За окном уже больше месяца пролетают белые мухи, и стабильный минус на градуснике, а значит настало время долгих зимних вечеров, когда принято разбирать фотографии и вспоминать летние поездки. В этом году дальние поездки у меня начались со спонтанного весеннего посещения Харькова.
Изначально идею поехать туда я воспринял немного скептически, но, подумав, решил, что единственная проблема, которая грозит, это быть развёрнутым на границе. Ну да ладно, так даже интереснее. Любопытство пересилило, и знакомые сделали заверенное у нотариуса приглашение. Без приглашения лицам мужского пола в полном расцвете сил теперь попасть на Украину не то чтобы невозможно, но есть большая вероятность просто прокатиться туда и обратно.
Несколько лет назад у меня в журнале уже была серия постов про города Украины. Тогда мы удачно съездили и много чего посмотрели. Были и в Харькове, но вдохновения написать о нём не случилось. Теперь постараюсь отчасти компенсировать этот пробел.
Сразу отмечу, что политические разборки это сразу мимо этого поста. Они мне совсем неинтересны. Просто зарисовки об увиденном и городе.
Сначала об изменениях в транспортном сообщении. Когда увидел количество поездов, ходящих до Харькова, то был под сильным впечатлением. Из огромного количества поездов, уходивших с Курского вокзала в направлении Украины, осталось всего два - N 73 до Кривого Рога и N 19 до Харькова. К ним есть несколько прицепных вагонов до других городов. Мы, например, ехали в вагоне, следующем до Сум. Зато поразвелось огромное количество автобусов из разных уголков Москвы, но их не тестировали, несмотря на трёхкратную выгоду по цене. Почти сутки в непредсказуемом бусе это слишком. Билет на поезд от Москвы до Харькова стоил на сайте 3 тысячи с копейками, но удалось воспользоваться лайфхаком, позволившим сэкономить 1 тыр. Подробности в конце поста ;)
Вечером сели в поезд. Вагоны полные, но часть пассажиров выходит в России, на промежуточных станциях. Теперь удобных ночных поездов, кроме этого, здесь нет. На вокзалах по курской дороге непривычное затишье. Ехал по ней впервые после известных событий и это неприятно удивляет. В Туле, Орле и Курске поезд одиноко стоит среди пустых перронов. Нет привычного оживления и не слышно частых объявлений. Одно из самых загруженных направлений неожиданно стало достоянием истории, и, наверное, прежнего оживления здесь уже никогда не будет. На месте прежде бурлящей вокзальной жизни видишь пустоту. Грустно.
С рассветом без проблем проходим границу в Белгороде и прибываем через час в Харьков. Пограничного контроля в Казачьей Лопани теперь нет. Процедура пропуска граждан России на Украину ещё не отработана и, кажется, что всё сводится к субъективным впечатлениям пограничников от человека. Лучше бы уж действительно ввели визы, чтобы хоть понятно было: стоит тратиться на билет или нет, а не сидеть полсуток в вагоне с ощущением участника лотереи. Основные проблемы конечно у мужчин, которые как Карлсон и, не дай Бог, при этом ещё умные и красивые. Такие сразу попадают под подозрения. К хипстерам и тем, кто под них косит, как например я, это относится отчасти, поэтому и подозрения не столь явные. Тем более заготовленные обратные билеты свидетельствовали, что нелегальным мигрантом в поисках лучшей жизни я быть не собираюсь. Предъявляю их, загранпаспорт (теперь только он актуален) и копию приглашения. Пара минут душевных мук пограничника, все стандартные вопросы заданы по паре раз, и вот можно ступить на землю, которая, благодаря информационному бэкграунду последнего времени, казалась более далёкой, чем какая-нибудь Африка.
Город встретил нас теплой погодой. Лето здесь наступает в среднем на две-три недели раньше чем в Москве. В Харькове мы оказались как раз в Вербное Воскресение и конечно пошли в ближайший храм.
Рядом, вместе с вербой, продавали симпатичные обереги. Раньше никогда такие не видел, хотя, как оказалось, для местных они в порядке вещей. Очень красивые букетики из сушёных трав и цветов. Для интерьеров в стиле "прованс" может послужить хорошим украшением.
Возле храма было оживление, все пришедшие явно не помещались внутрь, и для обряда освящения вербы выстроились в плотный круг по территории храма. В очередной раз убеждаюсь, что религиозные традиции в южных регионах вызывают более сильный отклик.
Пройдёмся по городу. Начнём с местного ЦПКиО им. М.Горького, который активно спонсируется бессменным Кернесом. Действительно очень всё чисто и аккуратно. Немного наивные скульптуры во множестве раскиданы по территории.
В парке есть современное колесо оборзения, с которого можно посмотреть на панораму города.
Вид в сторону центра. Легко угадывается силуэт здания Госпрома. Туда мы сейчас и направимся, спустившись с небес на землю.
Главная улица Харькова - Сумская. Забавный факт, но ведёт она совсем не в сторону Сум, а в сторону Белгорода.
На этой улице есть некоторое количество исторических домов конца 19 - начала 20 веков. На фото элементы декора дома, принадлежавшего страховому обществу «Саламандра». Страховщики и при царе жили неплохо.
Вообще в Харькове сохранилось большое количество любопытной архитектуры указанного периода. К сожалению, за несколько дней так и не успели пройтись и детально её посмотреть. К тому же погода была тёплой, но серой и с неба часто срывались мощные ливни. Кстати, в кадр попал "Жигулёнок" ещё на старых номерах из 80-х.
Харьковский драмтеатр им. Т.Г. Шевченко.
На Украине нет "Икеи", чем пользуются многочисленные перекупщики. В итоге их продукция становится неадкватно дорогой и, с учётом местных доходов, переходит в уровень премиальных товаров.
А вот и центральная площадь Харькова - площадь Свободы. Иногда говорят, что она самая большая в Европе, но на самом деле, в зависимости от рейтингов, она занимает сейчас 4 или 6 место. Просматриваются некоторые приметы времени.
На заднем плане завершается зачистка территории, где был памятник Ленину, и лишь Госпром или, как он теперь называется Держпром, незыблемо возвышается над площадью. Госпром расшифровывается как Дом Государственной промышленности. Памятник конструктивизма 20-х годов, который выстоял в войну и сейчас в не самом лучшем состоянии, хотя вроде его реставрировали. Выглядит здание конечно очень интересно, особенно когда начинаешь осознавать, что ему почти век. Надеюсь, в будущем получится посмотреть его более детально.
Напротив Госпрома, в подвале университета им. В.Н. Каразина, обнаружился центр современного искусства - ЕрмиловЦентр. Там в это время проходила выставка, посвящённая 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Вход был бесплатный. Именно таким, я считаю, и должен быть вход на выставки современного искусства, поскольку его субъективность и полёт мысли авторов не всегда позволяет зрителю осознать, за что он только что заплатил. В данном случае выставка скорее понравилась. Некоторые образы и инсталляции действительно показались интересными. Надо отметить, что были представлены авторы с разных стран, в том числе из России.
Ещё один символ Харькова - фонтан Зеркальная струя. Был установлен как памятник Победы в 1947 году. Сейчас он совсем затерялся на фоне неожиданно-возникшего храма Святых Жён-Мироносиц. Три года назад, когда я был здесь в предыдущий раз, даже никаких намёков на его появление не было. Быстро построили.
Предшествующий вид был с лестницы Харьковского театра оперы и балета. А над головой с этой же точки можно увидеть вот такие геометрические фигуры.
Здесь же постоянно тусят какие-то студенты и неформалы. Присмотрелись к ленте сообщений на облицовке театра. Все неоднозначно, идут дискуссии.
Один из домов на Сумской украсили неплохим граффити с Леонидом Быковым.
Вообще в Харькове иногда попадается интересный стрит-арт.
Университетская горка - исторический центр Харькова. Здесь на стрелке между речками Лопань и Харьков был возведён первый острог, с которого и начинался город.
Красивое здание в стиле «модерн» строилось в 1906-1908 годах для Волжско-Камского банка. Сейчас здесь кукольный театр.
Центром Университетской горки является площадь Конституции, которая в далёком прошлом была ярмарочной площадью. Сейчас на ней воздвигнут монумент в честь Независимости, которую олицетворяет богиня Ника. До 2011 года здесь был другой памятник – посвящённый провозглашению Советской власти на Украине. Сейчас Нику немного примитивно дополнили знаменем в духе времени.
Спустимся на берег речки с забавным названием - Лопань. Одна из двух местных речек. Харькову не повезло в отношении воды - достойного большого водоёма в черте города нет. Для того, чтобы хоть немного скрасить этот недостаток, Лопань ниже по течению перегородили плотиной, подняв этим уровень её и впадающей в неё речки Харьков. Это позволило даже создать некоторое количество набережных.
Свято-Благовещенский собор.
Пара кадров с набережной Лопани.
Полтавский шлях уходит в сторону, как это ни странно, Полтавы и дальше в Киев.
У места впадения Харькова в Лопань, на стрелке, стоит памятник Андрею Первозванному. Парк, который здесь расположен, кстати, тоже называется "Стрелка".
Через речку Харьков от парка на противоположную набережную перекинут изящный подвесной мост.
Вечером жизнь в центре города замирает по ощущениям достаточно рано, не смотря на наличие метро и хорошо развитой транспортной системы, которая вполне себе фунуционирует. Насчёт безопасности сказать сложно, но проблемных персонажей в центре города не попадалось, в том числе и во время вечерней прогулки. Полицию практически не видели. Лишь изредка можно заметить неспешно барражирующие по улицам новенькие "Приусы" с включённой люстрой, которые видимо должны напоминать своим видом о том, что новая полиция бдит.
Высотной доминантой Университетской горки является колокольня Успенского собора. Высота колокольни 89,5 метров, что делает её второй по высоте на Украине.
В одном из харьковских дворов попался вот такой раритет - какой-то древний «Кадиллак» судя по всему.
Вот таким мы увидели Харьков весной 2016 года. Город практически не изменился за три года, с момента последней поездки туда. Кстати, за счёт колебаний курса валют и в целом экономической ситуации, цены в сфере услуг и общепите для нас показались вполне приятными. Можно не задумываясь заходить в почти любой ресторан. Сейчас, с новым курсом рубля, редко, где такая радость попадается. Надо пользоваться. А вот товары стоят так же, как и у нас. Легендарая харьковская «барабашка» постепенно загибается, цены на вещи непонятного качества вполне сравнялись с обычными магазинами одежды или даже превосходят их.
Спустя четыре дня мы снова приехали на притихший вечерний вокзал. Железнодорожное направление на Харьков со стороны Украины стало также почти тупиковым и поездов здесь немного. Пограничный контроль проводят после того, как завершается посадка. Здесь все проходит гладко, лишь таможня активно ищет, не спрятался ли где-нибудь лишний пассажир. И поезд отбывает в Москву. Закончу фотографией, которая была сделана несколько лет назад, когда на вокзале Харькова было активное движение и поезда постоянно прибывали и отправлялись в разные концы Украины и России.
ЗЫ. Насчёт обещанного небольшого лайфхака всё просто. Если при покупке разбить маршрут на два сегмента Москва-Белгород и Белгород-Харьков, то суммарная стоимость окажется 2 т.р., что на 1 т.р. меньше, чем прямой билет. Если повезёт (а скорее всего, как и мне, повезёт, ибо из Белгорода в Харьков билеты на поезд берут очень редко) то можно выкупить то же самое место, в том же вагоне от Белгорода до Харькова. Такая же фишка, по слухам, работает и по России, но мне удалось проверить её только здесь. При этом проводница, разговаривающая на бойком суржике, при посадке в Москве отреагировала на два билета нормально, намекнув лишь на то, что можно было и с ней договориться без всяких билетов :). Надо иметь ввиду, что в обратном направлении этот лайфхак не работает, ибо продажа билетов на данный поезд из Белгорода закрыта.