Однако началось моё знакомство с Роттердамом не с архитектурных прогулок, а со встречи на центральном вокзале с "Чаком Норрисом среди закусок". Старина Чак не удивил, обычный для Голландии жаренный сырный крокет, ничем не отличающийся от крокетов в автоматах "Febo". Хотя возможно Чак Норрис настолько крут, что крокет названный его именем, продлевает жизнь получше чем чёрные яйца Хаконе, о которых я рассказывал не так давно.
Не знаю почему Голландия так сильно отличается от Германии. То ли пресловутый менталитет, радующихся жизни голландцев, то ли близость местных жителей к воде и красивая архитектура. Может быть всё вместе, радость жизни в красивых домах на воде?
Что греха таить, я бы и сам не отказался пожить в таком домике, неужели я тоже немножечко голландец?
Разница с серой Германией ощущается буквально во всём, начиная с мелочей, вроде таких цветастых бордюров.
Или весёлых зверюшках на фонарных столбах (ими был обвешан целый квартал)
Заканчивая поведением аборигенов. Ну не будут немцы в центре города, прямо на улице, устраивать семейное перетаскивание каната, не та у них закваска.
Ресторан в отцепленном вагоне поезда, это в Германии возможно.
Приделать усы религиозной статуи? Сомневаюсь, что воспалённая толерантность головного мозга позволит немцам такое сделать!
Но довольно сравнений. Некоторые обычные для Голландии вещи не то что в Германии, нигде в мире больше не найти! И речь не только о подымающихся из под земли писсуарах, или дождевых радарах, увеличивающих на перекрёстках время зелёного света для велосипедистов. Именно здесь в Роттердаме, где появилась первая в мире пешеходка, спустя полвека стартовал первый краудфайндинговый архитектурный проект. Поясню что произошло. Несколько лет назад общественная организация решила устроить сбор средств для строительства 400-метрового пешеходного моста. На призыв откликнулось более 8000 человек и народный мост под названием "Воздушный канал" был построен!
Каждый кто отдал на строительство этого деревянного объекта более 25 евро получил свою именную дощечку. Замечательная идея!
Интересно, чтобы выгравировать своё имя на троне нужно было заплатить больше 25 евро, или имена здесь написали за другие заслуги?
Благодаря своему бурному портовому прошлому и не менее бурному настоящему, в Роттердаме живут люди 180-и национальностей. Это один из самых многонациональных городов мира. Согласитесь, совсем неплохо для относительно небольшого 600-тысячного городка. Как вы наверное догадываетесь, при такой национальной окрошке Роттердаму есть чем удивить в плане экзотической кухни. Буду краток, в Роттердаме есть всё! Хотите китайско-суринамско-явайского (чтобы эта смесь не значила) заходите и берите!
Некоторые названия ставят в тупик. Шаурма "Тель Авив", это как? Внезапное еврейско-арабское кулинарное примирение?
Для многих туристов кулинарное разнообразие и есть главная цель визита в Роттердам. Я же разрываясь между скульптурным Роттердамом и его фестивальным пригородом Дордрехтом, ел на ходу, т.е. налегал на городской фастфуд. Начал с обычного для Голландии Киббелинга, кусочков рыбы обжаренных во фритюре и подающихся с чесночным соусом. В принципе, ничего особенного. В последнее время продавцы начали халтурить и под видом трески жарить более дешёвого морского лосося (сайду)
Продолжил роттердамским хотдогом, так называемым, Рот-догом. По идее это обычный хотдог, но завёрнутый в ломтики бекона. Если на минуточку забыть про вредность и калорийность, то очень даже очень!
Думал попробовать новую звезду на роттердамском кулинарном небосклоне, блюдо под названием "Kapsalon". Kapsalon переводится как парикмахерская, т.к. считается что его придумал местный работник расчёстки и ножниц. Парикмахерская представляет собой гремучую смесь из нескольких национальных фастфудовским блюд: арабская шаурма, голландская картошка фри, индонезийские острые соусы, добрая порция чеснока с добавлением различных овощей и завершающий штрих - всё это запечено в сыре гауда! Никаких компромиссов, минимум 2000 килокалорий гарантировано! Каюсь, не почувствовал в себе сил, чтобы продегустировать этот "кошмар диетолога" и вместо парикмахерской завершил свой фастфуд-марафон в Дордрехте, но это уже другая история. Пока же продемонстрирую, что можно увидеть, сев на водяной автобус Роттердам-Дордрехт. В первую очередь можно насладиться видом на небоскрёбы.
Мимо самого большого в Европе порта водный автобус не идёт, но недостатка в кораблях вы не почувствуете. Выбор богат, от огромных судов трубоукладчиков.
До 130-метровой копии Ноева ковчега. Один голландец потратил 20 лет своей жизни, чтобы построить это сооружение. Сейчас там то ли ресторан, то ли деревянный зоопарк, изготовленный под лозунгом: "Каждой твари по паре".
Не хватает кораблей на воде, так вдоль берега можно увидеть здания, выполненные в виде круизных лайнеров.
Или такие сооружения, чем-то напоминающие огромные парусники.
На окраине города обязательная мечеть, да, не в самом козырном месте, зато мимо не проплывёшь. Конечно Роттердаму очень далеко до Амстердама в плане речных экскурсий, но посмотреть на голландский город со стороны воды всегда любопытно.
"Самая крутая лодка и самая горячая труба города". Хм, год назад парочку точно таких же лодочек видел в Амстердаме, так что извините, ничего уникального.
Врать не буду, юрту-караоке в Амстере не видел.
Да и некоторые архитектурные решения нигде кроме Роттердама не встретишь. Как вам такая площадь (Schouwburgplein) с вращающимися фонарями-кранами, тротуаром-палубой и вентиляционными трубами-пароходами.
В 2014-м году Роттердам стал богаче на ещё одну архитектурную достопримечательность. Размером с футбольное поле, подковообразное здание крытого рынка в первую очередь впечатляет своим "овощным" сводом. Это 400-миллиардно пиксельная цифровая проекция, сделанная по последним голливудским Pixar технологиям. Некоторые считают овощную композицию на потолке роттердамского рынка самой большой картиной в мире! Вполне возможно, что так оно и есть. Ещё одна отличительная особенность рынка, это то что в 12-этажном здании находятся 228 жилых квартир. Те окна, что вы видите на фотографии, тоже квартиры! Причём, в дорогущих пентхаузах окна находятся прямо на полу. Весьма спорное удовольствие, иметь посередине комнаты 40-метровую дыру с видом на рынок.
Мост, небоскрёбы, рынок, это всё конечно хорошо, но настоящим архитектурным символом Роттердама являются вот эти 40 кубических домиков, построенные в конце 70-х, начале 80-х и стоящие на той же площади, что и рынок.
Внутри кубиков, в основном, частные 100-метровые 3-х этажные апартаменты. Время от времени домики выставляют на продажу, средняя цена за последние предложения была в районе 175000 евро. Так что все любителя кривого жилья могут взять этот объект на заметку. Кроме квартир в кубиках разместилась архитектурнaя выставка и такой музей шахмат.
Из 40 кубиков, 38 обычные, а 2 какие-то "супер", вот в них-то я и решил переночевать. Дело в том, что в этих супер-кубах находится общага, как мне показалось, прикольное место чтобы скоротать ночь в Роттердаме. Я ошибался, место меня совершенно не прикололо!
Не везёт мне что-то в последнее время на необычные гостиницы. Так в апреле переночевал в деревянной, "экологической" гамбургской гостинице и совершенно не почувствовал разницы с обычным отелем. Ещё большее разочарование ждало в Роттердаме. Получил номер с картонными стенами (стены похоже действительно сделаны из гипсокартона) расположенный прямо над не умолкающей ни на минуту 6-и полосной дорогой. При желании, из окошка можно было регулировать движение! Никакой особенной кривизны не ощутил, обычная девстенно пустая комнатушка. Реально пустая, даже полотенца надо было покупать отдельно на ресепшене! С тоской вспоминался токийский капсульный отель с личным планшетом, бассейном и бесплатными автоматами напитков. Я дурак тогда ещё кривил рожу, то в онигири на завтраках не доложили лосося, то никак не мог выбрать самую мягкую подушку из двух предложенных вариантов. Эти бы проблемы в Роттердаме!
По моему скромному мнению, за 79 евро в Роттердаме можно найти более лучшее место для ночёвки.
Ну да ладно, не будем о грустном. Поговорим лучше о другом. Как думаете, что отличает роттердамцев от других жителей Голландии? Никогда не догадаетесь, но отличительная черта, это любовь роттердамцев к прозвищам. Иногда кажется, что местные жители дали неофициальные имена чуть ли не всему, что построено в их городе! Так центральный вокзал прозвали в честь того самого Капсалона, т.к. по виду он напоминает порцию парикмахерского фастфуда. Футбольный стадион уже 80 лет зовётся "Ванной". Про то что главный мост города стал лебедем, а скульптура деда мороза - гномом с анальной пробкой, я уже рассказывал. В Роттердаме даже проводятся специальные трамвайные 45-минутные экскурсии, где рассказывают про особо запоминающиеся названия. Градостроители пытаются хоть как-то упорядочить буйство народной фантазии и организовывают официальные голосования. Так в ходе последнего голосования новый рынок получил имя "Шоппинг арка", так себе имечко, неофициальное название "Овощная пещера" мне понравилось куда больше. Любовь к прозвищам довела до того, что многие роттердамцы не знают настоящих названий, так спроси их, как пройти к торговой улице Beurstraverse и вы наверняка получите в ответ недоумённый взгляд. Потому что никто в городе не называет эту, расположенную ниже проезжей части улицу, иначе как "Торговая канава". Как видите, не самое аппетитное название не мешает устраивать в канаве званные обеды.
Извините, мы открыты. Как понимаю, это местная шутка-юмора.
Разноцветные сопли на берегу канала, это конечно же искусство, справедливо не вошедшее в мою роттердамскую скульптурную тему.
Так же туда не вошли и развешенные по городу плакаты странного содержания, вроде этого: "Мелли Шам ненавидет свою работу".
Как известно, 14 мая 1940 года Роттердама был полностью разрушен. Тогда всего за 15 минут немецкая авиация сравняла с землёй 2,6 квадратных километра исторического центра города. И сравняла с землёй, это не образное выражение, а действительная оценка разрушений. Тем удивительнее факт, что по официальным данным при бомбёжке погибло "всего" 800 человек. Странно, 25000 до основания разрушенных домов и такое количество жертв. Через 2 дня после показательного бомбометания Голландия капитулировала, а ещё через 70 лет в городе появилась 12-километровая тропа памяти "Brandgrens", состоящая из 128 фонариков, размещённых на границе бывшего старого города. Несколько лет подряд на годовщину тех трагических событий в небо запускали многометровые столбы света. Величественное зрелище, которое почему-то в последние годы не проводится, неужели из-за экономии? Фонари остались, но работают теперь в энергосберагающем режиме.
Есть в Роттердаме и свой "Белый дом". Это одно из немногих зданий, сохранившихся после бомбёжки. Между прочим, строение смогло пробиться в топ-100 голландских памятников архитектуры, охраняемых государством. Построенный ещё в конце 19-го года, 43-метровый белый дом долгие годы оставался самым высоким зданием в Европе! Вот оказывается откуда тянутся корни роттердамских небоскрёбов.
Странно видеть, но не все в Роттердаме поддерживают небоскрёбную "линию партии". Оказывается есть ещё несознательные элементы, имеющие наглость призывать отказаться от новых небоскрёдбных рекордов. Скажем же решительное нет подобной архитектурной близорукости!
Я не в первый раз посещаю Голландию и каждый раз покупка билета на общественный транспорт встаёт передо мной нерешаемой преградой. Купить билет на поезд - никаких проблем, есть куча автоматов, с которыми тоже не всё так просто (принимают только карточки) но решаемо. Как купить простой билет я так и не понял, автоматы на остановках присутствуют, но в них можно приобрести только электронные "заряжаемые" билеты и сделать это мне никак не удавалось. Неэлектронные билеты вроде бы можно купить у водителя (который продаёт их по двойным ценам) или же в каких-то особенных кассах, ни разу мной не виденных. В результате всё своё пребывание в Роттердаме я проходил пешком, благо центр города небольшой и все главные достопримечательности, вроде гавани старого порта, находятся недалеко друг от друга.
"Плавающий лес", небольшая инсталляция представляющая собой 20 вязов в своеобразных буйках. Довольно давно в умах городских властей витает тщеславная мысль, как бы сделать Роттердам мировой столицей переработки углекислого газа. Возможно поэтому они дали разрешение на этот эксперимент. Кроме того, проект должен подымать вопросы взаимоотношения жителей современных мегаполисов с природой, у меня возник всего один вопрос, на фига они деревья в воду засунули?
Что делать, если до небоскрёбного рекорда не хватает совсем чуть-чуть? Так построенному в 2005-му зданию "Монтевидео" не хватало каких-то 11 метров, чтобы стать самым высоким домом страны. Очевидное решение, поставить на крыше гигантскую букву "М" и рекорд есть! Любопытно, что название Монтевидео пришло не из-за какой-то связи небоскрёба со столицей Уругвая, а просто потому что раньше на этом месте стоял склад под таким названием. По той же причине скоро в Роттердаме появятся небоскрёбы: "Лас Пальмас", "Новый Орлеан" и "Гаванна".
Хотел дойти до знаменитого бара "Аla plancha", работающего только в солнечную погоду, но когда дошёл до того района солнце уже зашло за горизонт и я не стал углубляться в тёмные портовые улицы.
В один из лучших баров мира "Белая обезьяна" (по версии Lonely Planet) тоже не пошёл, а взял в руки штатив и отправился фотографировать всё что попадалось на глаза по дороге в свою кубическию общагу. "Плавающий павильон", это ещё одна попытка городских властей придать городу экологический шарм. Пробник будущего города на воде производит впечатление.
Как видите, Роттердам вечером ещё симпатичнее чем днём!
Старый порт уже не выглядит удручающей свалкой старого железа.
Припаркованные корабли-ресторанчики пригласительно сверкают тысячами лампочек.
Если честно, после целого дня беготни мне банально не хватило сил, чтобы пройтись по ночным объектам более основательно. Так вечером планировал сфотографировать здание вокзала - не дошёл, хотел забраться на самую высокую точку города Euromast - очень сильно не дошёл. Большинство видов ночных небоскрёбов основательно проигнорировал. Хорошо хоть жил напротив рынка, иначе подозреваю и такой красоты не увидел бы.
Короткий итог посещения. Роттердам безусловно достоин посещения, особенно если вам небезразлична современная архитектура и водные прогулки с ветерком. В непосредственной близости от города полно исторически приятных мест: мельницы Kinderdijk'a, Дельфт, Гаага, Гауда, Лейден, Дордрехт, да и Амстердам не так уж далёк. Так что на мой взгляд, Роттердам оптимальное место для центральной базы длительной туристической экспедиции по Голландии. Здесь можно хорошенько поесть, от души погулять и цены на отели незначительно, но всё-таки дешевле немного столичных амстердамских.