Эммаусы: пражский монастырь со непонятным названием, непростой историей и сложной архитектурой

Бенедектинский монастырь Эммаусы (второе название "монастырь на Словенах") был заложен в  1347 г. Карлом IV. Сильно пострадавший от бомбежек союзной авиации в 1945 г., монастырь обрел новое "лицо" в виде железобетонной крыши в виде двух пересекающихся  пиков - вместо уничтоженной во время авианалета. Именно эта часть монастыря - западная -  видна со стороны Влтавы и вызывает недоумение по поводу ее диссонанса с архитектурным обликом Праги и древностью фундамента здания, над которым она возвышается. Западный фасад монастыря был отреставрирован в соотвествии с проектом архитектора Ф.М. Черного, в результате чего башни, разрушенные по время авианалета, и были заменены на бетонные конструкции. Однако это не единственная "загадка" в истории монастыря.



Не менее интересно его название, в отношении которого существует два основных варианта. Первый из них говорит о том, что свое  название монастырь получил по располагавшемуся вблизи замка королевы Эммы  (Emmahaus). Второе, более правдоподобное в силу своего религиозного  обоснования, связывает названием монастыря с библейским Эммаусом, на пути в который произошла встреча Иисуса со своими учениками.



Еще одной исторической особенностью монастыря является то, что он являлся первым на славянских землях католическим храмом, в котором богослужение велось на церковнославняском языке специально приглашенными хорватскими монахами (отсюда, по всей видимости, происходит второе название монастыря - "на Словенах").



Архитектурная история монастыря не менее витеевата, чем и его название. Возведенный изначально в готическом стиле, в период барокко монастырь претерпел перестройки в свойственном данному периоду направлении (это касалось, в основном, Церкви Девы Марии), а через два столетия был обновлен  - уже в псевдоготическом стиле.  Сильно пострадавший от бомбежек  в 1945 г., монастырь только в 1970-х гг. был реконструирован, получив  два шпиля (вместо двух разрушенных башен) в стиле модерн.



Первоначально вход в монастырь располагался с западного фасада, который выходит на Влтаву и был сильно разрушен во время Второй мировой войны (однако, на нем сохранилось мозаичное изображение Св. Иосифа, относящееся к 1910 г.).







Современный вход в монастырь был открыт в послевоенный период. На одной из стен здания установлены фрагментарные остатки старых монастрыских ворот, на которых можно рассмотреть рельефы с изображением ангелов и горы Монсеррат - позолоченная надпись сообщает, что в 1635 г. монастырь был посвящен Монсерратской Богородице.



В этом месте первоначально находилась монастырская проходная; на ее станах можно видеть фрагменты готических украшений, в частности, отрывки из десяти заповедей. Здесь же в нише находится статуя Монсерратской Богоматери 1885 г, которая первоначально служила украшением западного фасада монастыря.

Церковь Девы Марии  и "славянских  меценатов" выстроена в готическом стиле (при этом главные и боковые нефы имеют одинаковую высоту). На своде центрального нефа сохранились гербы земель, подвластных Карлу IV.




В пресвитерии сохранились фрески, относящиеся  к 80-м гг. XIX  в.На правой стене в верхнем регистре - Коронация Девы Марии, а в нихнем- смерть Св. Бенедикта. На левой стене Св. Бенедикт и Св. Схоластика предстают перед троном Мадонны с Младенцем.





В конце северного нефа находится статуя Монсерратской Богоматери 1636 г, принесенная  испанскими монахами-бенедектинцами.



На стенах корридора монастыря сохранились уникальные фрески, созданные в 60-х гг. XIV  в.  - т.н. "эмаусский цикл", на которых представлены сцены из Ветхого и Нового Завета. Начало цикла находится  в южном крыле и практически не сохранилось - на своде можно видеть лишь фигуры шести ангелов, играющих на музыкальных инструментах.



Фрески западного, сверного и восточного крыла различной степени сохранности, часть из них была повреждена при пробивке барочного портала монастыря, часть - испорчена в результате грубой реставрации.



Цикл фресок носил просветительский характер  и играл роль иллюстраций к библейским историям, т.к.  большая часть прихожан в средние века была неграмотна.





Несмотря на относительно плохую сохранность росписей, именно данная "коллекция" является "изюминкой" Эммаусского монастыря, выделяя его из череды подобных бенедектинских монастырей - подобного не сохранилось нигде в Европе.



Своды корридоров - подлинно готические, а аркады с каменными ажурными украшениями появились в результате реготизации в XIX  в.




Вид из окна клуатра (закрытой аркадной галереи, обрамляющий прямоугольный двор монастыря) на соседнее крыло.



Вид на монастырь с Влтавы ночью.