Александр Усталов (tourist0515) wrote in ru_travel,
Александр Усталов
tourist0515
ru_travel

Categories:

Винтовая дорога. Посёлок Управленческий.

Самарская область. В этом году исполняется 100 лет, как была построена Винтовая дорога в Коптевом овраге.



24 мая 1916 г. постановлением Совета Министров принято решение о строительстве Самарского порохового завода (5-й казённый завод), утверждённое Николаем II (т.е. получившее силу закона) 15 июня 1916 года. Эту дату принято считать основанием посёлка, который в последствии назовут Управленческим.
Этот поволжский регион был выбран потому, что в то время отстоял на тысячи километров от государственных границ и через него проходили важнейшие водные и железнодорожные пути России.
Участок для постройки самих фабричных зданий находился ?
? двух верстах от Волги на высоте 70 саженей. Для удобной доставки материалов от пристани к месту строительства порохового завода и было сооружено шоссе для гужевого передвижения - Винтовая дорога. Было проложено 5 верст, из них три версты замощены камнем, а ещё две засыпаны щебнем и утрамбованы.  Для её строительства были возведены подпорные стены на крутом склоне оврага. Это шоссе сохранилось до сегодняшнего времени – винтовая дорога, ведущая от Коптева оврага к территории ныне снесённого комплекса Здравницы - санатория "Красная Глинка".
В сезон 1917г. были построены временные бараки и землянки, а также зимние бревенчатые бараки для рабочих и администрации. Всего было возведено 63 деревянные постройки. Оборудование пироксилинового завода закупили в Америке. Построили пристань, лесопилку, собственный кирпичный завод, а также мастерскую по производству черепицы, провели Винтовую дорогу и подвесной транспортный путь по Коптеву оврагу.
 Но к постройке фабричных зданий так и не успели приступить.  Революция и последующая гражданская война прервали строительство заводов.

  01. Здравницу снесли в 2013 году, деревянная лестница продержалась до середины 80-х, на месте посёлка Коптева оврага сейчас стоят дачи. И только Винтовая дорога и её подпорные стены продержались целое столетие.
01а..jpg

  02. Карта-схема из Викимапии. На верху - территория снесённой Здравницы. Жёлтым зигзагом петляет Винтовая дорога, упираясь на верху склона в Берёзовый проезд. Внизу оранжевым отмечена дорога, проходящая по дну Коптева оврага.
02..jpg

  03. К берегу Волги мы решили поехать дорогой, идущей от Управленческого по дну Коптева оврага. Когда-то здесь проходила узкоколейка.
  Конец ноября. Снег выпал, потом подтаял: ни зима, ни осень. Склоны оврага ещё в лучах заходящего солнца, а на дне уже сумерки.
03..jpg

  04. Чуть не проскочили нижнюю подпорную стену. А летом её даже не видно из-за зелени кустов и деревьев. Часть стены разрушена, видна большая трещина.
04..jpg

  05. Внушительные подпорные стены, выложенные из обтёсанного бутового камня, имеют толщину от 70 сантиметров до метра и поднимаются в высоту до 8 - 9 метров. Витки дороги достигают 180 градусов при поворотах.
05..jpg

  06. Выходим в устье Коптева оврага. Таких дач на искусственных террасах я не видел нигде.
08..jpg

  07. Над террасированными дачами видна верхняя подпорная стена Винтовой дороги.
09..jpg

  08. Берег Волги.
10..jpg

  09. На берегу дома посерьёзней.
11..jpg

  10. Первый поворот Винтовой дороги.
12..jpg

  11. А когда-то посёлок Коптева оврага выглядел вот так.
13..jpg

  12. Единственный дом, оставшийся от старого посёлка.
14..jpg

  13. Ещё четыре года назад на вершине возвышалась Здравница. Более чем на 150 метров надо было подняться, чтобы достичь санатория. В 1933-1935гг. при строительстве Здравницы построили и Деревянную лестницу. В лестнице было 495 ступеней.


  14. Подъём происходил в несколько этапов. Для отдыха были созданы удобные и разные по архитектуре площадки. На них даже были опоры фонарных столбов, но сами фонари так и не были установлены. Деревянную лестницу дважды капитально ремонтировали, в 1948 году и в конце 60-х. Ветшая и разрушаясь, она продержалась до середины 80-х годов.



  15. Теперь горный склон, где проходила лестница и возвышалась Здравница, пустует. Но на вершине уже начали возводить такие привычные и милые сердцу любого россиянина коттеджи и трёхметровые заборы.
15..jpg

  16. Заросшая деревьями дорога удаляется от Волги параллельно дороге на дне оврага. Практически, мы идём назад.
16..jpg

  17. Осталось пройти 300 метров вперёд, потом столько же назад, и мы будем у верхней стены.
17..jpg

  18. Поворот, подпорную стену которого мы видели со дна оврага.
18..jpg

  19. Плоты на Волге и лагерные бараки на берегу.
19..jpg

  20. Противоположный склон оврага покрыт тенью, а нас ещё освещают лучи заходящего декабрьского солнца.
20..jpg

  21. Сколько труда надо было приложить, чтобы построить эти террасы!
21..jpg

  22. При советской власти за дорогой следили. Её выравнивали, подсыпали щебень, отводили воду. Теперь по ней ездят только экстрималы и рыбаки на "Нивах".
  В 2009 году и я спускался по ней на своей "десятке". Хорошо, что рыбаки у берега показали дорогу по дну Коптева оврага. В Управленческий посёлок мы возвращались уже по ней.
22..jpg

  23. Вот и верхняя подпорная стена. Казалось бы, что она должна была быть размыта или раздавлена под тяжестью массы грунта и сметена, но она стоит. Винтовая дорога была построена российскими работниками под руководством российских же инженеров.
23..jpg

  24. По этой дороге возили грузы с пристани несколько грузовых автомобилей, принадлежащих Пороховому заводу, и гужевой транспорт.
24..jpg

  25. На высокой подпорной стене можно увидеть две каменные плиты с выпуклыми цифрами 1917.
25..jpg

  26. Фото 2009 года, ещё видна колоннада Здравницы.
  Именно факт существования Винтовой дороги стал основой легенды о начале строительства санатория "Красная Глинка". Вот она: в 1927 году по Волге проплывал пароход, на борту которого был Михаил Иванович Калинин.  Увидев подпорные стены, пассажиры парохода приняли их за крепостные бастионы. Высадившись на берег, Калинин и его окружение поднялись по этой догоре на верх. "Всесоюзный староста" был очарован открывшейся панорамой Жигулей и предложил построить на самом обрыве Дом отдыха для Членов Правительства. По легенде, тогд
а и было принято решение о строительстве Здравницы ВЦИК, ставшей впоследствии санаторием "Красная Глинка".
  Судя по документам, М.И.Калинин был в Самаре только в самом начале Гражданской войны, а легенда пошла от местного краеведа И.Андреева, перекочевав в последствии в интернет.
26..jpg

  27. А на фото начала 50-х есть даже деревянная лестница.
27..jpg

  28. Ещё один участок подпорной стены.
28..jpg

  29. В 2009 году мы на двух машинах с трудом спустились по этой дороге. Подниматься назад не решились, поехав в объезд.
29..jpg

  30. Поворот, укреплённый верхней подпорной стеной.
30..jpg

  31. Коптев овраг. Он разрезает горный массив Сокольих гор на глубину около 4-х километров. Высота крутых склонов достигает 160 метров.
31..jpg

  32.Издавна здесь, вдали от города, сезонно проживали бригады углежогов. Они выжигали берёзовый уголь, который пользовался большим спросом в Самаре. Уголь шёл на растопку самоваров и использовался при производстве водки, для очистки от примесей.Постоянно коптящие кучи угля и дали название оврагу.
32..jpg

  33. Впереди ещё один поворот дороги, а выше - единственный уцелевший фрагмент Здравницы - фундамент, на котором раньше стояло южное здание комплекса.
33..jpg

  34. Прямо под нами виден поворот, который мы только что прошли.
34..jpg

  35. Ещё один вираж дороги.
35..jpg

  36. А вот и самая верхняя, завершающая часть дороги. Кто-то огородил свой участок в стиле подпорной стены Винтовой дороги. Забор отлично вписался в общюю картину.
36..jpg

  37. Вид от Здравницы на Винтовую дорогу.
39..jpg

  38.
40..jpg

  39. Летом с обрыва открывается прекрасный вид на окрестности. Вдалеке скрытая лёгкой дымкой видна Самара.
42..jpg

  40. Теперь ничто не напоминает о том, что с 1943 по 1948 год в устье Коптева оврага находился лагерь немецких военнопленных, которые работали на разборке плотов и строительстве зданий в посёлке Управленческий.
41..jpg

Часть информации взята из книги С.А.Ильинского "Управленческий".
Старые фотографии семьи Гюнтера Шпора взяты здесь:   http://www.bichurov.ru
О Здравнице ВЦИК или санатории "Красная Глинка" здесь: http://tourist0515.livejournal.com/3988.html
Другие фотоочерки о прогулках по Самарской Луке Вы можете посмотреть в моём блоге: http://tourist0515.livejournal.com
или в Тематическом каталоге моих записей http://tourist0515.livejournal.com/6166.html

Tags: Самара
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments