В такой великой железнодорожной державе как Япония большой интерес представляют и железнодорожные музеи. Три главных находятся в Саитаме, Нагое и Киото, посетим два из них.

Музея Джей-Ар Сентрал, именуемый официально SCMAGLEV and Railway Park, располагается в южном портовом пригороде Нагои, Минато. Ехать с вокзала Нагои городской электричкой линии Аонами до конечной Кинджофуто, 25 минут, 4-ды в час, 350 йен. С самой платформы уже виден громадный павильон музея, работает с 10:00 до 17:00, выходной – вторник.

Просто спуститься вниз и пройти через перекрёсток к входу, билет за 1000 йен покупается в автомате, на входе можно взять буклетик на английском.
В первом полутёмном зале встречают три рекордсмена скорости разных эпох – паровоз С62, синкансен 300Х и маглев МЛХ 01.

Дальше прохожу в зал с основной экспозицией.

Осматривать его надо справа налево – от более старых поездов к новым. Экспонаты снабжены информационными табличками, правда текст на английском заметно короче японского варианта
На первых четырёх линиях представлены поезда и вагоны 30-60-х годов.

В некоторые, как этот вагон 3-го класса образца 1939 года можно зайти –

В 50-е годы появляются и электропоезда.

И скоростные лимитед экспрессы, вершиной которых стал "Куха-381", созданный уже в 1973 году.

Внутри них уже совсем по-синкансеновски –

Следующие 4-ре линии занимают синкансены.

Размещены в порядке старшинства – 0-я серия, 100-я, 300-я и 700-я.
Изнутри вагон 0-й серии образца 1964 года мало отличается от современных –

Хотя в начале были и эксперименты, так в поездах 0-й серии были вагоны-рестораны.

Также на путях стоит и "Доктор Йеллоу" – проверочно-ремонтный синкансен 922-го класса.

За ними вдоль стены представлены части разных механизмов синкансенов.

И модели с объяснением системы.

Ещё у стен имеются разные поездные симуляторы (за отдельную плату), у которых толпились родители с детьми. В конце зала, за заборчиком – вагоны разных эпох.

Музей Джей-Ар Вест расположен в Киото. Создан недавно и расположен западнее железнодорожного вокзала, открыт с 10:00 до 17:30. Идти от вокзала четверть часа – по главной дороге налево, после пешеходного мостика через парк Умекодзи вдоль желдорпутей. Билет за 1200 йен покупается в автомате, на входе дают небольшой англоязычный буклетик.
Сразу за входом под навесом стоит "Синкансен" 0-й серии и ещё несколько различных пассажирских вагонов.

По входу в главное здание встречают "Синкансен" 500-й серии и парочка "Кух".

На стене у входа, рядом с репликами первых паровозов, большая карта железнодоризации планеты, на которой Япония имеет почётный 5-й номер.

У дальней стены будет и "Синкансен" 100-й серии. Но в отличие от Нагои внутрь не пускают.

Дальше ещё локомотивы, на некоторые и снизу можно взглянуть.

Тут же разные железнодорожные механизмы.

А в дальнем конце – вагоны ночных поездов (слиппер трэйнов).

Тут же идёт и выставка по истории японских железных дорог. Правда на английском только краткие пояснения, основной текст – на японском.

Отдельная витрина есть и про американскую оккупацию –

В одном месте воссоздана станция 60-х годов –

Можно посмотреть на ассортимент придорожного ларька тех лет –

И пройтись по станции –

Затем поднимаюсь эскалатором на второй этаж, где представлена экспозиция о том, как работает железная дорога. В витринах – обилие старинных билетов, расписаний, меню и пр.

Можно посмотреть на диспетчерскую и образцы ранних ЭВМ –

Посмотреть на интерьеры старой станции -

А в конце будет довольно ностальгическая экспозиция о мире почти вымерших в современной Японии ночных поездов.

С примерами, как в них ездили –

По выходу из главного здания под навесом будет и парочка локомотивов в фирменной ливрее ночных поездов.

Затем располагается коллекция паровозов, с которой собственно музей и начинался – и указатели в парке ещё указывают на "музей паровозов".

Два десятка паровозов вполне на ходу и периодически возят исторические поезда.

Стоят плотным строем под навесом -

В кабины можно залезть –

В целом, из двух музеев больше понравился тот, который в Киото – самих поездов, конечно, меньше и не так разнообразно, как в Нагое, но сопутствующая экспозиция гораздо интереснее.

Музея Джей-Ар Сентрал, именуемый официально SCMAGLEV and Railway Park, располагается в южном портовом пригороде Нагои, Минато. Ехать с вокзала Нагои городской электричкой линии Аонами до конечной Кинджофуто, 25 минут, 4-ды в час, 350 йен. С самой платформы уже виден громадный павильон музея, работает с 10:00 до 17:00, выходной – вторник.

Просто спуститься вниз и пройти через перекрёсток к входу, билет за 1000 йен покупается в автомате, на входе можно взять буклетик на английском.
В первом полутёмном зале встречают три рекордсмена скорости разных эпох – паровоз С62, синкансен 300Х и маглев МЛХ 01.

Дальше прохожу в зал с основной экспозицией.

Осматривать его надо справа налево – от более старых поездов к новым. Экспонаты снабжены информационными табличками, правда текст на английском заметно короче японского варианта
На первых четырёх линиях представлены поезда и вагоны 30-60-х годов.

В некоторые, как этот вагон 3-го класса образца 1939 года можно зайти –

В 50-е годы появляются и электропоезда.

И скоростные лимитед экспрессы, вершиной которых стал "Куха-381", созданный уже в 1973 году.

Внутри них уже совсем по-синкансеновски –

Следующие 4-ре линии занимают синкансены.

Размещены в порядке старшинства – 0-я серия, 100-я, 300-я и 700-я.
Изнутри вагон 0-й серии образца 1964 года мало отличается от современных –

Хотя в начале были и эксперименты, так в поездах 0-й серии были вагоны-рестораны.

Также на путях стоит и "Доктор Йеллоу" – проверочно-ремонтный синкансен 922-го класса.

За ними вдоль стены представлены части разных механизмов синкансенов.

И модели с объяснением системы.

Ещё у стен имеются разные поездные симуляторы (за отдельную плату), у которых толпились родители с детьми. В конце зала, за заборчиком – вагоны разных эпох.

Музей Джей-Ар Вест расположен в Киото. Создан недавно и расположен западнее железнодорожного вокзала, открыт с 10:00 до 17:30. Идти от вокзала четверть часа – по главной дороге налево, после пешеходного мостика через парк Умекодзи вдоль желдорпутей. Билет за 1200 йен покупается в автомате, на входе дают небольшой англоязычный буклетик.
Сразу за входом под навесом стоит "Синкансен" 0-й серии и ещё несколько различных пассажирских вагонов.

По входу в главное здание встречают "Синкансен" 500-й серии и парочка "Кух".

На стене у входа, рядом с репликами первых паровозов, большая карта железнодоризации планеты, на которой Япония имеет почётный 5-й номер.

У дальней стены будет и "Синкансен" 100-й серии. Но в отличие от Нагои внутрь не пускают.

Дальше ещё локомотивы, на некоторые и снизу можно взглянуть.

Тут же разные железнодорожные механизмы.

А в дальнем конце – вагоны ночных поездов (слиппер трэйнов).

Тут же идёт и выставка по истории японских железных дорог. Правда на английском только краткие пояснения, основной текст – на японском.

Отдельная витрина есть и про американскую оккупацию –

В одном месте воссоздана станция 60-х годов –

Можно посмотреть на ассортимент придорожного ларька тех лет –

И пройтись по станции –

Затем поднимаюсь эскалатором на второй этаж, где представлена экспозиция о том, как работает железная дорога. В витринах – обилие старинных билетов, расписаний, меню и пр.

Можно посмотреть на диспетчерскую и образцы ранних ЭВМ –

Посмотреть на интерьеры старой станции -

А в конце будет довольно ностальгическая экспозиция о мире почти вымерших в современной Японии ночных поездов.

С примерами, как в них ездили –

По выходу из главного здания под навесом будет и парочка локомотивов в фирменной ливрее ночных поездов.

Затем располагается коллекция паровозов, с которой собственно музей и начинался – и указатели в парке ещё указывают на "музей паровозов".

Два десятка паровозов вполне на ходу и периодически возят исторические поезда.

Стоят плотным строем под навесом -

В кабины можно залезть –

В целом, из двух музеев больше понравился тот, который в Киото – самих поездов, конечно, меньше и не так разнообразно, как в Нагое, но сопутствующая экспозиция гораздо интереснее.