является площадь, где от улицы Гулаева начинается спуск к железнодорожному вокзалу. Когда-то здесь стояла главная церковь станицы - Троицкая, разрушенная большевиками. Сейчас на площади расположен целый набор всевозможных памятников. В частности - памятник жертвам катастрофы на ЧАЭС ("полый" крест на переднем плане) и памятник казакам, убитым и замученным в разные годы ("сплошной" крест на заднем плане):
SAM_0305.JPG

30. Тут же - памятник Н.Д. Гулаеву, уроженцу Аксая (тогда ещё станицы Аксайской), дважды Герою СССР, третьему из советских асов по числу сбитых самолётов в годы Великой Отечественной.
SAM_0308.jpg

31. Главным же ансамблем этой площади является мемориальный комплекс, известный как "площадь Героев". Расположен он на месте братских могил времён Великой Отечественной. Вдоль аллеи, ведущей к центру композиции - обелиску, установлены плиты с именами и барельефами аксайчан-Героев СССР.
SAM_0318.JPG

32. В окрестностях площади можно найти немало старых домов. Некоторым везёт: они попадают в руки коммерческих структур и восстанавливаются:
SAM_0311.jpg

33. Впрочем, здания, занятые муниципальными органами, тоже смотрятся неплохо. Управление соцзащиты населения расположилось в здании бывшей дореволюционной гимназии:
SAM_0315.JPG

34. Аксайский ЗАГС креативно обозвали "Домом счастья":
SAM_0313.JPG

35. Конечно же надо спуститься к вокзалу. Железная дорога здесь проходит понизу, по узкой полосе между рекой и подножьем холма, на котором расположен город. Маленький сонный вокзальчик 50-х годов принимает только электрички, движение которых, впрочем, здесь крайне плотное. Всё-таки магистральная ветка "юг-центр" - не из тех, на которых каждый год сначала отменяют электрички, а потом по указу высшего руководства возвращают:
SAM_0325.JPG

36. На привокзальной площади - парочка старых домиков, просто-таки увешанных раритетными советскими вывесками. Здесь хоть кино снимай про 80-е:
SAM_0322.JPG

37. Наконец, как и обещал, покажу аксайскую крепость, в которой ныне располагается музей "Таможенная застава XVIII-го века". Мы были единственными посетителями крепости в конце дня. Молодая смотрительница, продававшая билеты и следившая за нами во время прогулки, явно находилась в расслабленном состоянии и была не очень рада факту наличия посетителей. Вяло указав направления осмотра ("А здесь у нас балка", "А здесь Вы можете пройти по катакомбам"), она лениво приглядывала, дабы мы ничего не натворили. В голосе явно читалась фраза "Что тут вообще смотреть?" и отсутствие интереса к объекту своей работы.
SAM_0243.JPG

38. Фотосъёмка внутри платная. Я не стал платить даже не столько из экономии, сколько из-за бессмысленности этого действия. Внутри можно пройтись по нескольким подземным коридорам-катакомбам. Освещение соответствующее, хороших фото не вышло бы. Да и вид старого каменного коридора, думаю, многие представляют себе. Тем не менее, это было относительно интересно. В нескольких комнатках в катакомбах выставлены типичные для таких мест экспонаты - старые орудия труда, картины, документы, схемы крепости, манекен таможенника в форме. Посещение музея заключается в том, чтобы зайти через центральный вход (на прошлом кадре), пройти по катакомбам и выйти с обратной стороны:
SAM_0236.jpg

39. В музее, в связи с историей места, упоминаются как крепость Димитрия Ростовского, которая была главной в этой системе, так и более старая крепость Святой Анны. Последняя сохранилась целиком, считается чуть ли не единственной дошедшей до наших дней земляной крепостью в России. Находится в пяти километрах от Старочеркасской, по грунтовой дороге. Туда мы, конечно, не поехали. Да и смотрится она красивее с воздуха, нежели с земли.
Обратно к главному входу нужно идти вдоль старых крепостных стен:
SAM_0240.JPG

40. От крепости открывается чудесный вид на излучину реки со стоящими на рейде кораблями. Это уже не Дон, а Аксай. На столь характерном для этого региона кадре я и закончу своё повествование о путешествии в Ростовскую область.
SAM_0242.JPG

Несложно заметить, что Аксай мне понравился. На город приятно посмотреть и как туристу, и как гражданину. Даже обидно, что при наличии в общем-то неплохих туристических объектов он стабильно остаётся в тени Старочеркасской. Осталось только пожалеть, что на Аксай у меня было совсем мало времени.

Полный перечень постов из донского путешествия:

Таганрог:
Первая часть - парадные виды.
Вторая часть - малые улицы центра.
Третья часть - быт и памятники.

Ростов-на-Дону:
Первая часть - общие впечатления, быт и старый город близ рынка.
Вторая часть - Большая Садовая.
Третья часть - набережная и старый город в её окрестностях.
Четвёртая часть - Пушкинская и монументы.
Пятая часть - Нахичевань и окраины.

Новочеркасск:

Первая часть - облик искусственной столицы.
Вторая часть - облик южной провинции.

Старочеркасская

Аксай - текущий пост.