Снова сдержанное осеннее солнце приветливо встречает нас утром на железнодорожном вокзале града Београда. Предыдущее посещение Черногории мы завершили поездкой на поезде из Бара в столицу Сербии, откуда в этот же день улетели в Москву. И так нам эта тема понравилась, что было решено повторить данный опыт, а также задержаться на несколько дней в осеннем Белграде, чтобы насладиться последними мгновениями уходящего лета. В Москве к началу октября уже бывает совсем сыро и холодно.
Под неспешный перестук колёс поезд прибывает на небольшой белградский вокзал. Несколько слов о поезде. Он остался точно таким же, как и в предыдущую поездку, и даже цена на билеты в аналог нашего СВ не изменилась - 80 евро за двоих. Стабильность. Единственное заметное отличие: изменился график движения поезда, видимо он стал позже отправляться, поскольку при отправлении из Бара уже было темно и ни о каком созерцании прекрасных горных пейзажей речи ни шло. Так что, если есть такие планы, надо ездить дневными поездами, которые ходят летом. Кстати, если хотите больше увидеть, лучше иметь места слева по ходу поезда, когда он идёт из Бара.
Многие говорят, что Белград город неинтересный и скучный. Это мнение можно было услышать и у ведущих "Орла и Решки". Да, здесь, наверное, трудно найти бьющую через край жизнь тусовочных центров Европы, имперскую помпезность старых столиц или лаконичный перфекционизм Скандинавии. Но. Но хочется не согласиться и приехать сюда ещё раз. В отличие от других столиц Белград чем-то цепляет. Присутствует какое-то умиротворенное обаяние.
Поезд замер у перрона. Рядом старая электричка родом из Риги, заросшая слоями граффити. Жёсткий андеграунд. Похоже, восстанавливать их уже не будут, и скоро заменят на швейцарские "Штадлеры", которые в изобилии недавно появились в Сербии.
Про Белград я уже рассказывал достаточно подробно, поэтому в этот раз больше разрозненные зарисовки, нежели полноценный обзор города. Летс гоу.
Заселяемся в квартиру, расположенную в старом жилом доме недалеко от центра, и идём гулять.
Попутно смотрим, чем живёт местная культура.
Современное искусство. Лисичка особенно удалась. Милота.
Неформальное искусство. Похоже какой-то местный Юра Хой.
Утилитарное искусство.
И, наконец, масскульт. Предположительно, реклама какого-то сериала. Епитрахиль у батюшки интересная. И название всего этого действа тоже. Переводится, судя по всему, так же, как собственно и написано)
"Аир Сербия" начала летать в Нью-Йорк, о чём "с гордостью" сообщает на уличной рекламе.
Первым делом, конечно, отправляемся на улицу Кнеза Михаила. Белградцы тоже наслаждаются последними тёплыми деньками и тусят на свежем воздухе.
Заглянем по ходу в книжару, т.е. книжный магазин. О, да тут знакомые всё лица. Название переводится как "Путин - сила России".
Провожать день, наблюдая за уходящим к горизонту солнцем, лучше всего в крепости Калемегдан. Белградцы любят приходить сюда и смотреть на закат. Присоеденимся.
Но красивый закат может застать и в любом другом месте города. Тогда приходится останавливаться и завороженно ждать, когда солнечный диск уйдёт за горизонт.
Ночной Белград сумрачен и таинственен.
Из темноты могут, как наваждение, выплывать причудливые и вроде как знакомые образы.
К счастью, они исчезают там же в ночи. Иногда темнота рассеивается, и в свете фонарей появляются снующие трамвайчики и спешащие куда-то люди, но стоит сделать несколько шагов и вот этот оазис жизни исчезает и снова пустынные улицы, редкие машины и старые, потрёпанные жизнью дома.
Хорошо, когда нет лишних денег навести весь этот туристический лоск. Город остаётся живым и каждый дом готов рассказать свою историю.
Вот, например. Фигура какого-то военного в шайкаче. Кажется, она сама прошла через множество испытаний и событий, оставивших свой неизгладимый отпечаток.
Ну а если хочется традиционного туристического сервиса, то надо идти на Скадарлию. Честно - какая-то она не настоящая и от преженего шарма творческого района, о котором пишут путеводители, здесь ничего не осталось.
Только котэ, хаотчино разбросанные по кафешкам, спасают ситуацию.
В Белграде есть город в городе - Земун. Раньше он был отдельным городом, а теперь район столицы. В нём можно обнаружить все признаки типичного небольшого западноевропейского городка, включая центральную площадь с костёлом и сеть улочек с небольшими старыми домами.
На горе над городом возвышается башня, посвящённая 1000-летию венгерского присутствия здесь. Да, раньше всё, что находилось западнее Савы, было венгерским и лишь после распада Австро-Венгрии, граница переместилась сильно на запад.
Это было второе моё посещение Земуна и второй раз не повезло с погодой. Снова пасмурно и моросит дождь.
Нет, название не о том, что может показаться на первый взгляд. Переводится, как – "Три толстых кума"
В Земуне есть приличная набережная на Дунае, чего нет в самом Белграде.
Здесь можно покормить птичек. Только в нашем случае вместо уток были лебеди. Грациозные такие, но ведут себя как утки.
В ближайших кустах притаился остов какого-то крупного пассажирского теплохода. Очень хотелось залезть, но удобного места не обнаружилось.
Отголоски минувших событий в мире.
В Белграде очень популярны всякие плавучие бары, клубы и просто дачи. Если место тусовочное, то оно именуется "сплав". В данном случае под "сплав" переоборудовали какой-то древний пароход. Колоритно.
Другой пароход - королевская яхта «Dragor», по прежнему догнивает на берегу Савы. На фото виднеется её крыша.
Кстати, на заднем плане мост белградского метро. Вообще-то в Белграде нет настоящего метро, но есть городская электричка, которая в центре города идёт под землёй и имеет даже пару подземных станций и один полуподземный вокзал с множеством перронов, который не действует. Только БГ:ВОЗ там и останавливается. Ходят здесь несколько раз в час уже знакомые нам пёстрые рижские электрички. Работает обычный городской проездной.
Зато в Белграде есть полноценный трамвай, которым в основном все и пользуются. Ходит он часто и регулярно. Именно им удобнее всего попадать в Новый Београд, на левом берегу Савы.
На берегу Савы рядом с железнодрожным вокзалом активно осваивают бывшие территории порта и грузовой станции. Сюда тоже добрался тренд на окультуривание набережных. Почти наш парк Горького. Продравшись через какие-то задворки цивилизации и пустоши с роющимися в них беженцами, мы наконец оказались в центре городской вечерней тусовки. Скоро конечно всё изменится, и здесь вокруг должен вырасти город-сад под названием Belgrade Waterfront со стеклянной башней отеля St. Regis и модными кафешками. Так обещает реклама.
Пока же здесь есть одна модная точка общепита, забитая вечерами под завязку.
Буквально через день похолодало и набережная опустела. О минувшем лете напоминали скучающие продавцы ярких фудтраков.
Да и упомянутая выше кафешка опустела. Желающих пробираться на набережную по холодному ветру нашлось немного.
Граффити, стремящееся приучить к тому, что беженцы не столь уж и плохи. Вон, какой милый кучерявый пацан-бродяга мечтающий о свободе путешествий. Правда среди настоящих беженцев такого вряд ли отыщешь. Они выглядят совсем по-другому.
Дальше наши пути с Белградом расходились, город уходил все дальше в относительно тёплую балканскую осень, а нам надо было ехать в аэропорт Николы Тесла и дальше в родные края.
Симпатичные посадочные от «Аир Сербия». Мне определённо нравится дизайн этой авикомпании. Лого вообще отличное.
На этом всё. Всем спасибо, кто прочитал или просто посмотрел)