Египетский транспорт
По Египту можно перемещаться различными видами транспорта - самолётами, поездами, автобусами, так что делаю сводный рассказ на основе практического опыта 2017 года.

Египет – страна немаленькая, от Каира до Асуана – как от Москвы до Ульяновска.
Так что внутренние авиаперелёты имеются. Национальная авиакомпания "Иджипт Эйр" поддерживает широкую сеть оных – летает несколько раз в день из Каира в Луксор, Асуан, Хургаду, Шарм-аш-Шейх. Расписание выдерживают, на внутренних линиях используют новенькие "Эмбраеры".

Недавно у них и конкурент появился – лоукостер "Найл Эйр", они летают ежедневно в Шарм и Хургаду, 3-ды в неделю в Луксор, и раз в неделю в Асуан. Цены у них в 2 раза ниже, чем у национального авиаперевозчика.
Билеты покупаются без проблем на сайте. Летел "Иджиптом" в Луксор (час лёта, 1800 египетских фунтов).
Для передвижения по дельте и долине Нила достаточно удобна железная дорога
Особняком среди египетских поездов стоит ночной слиппер из Каира в Асуан от частной компании, несколько раз за последние годы сменившей название, сейчас это ЕРНСТ.

У них официально существуют цены для иностранцев. Билет для оных стоит 110 долларов, а для египтян – 500 фунтов. Его без проблем можно купить на официальном сайте, но смысла нет никакого – самолёт дешевле. Из-за общего упадка туризма из трёх поездов в день остался один.
Остальные поезда – от государственной "Иджипшен нэйшенел рэйлвейс".

Виды поездов следующие: серебристые спешалы (эсбани – то есть "испанские") и экспрессы (фарансави –"французские") с кондиционированными вагонами 1-го и 2-го класса (АС1 и АС2). Спешалы курсируют только между Каиром и Александрией с одной остановкой.
Синие ординары с некондиционированными вагонами 2-го и 3-го класса. Бывают и ординары плюс, когда к поезду цепляют пару-тройку вагонов АС2.

Песчаного цвета локалы с вагонами 3-го класса – там вместо рядов кресел полки вдоль стен.

Кондиционированные вагоны обычно полупустые, кондишен, как всегда в Египте, работает на заморозку,

Зато некондиционированные нередко забиты египтянами с их скарбом, отдельные граждане в них ездят, лёжа на багажных полках. Окна порой бывают совсем разбиты, а двери не имеют привычки закрываться. Да, туалеты так же не запираются и бывают довольно раздолбанными. По вагонам ходят граждане с чайниками и многочисленные торговцы разной снедью и хренью.
Теперь о билетах, точнее обилечивании. Для иностранцев существуют масса ограничений, якобы по соображениям безопасности. Так, из многочисленных поездов между Каиром и Луксором они могут ездить (помимо слиппера) только на единственном ночном экспрессе.
На то, чем можно ездить официально, билет можно приобрести на сайте ЕЖД (иногда работает), в обычных кассах (с толчеёй и нередко не говорящими по-английски кассирами) и, самое удобное, в недавно появившихся терминалах самообслуживания на крупных вокзалах (правда на вокзале Луксора данное чудо техники всю неделю стояло out service).

Ничего сложного в их использовании нет, экран с тачскрином, доступны английский и французский языки, выбираете поезд, тип вагона, место (у окна или у прохода), оплачиваете с банковской карты, получаете билетик.
На всё прочее с покупкой билета заранее не заморачиваемся – просто заходим в вагон, садимся на свободное место и ждём прохода по вагону контролёра, говорим ему, куда едем, и получаем билет с небольшой наценкой (фунт в АС-классах, полфунта – в обычных).
Цены: Каир-Луксор (АС2, экспресс, 115 фунтов), Луксор-Герга (2-й класс, ординар, 8 фунтов), Герга-Бальян (3-й класс, локал, 1 фунт), Луксор-Эдфу (АС1, экспресс, 50 фунтов), Эдфу-Луксор (2-й класс, ординар, 11 фунтов), Луксор-Кена (2-й класс, ординар, 4 фунта), Александрия-Каир (АС2, спешал, 70 фунтов), Порт-Саид-Каир (АС2, ординар плюс, 33 фунта).
Расписание более-менее выдерживают только спешалы между Каиром и Александрией, на прочих маршрутах обычны опоздания до полутора-двух часов. Тот же слиппер из Каира, который по расписанию должен быть в Луксоре в 6-ть утра, неизменно встречался мне на вокзале Луксора ближе к 8-ми.

Ещё экспрессы иногда отменяют. "Это Египет" – как выразился по этому поводу начальник станции Эдфу.
Между основными городами Египта есть хорошая сеть междугородных автобусов, десятки компаний, большинство государственных. В Верхний Египет – "Аппер Иджипт", в Александрию и Марса-Матрух – "Вест Мид. Дельта", на Синай – "Ист Дельта", по всей стране – "Гоу бас".

Отправляются и приезжают на автовокзалы, нередко за городом, "Гоу бас" обычно ездит от своих офисов в центре. Автобусы нормального качества. Расписание соблюдается приблизительно, так что если автобус не появился на вокзале в то время, когда должен был уже отправиться – это не повод для волнения.
Билеты покупаются без проблем в кассах, крупногабаритные сумки сдаются в багажник с помощью специального товарища (фунт бакшиша), с наклеиванием квитанций. Да, кондиционер в автобусах так же работает на заморозку, так что свитер очень пригодится.

На участке между Каиром и Кеной автобусное сообщение по долине Нила запрещено по соображениям безопасности. Автобусы из Луксора в Каир теперь ездят не через Хургаду и красноморскую трассу, а по новому шоссе через Восточную пустыню, так что доезжают за 9-10 часов. Каждые 2-3 часа – остановка на пит-стоп, по-египетски грязный и шумный.
Цены: Луксор-Каир (115 фунтов), Каир-Александрия (50 фунтов), Каир – Порт-Саид (35 фунтов).
На коротких дистанциях бегают многочисленные маршрутки-микроавтобусы (микробасы) и сервиз-такси – большие старые белые "Пежо-504" на 8 мест. Обычно их стенды располагаются около железнодорожных или автовокзалов, отправляются они по заполнению, водители активно зазывают, выкрикивая пункт назначения, платить перед выходом.

Но тут вступает в силу египетская специфика – во всех сколь-либо туристических местах владельцы данных тележек при виде иностранца мигом переключаются в режим "такси". Так что на общих основаниях удалось прокатиться в сервизе только из Бальяна в Нага-Хаммади, да и то при помощи полиции. Это обошлось в 8 фунтов.
Наконец, самый народный пригородный транспорт – минигрузовички-пикапы с деревянными скамейками в кузове.

Городской транспорт представлен преимущественно синими автобусами в Каире, Александрии и Порт-Саиде, проезд стоит фунт в некондиционированном и 2 фунта в кондиционированном.

Повсюду в качестве городского транспорта выступают минибасы и всё те же микробасы, пункт назначения обычно выкрикивают, в Каире такие стоят 2 фунта, платить водителю или его помощнику на выходе.

В Каире существует самое длинное в Африке метро, в две с половиной линии, которое когда-нибудь и до аэропорта достроят. Проезд стоит 2 фунта – покупаете жетончик в кассах и проходите с ним через турникет. Метро как метро, особенность только в том, что несколько вагонов в середине состава – исключительно для женщин.

В Александрии ещё сохранилась и медленно деградирует разветвлённая трамвайная сеть, которую местные полушутя называют "метро".

Наконец, к городскому транспорту относятся и кораблики, плавающие через Нил в Луксоре (фунт) и через Суэцкий канал между Порт-Саидом и Порт-Фуадом (бесплатно).
Основной траффик в городах составляет таксующий транспорт – как собственно такси, так и расплодившиеся в последние годы чёрно-жёлтые моторикши совершенно индийского типа (их только в центр Каира официально не пускают), которые местные именуют на азиатский манер "тук-туками". В Каире, Александрии и Луксоре ещё и лошадиные повозки-калиши.

Именно таким транспортом преимущественно и придётся пользоваться иностранцу для перемещения по городам и окрестностям.
Правила использования традиционные: цену обговариваем до поездки и платим сколько договорились, максимум за хорошее поведение можно десяток-другой фунтов накинуть (а можно за плохое и скинуть, правда, в таком случае будут не только возмущённо кричать, но и бегать за вами), вещи несём сами и держим под рукой, прежде чем заплатить, выходим из машины и забираем вещи.

Цены в моём случае: такси из центра Каира в аэропорт – 180 фунтов, из Гизы в аэропорт – 200 фунтов, такси на день по западному берегу Луксора – 150-180 фунтов, такси со станции Кены или Эдфу до храма туда-обратно с ожиданием на месте – 100 фунтов, такси со станции Бальян до Абидоса – 20 фунтов.

Египет – страна немаленькая, от Каира до Асуана – как от Москвы до Ульяновска.
Так что внутренние авиаперелёты имеются. Национальная авиакомпания "Иджипт Эйр" поддерживает широкую сеть оных – летает несколько раз в день из Каира в Луксор, Асуан, Хургаду, Шарм-аш-Шейх. Расписание выдерживают, на внутренних линиях используют новенькие "Эмбраеры".

Недавно у них и конкурент появился – лоукостер "Найл Эйр", они летают ежедневно в Шарм и Хургаду, 3-ды в неделю в Луксор, и раз в неделю в Асуан. Цены у них в 2 раза ниже, чем у национального авиаперевозчика.
Билеты покупаются без проблем на сайте. Летел "Иджиптом" в Луксор (час лёта, 1800 египетских фунтов).
Для передвижения по дельте и долине Нила достаточно удобна железная дорога
Особняком среди египетских поездов стоит ночной слиппер из Каира в Асуан от частной компании, несколько раз за последние годы сменившей название, сейчас это ЕРНСТ.

У них официально существуют цены для иностранцев. Билет для оных стоит 110 долларов, а для египтян – 500 фунтов. Его без проблем можно купить на официальном сайте, но смысла нет никакого – самолёт дешевле. Из-за общего упадка туризма из трёх поездов в день остался один.
Остальные поезда – от государственной "Иджипшен нэйшенел рэйлвейс".

Виды поездов следующие: серебристые спешалы (эсбани – то есть "испанские") и экспрессы (фарансави –"французские") с кондиционированными вагонами 1-го и 2-го класса (АС1 и АС2). Спешалы курсируют только между Каиром и Александрией с одной остановкой.
Синие ординары с некондиционированными вагонами 2-го и 3-го класса. Бывают и ординары плюс, когда к поезду цепляют пару-тройку вагонов АС2.

Песчаного цвета локалы с вагонами 3-го класса – там вместо рядов кресел полки вдоль стен.

Кондиционированные вагоны обычно полупустые, кондишен, как всегда в Египте, работает на заморозку,

Зато некондиционированные нередко забиты египтянами с их скарбом, отдельные граждане в них ездят, лёжа на багажных полках. Окна порой бывают совсем разбиты, а двери не имеют привычки закрываться. Да, туалеты так же не запираются и бывают довольно раздолбанными. По вагонам ходят граждане с чайниками и многочисленные торговцы разной снедью и хренью.
Теперь о билетах, точнее обилечивании. Для иностранцев существуют масса ограничений, якобы по соображениям безопасности. Так, из многочисленных поездов между Каиром и Луксором они могут ездить (помимо слиппера) только на единственном ночном экспрессе.
На то, чем можно ездить официально, билет можно приобрести на сайте ЕЖД (иногда работает), в обычных кассах (с толчеёй и нередко не говорящими по-английски кассирами) и, самое удобное, в недавно появившихся терминалах самообслуживания на крупных вокзалах (правда на вокзале Луксора данное чудо техники всю неделю стояло out service).

Ничего сложного в их использовании нет, экран с тачскрином, доступны английский и французский языки, выбираете поезд, тип вагона, место (у окна или у прохода), оплачиваете с банковской карты, получаете билетик.
На всё прочее с покупкой билета заранее не заморачиваемся – просто заходим в вагон, садимся на свободное место и ждём прохода по вагону контролёра, говорим ему, куда едем, и получаем билет с небольшой наценкой (фунт в АС-классах, полфунта – в обычных).
Цены: Каир-Луксор (АС2, экспресс, 115 фунтов), Луксор-Герга (2-й класс, ординар, 8 фунтов), Герга-Бальян (3-й класс, локал, 1 фунт), Луксор-Эдфу (АС1, экспресс, 50 фунтов), Эдфу-Луксор (2-й класс, ординар, 11 фунтов), Луксор-Кена (2-й класс, ординар, 4 фунта), Александрия-Каир (АС2, спешал, 70 фунтов), Порт-Саид-Каир (АС2, ординар плюс, 33 фунта).
Расписание более-менее выдерживают только спешалы между Каиром и Александрией, на прочих маршрутах обычны опоздания до полутора-двух часов. Тот же слиппер из Каира, который по расписанию должен быть в Луксоре в 6-ть утра, неизменно встречался мне на вокзале Луксора ближе к 8-ми.

Ещё экспрессы иногда отменяют. "Это Египет" – как выразился по этому поводу начальник станции Эдфу.
Между основными городами Египта есть хорошая сеть междугородных автобусов, десятки компаний, большинство государственных. В Верхний Египет – "Аппер Иджипт", в Александрию и Марса-Матрух – "Вест Мид. Дельта", на Синай – "Ист Дельта", по всей стране – "Гоу бас".

Отправляются и приезжают на автовокзалы, нередко за городом, "Гоу бас" обычно ездит от своих офисов в центре. Автобусы нормального качества. Расписание соблюдается приблизительно, так что если автобус не появился на вокзале в то время, когда должен был уже отправиться – это не повод для волнения.
Билеты покупаются без проблем в кассах, крупногабаритные сумки сдаются в багажник с помощью специального товарища (фунт бакшиша), с наклеиванием квитанций. Да, кондиционер в автобусах так же работает на заморозку, так что свитер очень пригодится.

На участке между Каиром и Кеной автобусное сообщение по долине Нила запрещено по соображениям безопасности. Автобусы из Луксора в Каир теперь ездят не через Хургаду и красноморскую трассу, а по новому шоссе через Восточную пустыню, так что доезжают за 9-10 часов. Каждые 2-3 часа – остановка на пит-стоп, по-египетски грязный и шумный.
Цены: Луксор-Каир (115 фунтов), Каир-Александрия (50 фунтов), Каир – Порт-Саид (35 фунтов).
На коротких дистанциях бегают многочисленные маршрутки-микроавтобусы (микробасы) и сервиз-такси – большие старые белые "Пежо-504" на 8 мест. Обычно их стенды располагаются около железнодорожных или автовокзалов, отправляются они по заполнению, водители активно зазывают, выкрикивая пункт назначения, платить перед выходом.

Но тут вступает в силу египетская специфика – во всех сколь-либо туристических местах владельцы данных тележек при виде иностранца мигом переключаются в режим "такси". Так что на общих основаниях удалось прокатиться в сервизе только из Бальяна в Нага-Хаммади, да и то при помощи полиции. Это обошлось в 8 фунтов.
Наконец, самый народный пригородный транспорт – минигрузовички-пикапы с деревянными скамейками в кузове.

Городской транспорт представлен преимущественно синими автобусами в Каире, Александрии и Порт-Саиде, проезд стоит фунт в некондиционированном и 2 фунта в кондиционированном.

Повсюду в качестве городского транспорта выступают минибасы и всё те же микробасы, пункт назначения обычно выкрикивают, в Каире такие стоят 2 фунта, платить водителю или его помощнику на выходе.

В Каире существует самое длинное в Африке метро, в две с половиной линии, которое когда-нибудь и до аэропорта достроят. Проезд стоит 2 фунта – покупаете жетончик в кассах и проходите с ним через турникет. Метро как метро, особенность только в том, что несколько вагонов в середине состава – исключительно для женщин.

В Александрии ещё сохранилась и медленно деградирует разветвлённая трамвайная сеть, которую местные полушутя называют "метро".

Наконец, к городскому транспорту относятся и кораблики, плавающие через Нил в Луксоре (фунт) и через Суэцкий канал между Порт-Саидом и Порт-Фуадом (бесплатно).
Основной траффик в городах составляет таксующий транспорт – как собственно такси, так и расплодившиеся в последние годы чёрно-жёлтые моторикши совершенно индийского типа (их только в центр Каира официально не пускают), которые местные именуют на азиатский манер "тук-туками". В Каире, Александрии и Луксоре ещё и лошадиные повозки-калиши.

Именно таким транспортом преимущественно и придётся пользоваться иностранцу для перемещения по городам и окрестностям.
Правила использования традиционные: цену обговариваем до поездки и платим сколько договорились, максимум за хорошее поведение можно десяток-другой фунтов накинуть (а можно за плохое и скинуть, правда, в таком случае будут не только возмущённо кричать, но и бегать за вами), вещи несём сами и держим под рукой, прежде чем заплатить, выходим из машины и забираем вещи.

Цены в моём случае: такси из центра Каира в аэропорт – 180 фунтов, из Гизы в аэропорт – 200 фунтов, такси на день по западному берегу Луксора – 150-180 фунтов, такси со станции Кены или Эдфу до храма туда-обратно с ожиданием на месте – 100 фунтов, такси со станции Бальян до Абидоса – 20 фунтов.
