2) Несмотря на то, что эта железная дорога строилась в годы развития ГУЛАГа, она не была лагерной. В 1929 году на реке Монзе, недалеко от села Демьяново, был создан Монзенский лесоучасток, принадлежавший тресту «Мосгортоп». Лес сплавлялся по рекам Монза и Кострома. Всего за 2 года было сплавлено 60 000 кубометров леса. Вся древесина поступала в Москву на отопление, а так как не хватало каменного угля, то своевременная поставка древесины была вопросом выживания.
3) В 1932 году произошли массовые лесные пожары, после чего «горельники» было решено вырубить в кратчайшие сроки. Это ускорило создание более крупной организации — Монзенского леспромхоза, задачей которого была поставка древесины на московские предприятия. После чего, осенью 1933 года, началось строительство самой Монзенской железной дороги. По редкому стечению обстоятельств, для дороги выбрали колею 1520 мм, а не узкую (750 или 1000 мм), как тогда делалось на практике.
На фото - раритет электропоезда модели Ср3 1952 -1958 гг. выпуска, которые предназначались для работы при напряжении 3000 В (на это указывает индекс 3 в названии серии). Название серии С говорит о том, что электропоезда создавались для работы на Северных железных дорогах.
4) Вскоре после начала строительства дороги вдоль трассы появились многочисленные лесоучастки. К концу 1939 года протяжённость ширококолейной железной дороги составила 41 км с 10 лесопунктами.В 1951 году ручной труд полностью исчез, лесная промышленность была полностью механизирована. Монзенский леспромхоз перешёл на непрерывную рабочую неделю и стал полигоном новой лесохозяйственной техники. Благодаря этому стала возможна погрузка леса в специально загонявшиеся вагоны МПС, а сам леспромхоз был признан образцовым. По железной дороге возили делегации различных стран, дружественных СССР, даже Индии.
5) В 70-х годах старые лесопункты закрылись, а посёлки утратили свой былой статус и превратились в деревни, но для них Монзенская железная дорога была единственной связью с внешним миром. В середине 70-х годах на дорогу поступили тепловозы ТЭМ2, ТГМ1, ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6, ТГМ23, а паровозы были отправлены в металлолом.
Слева на фото (он же на заглавном фото, только справа) - тепловоз ТГМ4 (тепловоз с гидромеханической передачей, маневровый, тип 4) выпускавшийся в 1971-1989 гг. на Людиновском тепловозостроительном заводе в Калужской области.
А справа - Тепловоз ТГК2, выпускавшийся в 1960-2008 гг. на Калужском машиностроительном заводе.
6) К началу 1980-х годов железная дорога перестала быть местной лесовозной веткой. Несмотря на то, что основным назначением был вывоз леса с лесопунктов, многие из которых были построены по ходу строительства железной дороги, существовали проекты превращения железной дороги в новую магистраль. Были планы, по которым Монзенская железная дорога должна была дойти до Никольска, оттуда в Великий Устюг в Волгодской области, и через Ядриху выйти на Котлас в республике Коми. Стройка планировалась в исключительно экономических целях. К тому времени открылся перегон Ида — Кунож, а в 1988—1992 годах Монзенская железная дорога дошла до Кемы. С этого момента магистраль приобрела нынешнее состояние.
7) Любители железных дорог давно оценили уникальность Монзы. Это единственная железная дорога в России, на которой можно увидеть четыре вида сигнализации: светофоры, семафоры, жезлы и записки. Вот перед вами семафор – мамонт российских железных дорог.
К примеру, записки – это разрешения на проследования отдельных участков дороги, которые крепят на металлические держатели у лобовых стёкол в локомотиве.
8) Сергею periskop.su
9) Владелец Монзенской железной дороги — ООО «Монзажелтранс», учредителями которого являются Монзенский ДОК, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат и Солигаличский известковый комбинат
10) Эта железная дорога является единственной связью большинства посёлков в прилегающих к ней районах в восточной части Вологодской области. Исключение составит лишь Солигалич, куда в 1984 году была проведена автодорога и пущен автобус из Костромы. Пассажирский поезд с плацкартными вагонами обслуживает только участок Вохтога — Каменка. На остальных участках - по предварительной договорённости с компанией ООО "Монзажелтранс".
11)
12) Многие сохранившиеся рельсы были произведены аж в 1915 году.
13) И ещё при Сталине.
14) Посмотрим вагон-снегоочиститель СДП-М2, который выпускался в послевоенное время в Туле (на фото вагон 1946 года выпуска).
15) Сотрудники станции позволили нам даже туда залезть и посмотреть внутреннее убранство. Скажу так - там мужской дух.
16) Этот металлический щит сгребает весь снег, который выпадает на пути.
17) Внутри вагона-снегоочистителя.
18) Одежда рабочих и машиниста. Внутри отапливают дровами.
19) Пар от дыхания, так как внутри,видимо, давно никто не сидел, а в салоне весьма и весьма прохладно.
20)
21)
22) Внутри оборудована печка для отопления.
23) Просто мужской дух.
24) На сотни километров тянутся леса. Такой затерянный мир. Далее погуляем по Солигаличу.
</lj></lj></lj>