Подземный соляной собор в городе Сипакира

Поняв, что пары дней в Боготе было вполне достаточно, я решил уехать куда-нибудь из неё, но так, чтобы недалеко и просто. Не пришлось думать долго, и я отправился в городок Сипакирá (Zipaquirá), что всего в часе езды от столицы. Именно там находится официальная главная достопримечательность всей Колумбии.

Первое, что я увидел, направившись от остановки к центру города, был старый железнодорожный вокзал


Нет, не это главное чудо страны. Это просто вокзал. Чудо будет дальше.Пусть вас не обманывают пути в кадре, поезда давно не ходят в Колумбии. Сейчас тут туристический инфопункт и продажа сувениров. Ну и Габриэль Гарсия Маркес высаживался тут.

Было утро выходного (праздничного) дня, улицы в центре были расслабленными и малолюдными


После архитектурного кошмара Боготы мне тут очень нравилось. Центр города чистый ухоженный, весь выполнен в единообразном стиле, основные цвета — белый и синий


Но не в центре главная приманка города. Она чуть в стороне, туда ведёт дорога, немного высокопарно величаемая "Путь соли" (Camino de la sal).


Именно в Сипакира находится знаменитый соляной собор. И "главная достопримечательность Колумбии"  это не просто местные так решили. В Колумбии когда-то проводили конкурс самых главных чудес страны, и именно местный собор получил официальное наименование "первого чуда"


Особенность собора не только в том, что он соляной, а в том ещё, что он подземный. Холм, где я находился, веками является огромным месторождением соли. Здесь её добывают из-под земли настоящие шахтёры. Вот и посетителям тоже предстоит опуститься под землю на глубину до 180 метров


Уже на фотографии выше стены, свод и пол — из соли. Тут везде соль. А металлические конструкции предотвращают обвал и сжатие тоннеля.

Соль здесь добывали ещё до открытия Америки. А серьёзная разработка началась в самом начале XIX века. Тогда в толще горы делали огромные подземные галереи, откуда и вывозили соль.


Первый собор в шахтах был построен в 50-х годах прошлого века. Шахтёры здесь всегда отличались религиозностью и украшали места работы образами святых, прося у них защиты. Тот собор был закрыт в 1992 году из-за ошибок проектирования, сделавших нахождение в нём опасным по причине возможных обвалов. Но уже тогда начали строить новый собор. Поскольку сама добыча соли велась уже гораздо ниже, получился не просто собор (на 60 м глубже первого), а целый комплекс, объединённый христианской библейской тематикой. Она встречает гостей сразу же после входа.


При этом практически ни один ход или коридор не был специально пробит для строительства, все пространства были созданы во времена добычи соли на этом уровне.
Посетители сначала попадают в коридор, с одной стороны которого — галереи вроде той, что на прошлой фото, а с другой — небольшие "приделы". Называется это Viacrucis и символизирует пусть Христа на Голгофу. Там всюду кресты, все они разные и значат определённый библейский эпизод. Нам комментировали каждый, но я не упомнил, какой из них про какой момент


Напоминаю, что всё сделано из соли.

Кульминация всего объекта — это сам собор. Это огромное пространство, которое сначала мы видим сверху, с так называемых "хоров".


Масштаб окружающего сложно оценить и по фото, и в реальности. Крест на дальнем плане имеет высоту более сорока метров, например. На этом очень людном месте обосновались местные фотографы, которые предлагали всем сделать фото на память и потом купить её на выходе. Но идея фото "Я и десятки левых людей в соляном соборе" меня не привлекла.
Вниз мы спускались через лестницу, разделённую на три параллельных пролёта соляными глыбами. Гид сказала, что мы должны выбрать свой пролёт, спуститься, а потом она скажет, что покажет наш выбор. Я выбрал правый спуск (на фото он в левом углу, там спускаются люди), всего же группа разделилась по предпочтениям примерно на три равные части. Оказалось, что считается, что выбравшие левый спуск обуреваемы тяжким бременем, сомнениями, а может, даже и грехами, неспокойные души. Средний спуск — это уже лучше, но там могут быть прегрешения и нелёгкие состояния. А правый спуск — это люди, чистые душой и помыслами, добрые, замечательные, всё у них хорошо. Так что у меня всё в порядке, вот и славно.


Фото тёмное, так как мало света было.

Внизу мы сначала прошли мимо помещения, используемого исключительно в религиозных целях, это как в любом туристическом соборе есть место только для верующих


А далее уже был основной зал собора. Вот виден тот балкончик, на котором мы были чуть ранее. По бокам видны толстые колонны, которые делят зал на три части, всё как в настоящем соборе с тремя сводами


А вот тот гигантский крест


Всё это огромное пространство — тоже бывшая галерея, из которой добывали соль. Оцените масштаб производства. При этом, опять же, почти ничего не было сделано специально для собора. Узоры на потолке — тоже дело рук соли


Конечно же, дело не исчерпывается одним этим огромным залом собора. Тут вообще всё огромное. Посмотрите на толщину колонны (простите, вышло размыто)


Можно было посмотреть на водное зеркало. Это просто вода, такая же солёная, как Мёртвое море. Но она была столь гладкой, что создавалось полное ощущение того, что мы стоим около огромной дыры в земле и видим пустоту внизу. Сомнения рассеяло только отражение туристов


В общем весь комплекс выглядит вот так. Все эти длинные параллельные коридоры — бывшие галереи для добычи соли


Сам зал собора справа вверху, тонкая бирюзовая линия слева — это Viacrucis, а зеленоватая часть — торгово-коммерческая. Всё-таки тут туризм, поэтому в наличии было множество мест по продаже традиционных сувениров, а также изумрудов, которыми славится Колумбия. Они были всех форм, размеров и за любые цены. Неогранённый и не очень прозрачный и/или яркий изумруд, пусть и маленький, можно купить буквально за десяток-другой долларов. Были и другие туристические забавы, 3D-мультик про историю собора, всякие другие фишки, но меня интересовал так называемый "Путь шахтёра" (Ruta del minero). Желающим его пройти выдавали каски с фонариком, после чего проводник вёл нас по узким и подчас абсолютно тёмным коридорам, фонари при этом надо было выключить, чтобы мы почувствовали, как тут работали в XIX веке и ранее, экономя ресурсы для освещения. Нам рассказывали, какие методы использовали в разное время для добычи соли. Можно было и кирку подержать, даже помахать ею, добывая соль по-старинке, просто долбая стены (быстро устаёшь, надо сказать). Из-за крайне скудного освещения снимать было фактически нечего, я смог нормально снять только один из пунктов маршрута


С детства любая шахта у меня представлялась именно такой, с деревянными подпорками. Для них используется, если я правильно помню, австралийский эвкалипт, который от особого микроклимата шахты становится со временем твёрже любого железа и защищает туннели от обрушения от тяжести окружающих пород. В общем, этот маршрут пришёлся мне по душе. Интерактив, всё такое.

При этом всё, что я видел, находится глубоко под землёй. Невероятно.

Выбирались на свет Божий мы через тот же входной коридор. Потолок коридора выложен светодиодам, которые по очереди и по алфавиту высвечивают флаги всех стран мира. Можно подумать, что мне страшно повезло, но нет. Я проходил мимо на Болгарии


Неудивительно, что соляное месторождение — это главное, что есть в Сикапира. Поэтому на площадке перед входом в осмотренный нами комплекс красуется необычайно популярная у детей статуя шахтёра


Было ещё несколько точек для осмотра за отдельную плату. Я выбрал бывшие резервуары, куда попадала вода, из которой вымывали добытую соль. Самое главное тут — общая схема всего холма и уровней, на которых велась добыча.


Указанный год — начало разработок того или иного уровня. Как видим, ещё не так давно добыча велась по тому же принципу, что и на посещённом нами уровне, то есть с созданием огромных галерей. Нынешний метод добычи (используемый с 1990 года на уровне Субсабана) — иной и называется вакуумным. В толще породы делается скважина, в которую закачивается горячая вода, растворяющая соль и сопутствующие породы. Когда концентрация соли становится нужной, вода выкачивается наружу, после чего уже из неё добывают соль.

Весь этот соляной рай находится на краю городка на возвышении


Сама же Сипакира мне очень  понравилась. Старинный городок, центральные площади, тихо, чисто, отдушина после Боготы


Как я уже говорил, основные цвета центра города — белый и синий, а ещё тёмно-красный


После соляного собора я зашёл в собор каменный, но там была служба. Отмечу, что никогда, кажется, не видел католических церквей, где там явно говорили бы о себе разношёрстные кирпичи и блоки в колоннах


Кроме соляного собора ещё одна достопримечательность Сипакира — это дом, в котором одно время жил Габриэль Гарсия Маркес. Наверняка и вокзальчиком пользовался, показанным в начале поста (если поезда ходили ещё тогда). Я очень хотел зайти, но пока добрался до него, он уже закрылся. Пришлось просто посмотреть на него и уйти


Очень понравилась мне Сипакира. Если бы я мог, я бы задержался бы здесь ещё на день. Не столько из-за достопримечательностей и культуры, сколько просто из-за умиротворяющей атмосферы. Но делать нечего, пора было возвращаться в Боготу. Напоследок я выпил на площади стаканчик невероятного колумбийского кофе. Разве может быть лучшее окончание познавательного дня
Впечатляет! Соляные шахты вообще по себе прекрасны, а если из них храм сделать - то вообще просто огонь!
Поправлю: поезд в Сипакиру все же ходит, но только туристический. Одна пара в день, только в выходные и праздники, заполняется народом как ни странно очень хорошо. Проехать стоит, так как сначала он проезжает через половину Боготы, можно рассмотреть и колоритные трущобы, и современные цивильные спальные районы.
Интересное уточнение, спасибо! Не находил этой информации, пока готовился к поездке