Если вы направляетесь поездом из города на Неве в Тверь, но не по главному ходу Октябрьской железной дороги, а по Мологскому – через Будогощь, Хвойную, Сандово, – где один раз в неделю ходит пассажирский поезд №610/609 сообщением «Санкт-Петербург – Сонково», лучше всего будет доехать до станции Красный Холм. Впечатления от поездки в этом поезде описаны в пятой части. Состав прибывает сюда в 11 утра, а примерно в 15.20 - 15.30 идёт проходящий автобус до Твери. Из Сонково – конечного пункта – уехать в тот же день можно, разве что, автостопом или с помощью сервиса попутчиков наподобие BlaBlaCar – единственный автобус на Тверь ходит утром. Прямого железнодорожного сообщения ни Красный Холм, ни Сонково с областным центром не имеют. За несколько часов между поездом и автобусом можно обойти пешком едва ли не весь Красный Холм.
Прибытие поезда из Санкт-Петербурга
Привокзальная площадь
Прошедшее лето, если кто ещё не забыл, в Центральной России было прохладным и дождливым. Безоблачное небо и яркое солнце могли в считанные минуты смениться ливнем и наоборот. Мне в этом плане повезло. Особенно то, что дождь не застал меня при выходе из поезда, ибо пережидать непогоду там попросту негде. Зал ожидания в здании вокзала закрыт на замок (конечно, дежурный может открыть для вас помещение, а может и не открыть, поэтому уповать на это на все 100% не стоит), а автовокзала здесь нет. Для ожидающих автобуса пассажиров предусмотрена лишь деревянная лавочка под открытым небом на Привокзальной площади. И никаких устных объявлений о прибытии-отправлении.
Мимо магазина с названием «Седьмой» выходим на 3-й переулок Льва Толстого, а с него на улицу Льва Толстого. Хотя писатель и зеркало русской революции не был тесно связан с Красным Холмом, его именем названа одна из главных улиц и три пересекающих её переулка. Застройка на улице Льва Толстого, в основном, деревянная, одно- и двухэтажная. Как и на переулках, ведущих к улице Новонабережной, которая, как нетрудно догадаться, находится в непосредственной близости от речки Неледины.
3-й переулок Льва Толстого
Улица Льва Толстого
Улица Новонабережная
Улица Льва Толстого тянется до трёхлучевого перекрёстка, где переходит в улицу другого писателя и философа, чьё имя в большей степени связано с 1917-м годом и идеями построения социалистического государства – Карла Маркса. Она поворачивает чуть влево, пересекает Неледину и далее идёт в центр города. Направо – переулок Карла Маркса. На углу Льва Толстого и переулка находится деревянный дом, по виду напоминающий купеческий особняк начала XX веков. В Красном Холме есть несколько похожих строений, но этот по своему убранству – наиболее интересный. Башенки с арочными сводами и навершиями на крыше по центру фасадов, роскошные резные карнизы с кронштейнами, широкий балкон с кованой оградой, замысловатые оконные наличники – всё это великолепие невольно заставляет остановиться, обойти дом вокруг и попытаться познакомиться с нынешними его жильцами.
Речка Неледина
* * *
«На этом балконе, как рассказывают, сам Хильтов любил сидеть и пить чай». Евгений, мужчина средних лет, приглашает меня на второй этаж. В доме шесть квартир, одну из них занимает Евгений. «На тыльной стороне, - хозяин показывает на массивную дверную ручку, - есть клеймо: «1910». Думаю, что где-то в это время дом и появился». Точная дата постройки неизвестна, поэтому предположения строятся по таким вот косвенным признакам. Деревянная лестница, филёнчатые двери, некоторые элементы интерьера – всё это, как и наружная отделка, сохранилось с дореволюционных времён.
Ручка с клеймом "1910"
Известен он как дом Баруздиных-Хильтовых. Баруздины – купцы и первые хозяева, ничем интересным, судя по всему, не прославились, а Хильтов – человек, о котором до сих пор ходят легенды. Хирург, сын священника из соседнего Бежецка и выпускник медицинского факультета Юрьевского университета Иван Иванович Хильтов (1882-1947 гг.) в Первую мировую войну был начальником санитарного поезда, а с 1924 года и до самой смерти года работал в Красном Холме в должности главного врача местной больницы. В 1944-м получил звание «Заслуженный врач РСФСР» – единственный из местных медиков, кто имел такой статус. В 1948 году больнице, в которой работал Хильтов (ныне это Краснохолмская ЦРБ), присвоено его имя.
Семья Хильтовых занимала второй этаж одного из лучших домов Красного Холма, а первый был отдан другому заметному для своего времени человеку – председателю передового колхоза «Красный колесник» Василию Молякову. Позже он работал директором первой машинно-тракторной станции в Красном Холме, начальником земельного управления Калининской области, инструктором народного комиссариата земледелия СССР (наркомзема), был депутатом Верховного Совета. Его жена Харитина Антоновна, звеньевая льноводческого звена колхоза «Красный колесник» стала инициатором трудового движения за рост урожайности и качества льняного волокна. Его потом так и назовут – моляковским, по аналогии со стахановским или гагановским.
Вероятнее всего, первый и второй этажи дома изначально были изолированы друг от друга. Наверху жили владельцы, а внизу, как водится, – прислуга. И входы в дом были разные. На второй этаж хозяева поднимались по той самой лестнице с парадного входа, который сейчас закрыт на замок. Вот он – под балконом с северного фасада. После смерти Хильтова и Молякова жильцов дома уплотнили, сделав из двух квартир шесть. Пять из них сегодня находятся в частной собственности, одна – на первом этаже – в муниципальной. А вход – тот, что для прислуги, с «непарадной» восточной стороны дома – один на всех.
Дом крепкий, тёплый. Отопление, правда, печное. Однако, Евгений на условия не жалуется. Скорее, наоборот. «Если ударить по торцу бревна обухом топора, звон раздаётся по всему дому – настолько качественная древесина. Умели же делать!».
На прощание мой новый знакомый спросил: «Думаете, вы – первый, кто здесь был?» И сам же ответил: «Сюда многие из тех, кто бывает в Красном Холме проездом, заглядывают». Неудивительно: дом – настоящая жемчужина этого небольшого, расположенного в стороне от шумных федеральных магистралей райцентра.
"Непарадный" вход
* * *
Справа – супермаркет «Добрая Ярмарка» – явно пристройка к какому-то бывшему производственному зданию. Напротив – бывший кинотеатр, сейчас в нём кабинет нотариуса и несколько небольших торговых точек. Я иду по Карла Маркса в сторону моста через Неледину. Встретившийся мне на пути колодец подсказывает, что жители Красного Холма не только отапливаются дровами, но и, будучи лишёнными водопровода, носят воду вёдрами. В магазине, где покупал минеральную воду, случайно услышал разговор продавщицы и покупательницы. Одна спрашивала, во сколько будет концерт, другая отвечала, что в восемь вечера, и что она обязательно пойдёт. Так я узнал, что Краснохолмский район отмечал тогда день рождения.
Бывший кинотеатр
За мостом улица Карла Маркса переходит в Красный переулок, который метров через 200 сливается с улицей Калинина. Прохожу мимо детской школы искусств (бывшего дома купца Ивана Кичигина), школы №1 (бывшей женской гимназии), мемориала в память о погибших в годы Великой Отечественной войны, колокольни Троицкого собора постройки 1873 года (сам собор, появившийся на полтора столетия раньше, был разрушен в 30-е годы прошлого века; колокольню новые власти решили использовать в качестве парашютной вышки, что и спасло её от сноса), старинных торговых рядов и оказываюсь на Советской площади, мирно соседствующей с руинами кирпичного дома Бородавкиных. К слову сказать, на деньги купца Василия Бородавкина Меньшого (из трёх братьев Бородавкиных двое были Василии Матвеевичи; старшего называли Большим, младшего, соответственно, Меньшим) была построена сохранившаяся Троицкая колокольни. И не только она. Это к вопросу о человеческой благодарности.
Школа искусств (дом Кичигина)
Школа №1 (Женская гимназия)
Обелиск в память о павших в Великую Отечественную
Торговые ряды
Троицкая колокольня
Дом Бородавкиных
На площади и в расположенном рядом сквере вовсю идут народные гуляния: ярмарка, песни со сцены возле Дома народного творчества, стилизованные под сказочных персонажей надувные горки, катающиеся на лошадях и машинках дети. За всем этим с трибуны местного Ильича, словно члены политбюро с мавзолея на Красной площади, наблюдает группа подростков.
* * *
А на часах уже половина второго. Пора потихоньку двигаться в сторону вокзала. Свернув за мостом на переулок Карла Маркса, я вышел на улицу Мясникова, названную в честь Александра Мясникова – академика, директора Института терапии Академии медицинских наук СССР (ныне – Национальный исследовательский центр кардиологии), одного из тех медиков, кто наблюдал Иосифа Сталина в последние дни его жизни. Об этом он рассказывает в своей книге «Я лечил Сталина: из секретных архивов СССР». Среди учеников Мясникова – профессор, в прошлом министр здравоохранения СССР Евгений Чазов.
Имя Александра Мясникова, как и Ивана Хильтова, хорошо знакомо краснохолмцам. Не менее интересна и фигура его отца – земского врача и городского головы Леонида Мясникова, при котором в городе был создан тот облик, во многом сохранившийся до наших дней. Кардиолог и телеведущий Александр Мясников – внук того самого академика Мясникова.
Улица Мясникова
Улица Мясникова – почти окраина Красного Холма, застроенная в основном блочными многоквартирными домами. По ней я и иду на вокзал. Меня обгоняет пригородный ПАЗик. Автобусы этой марки чаще всего используются для пассажирских перевозок на небольшие расстояния в районах. В былые времена здесь, похоже, работали гораздо более вместительные ЛиАЗ-677. На эту мысль наводит гараж около одного из частных домов, в котором легко угадывается кузов одного из символов советского времени.
От автобуса до гаража один шаг
А мой автобус сообщением «Весьегонск - Тверь» подъехал к Привокзальной площади Красного Холма в начале четвёртого. В очередной раз убеждаюсь, что ездить на дальние расстояния по железной дороге гораздо интереснее и комфортнее.
Бежецк. Пятиминутная стоянка на пути в Тверь