Калуга, ч.5 - окончание экскурсии

DSCF8621.JPG
Калуга оказалась дюже богатой на интересные места и достопримечательности. Предыдущие четыре части мы только и делали что осматривали старый город, места, связанные с Циолковским, церкви, особняки, проспекты и переулки. Но есть ведь и Калуга повседневная. На неё-то я и предлагаю взглянуть в этот раз. Совершим марш-бросок по преимущественно советской северной части города, а также посмотрим на его детали: милые, забавные, а иногда и не очень. Но даже тут без доли старинных храмов и зданий не обойдётся. Словом, приглашаю на завершающую экскурсию по Калуге.


1. Начнём оттуда, где в XVIII-м веке Калуга заканчивалась. На пересечении нынешних улиц Ленина и Баррикад стоит пирамидальный обелиск, обозначавший границу города. Аналогичный мы видели в первой части около Каменного моста, где тоже когда-то заканчивался город. Здесь же находилась Московская застава, ведь именно сегодняшняя улица Ленина всегда была главной дорогой в столицу. Теперь же тут концертный зал Калужской филармонии - главная сцена города, где выступают представители нашей эстрады во время гастролей:
DSCF9006.JPG

2. В сквере при концертном зале - бюсты двух советских композиторов, родившихся в Калужской области, - Будашкина и Туликова:
DSCF9011.JPG

3. К северу от бывшей Московской заставы историческая Калуга практически заканчивается. Остаётся отлавливать отдельные памятники и объекты советской и нашей эпох. Как этот, например, посвящённый жертвам радиационных катастроф:
DSCF9018.jpg

4. Впрочем, не могу сказать, что прогулка по современной Калуге была сильно менее интересной, нежели по её исторической части. Здесь тоже ощущается дух, атмосфера города - современного города. Именно та атмосфера амбициозного, стремящегося показаться большим города, что я описывал в прошлой части, на улице Кирова.
Памятник труженикам тыла в сквере им. П.А. Воронина:
DSCF9026.jpg

5. Здесь же - бюст советского генерала, в честь которого назван сквер. Помимо прочего, он руководил эвакуацией авиационных предприятий на восток в начале войны, а также управлял заводом, где собирали самолёты МиГ. Естественно, родиной его была Калуга:
DSCF9029.jpg

6. Несколько неожиданно рядом нашлась католическая церковь Святого Георгия. Часто в наших крупных городах католикам возвращают сохранившиеся дореволюционные костёлы, но в Калуге в царское время у них была лишь домовая церквушка, так что это здание уже постперестроечное. Грешным делом подумал, что это как-то связано с наличием завода Volkswagen в Калуге, благодаря которому тут появился современный аэропорт и четырёхзвёздочные гостиницы, но нет. Храм возвели в 1996-м, за 10 лет до начала строительства завода. При храме действует ещё и францисканская монашеская община, что означает наличие в Калуге довольно редкого для нашей страны католического монастыря.
DSCF9033.jpg

7. Практически напротив него - очередная старинная калужская церковь, Петра и Павла. Построена в 1780-м на кладбище, которое тогда находилось за чертой города. Теперь же это историческая достопримечательность, оказавшаяся среди советских районов города:
DSCF9045.JPG

8. Гулять по северной части Калуги несколько сложнее ввиду того, что в отличие от исторических районов концентрация интересных мест тут куда ниже, а расстояния - заметно больше. Тут ещё и холодный октябрьский дождь зарядил, словно в пику ласковой солнечной погоде, что была днём ранее, когда я осматривал старую Калугу. Но я всё-таки сделал над собой усилие и честно прошёл все эти километры. Следующее значимое место - Московская площадь, расположенная ещё дальше на север. Это такая типичная большая советская площадь на окраине на пересечении нескольких магистралей, знаменующая собой как бы центр спального района. Здесь присутствует сквер Героев СССР с соответствующим памятником:
DSCF9068.jpg

9. Страшноватый на вид ДК Калужского турбинного завода, ставший, судя по афишам, основной концертной площадкой города, наряду с показанным ранее залом филармонии:
DSCF9069.jpg

10. Монумент "Человек и Труд" с гордо возвышающейся скульптурой рабочего в каске:
DSCF9073.jpg

11. И сквер Ветеранов ВОВ (в дополнение к скверу героев СССР, расположенному через дорогу). Центром композиции является танк Т-34 (видно на заднем плане). Приводить фото изблизи не буду, т.к. танков на постаментах мы и так уже насмотрелись, здесь ничего принципиально нового:
DSCF9076.jpg

12. Двигаемся дальше на север. Продолжают встречаться отдельные старые здания. Думаю, причина кроется в том, что в этом направлении расположен вокзал. И хоть он и был изначально где-то далеко на краю, город неуклонно тянулся к нему, застраивался в его сторону. На фото - винный склад начала XX-го века, до недавнего времени работал как ликёро-водочный завод:
DSCF9087.JPG

13. Но есть тут и действующие заводы, и ещё какие. Калужский машзавод - одно из старейших предприятий путевого машиностроения в России. На протяжении своей почти полуторавековой истории он производил путевые машины и оборудование для железных дорог. Интересно его расположение. В районе вокзала основной ход Сызрано-Вяземской железной дороги зачем-то делает почти замкнутую продолговатую петлю. Поезда, получается, регулярно наматывают тут лишние пару километров, а посреди города образовался сильно изолированный район внутри этой петли. Именно там и расположен завод. Проехать к нему, конечно, можно и на машине, но это долго и надо наматывать крюки. Парадный путь к заводу - пешеходный. К его проходной от улицы Ленина ведёт широкая лестница, украшенная стелой предприятия. За ней - переход через ж/д пути и сразу после них - административные корпуса завода. Видимо, в советское время наличие частного автотранспорта не предполагалось, и лестница от автобусной остановки на магистральной улице выглядела лучшим решением:
DSCF9094.jpg

14. Но сейчас парковка у проходной заставлена автомобилями. Внутри петли ничего особо интересного нет - сплошные промзоны, на территорию которых никто не пустит. Только мемориал в честь работников завода, погибших на фронте, нашёлся. Возвращаемся назад.
DSCF9095.jpg

15. И вот мы наконец дошли до красивейшего вокзала "Калуга-1". Внутри он, кстати, не так хорош. С железной дорогой в Калуге сплошные парадоксы. Как я уже говорил, через город проходит второстепенная хордовая линия "Вязьма-Калуга-Тула", часть исторической Сызрано-Вяземской железной дороги. От Киевской магистрали Калуга находится на отдалении, так что дорога эта немногим лучше тупикового ответвления: в сторону Тулы наличествует лишь слабый поток пригородных дизелей да летний поезд "Москва-Анапа", следующий огородами с Киевского вокзала. На Киевской же магистрали, формально уже за чертой города, есть станция "Калуга-2", где делает остановку гораздо большее количество транзитных поездов.
DSCF9102.JPG

16. Здесь же основной поток формируют экспрессы в Москву, как на фото. Справедливости ради, пригородное движение, помимо Тулы, здесь осуществляется и по другим направлениям: на "Калугу-1" прибывают электрички и дизеля из Сухиничей, Смоленской области и даже экзотический маршрут "Калуга-Кресты" - по-моему, единственный пригородный поезд, заходящий на БМК и следующий при этом из соседнего региона, а не из Москвы. Интересно, кто им пользуется?
DSCF9109.JPG

17. Ещё один парадокс - наличие во времена Российской Империи в Калуге двух вокзалов по соседству. Дело в том, что Сызрано-Вяземская ветка была государственной, а Киевская магистраль - частной. Поезда ездили каждый по своей линии. А поскольку для населения и промышленников города путь в Москву был куда важнее пути в Смоленск или Поволжье, от частной Киевской магистрали в город протянули отдельную ветку со своим вокзалом, фактически дублировавшую участок государственной линии. Причём на кадре выше - вокзал именно частной железной дороги. "Государственный" тоже сохранился неподалёку, но был сильно перестроен и утонул в путейской промзоне. При СССР деления на частное и государственное уже не было. Очень символичен в этом смысле на привокзальной площади знак в честь награждения Калуги орденом Трудового Красного Знамени:
DSCF9107.jpg

18. Неподалёку, на улице Московской, остался ещё один след этого парадокса. На фото - пушки на постаментах, установленные в честь освобождения Калуги в январе 1942-го. Но постаменты тут не простые. Это не что иное, как сохранившиеся опоры моста той самой частной подъездной ветки от Киевской магистрали к вокзалу Калуги. Когда-то мост назывался Брянским:
DSCF9114.JPG

19. Во дворе гимназии, сразу за пушками, - бюст Героя СССР Саши Чекалина. О нём - в посте про чудесный старинный город, названный в его честь:
DSCF9117.JPG

20. Стелу, посвящённую 50-летию ВЛКСМ, неожиданно решили отреставрировать. Дело тут не в каком-то коммунистическом угаре местных властей, просто она пришла в аварийное состояние. Горожане переживают, что под эгидой реставрации её просто снесут:
DSCF9110.JPG

21. На этом с севером Калуги можно и закончить. Были там и ещё какие-то объекты, но совсем уж неинтересные для отчёта. Теперь переместимся на восток от центра. Крайней восточной точкой нашей прогулки по улице Кирова в прошлой части была площадь Победы, где в числе прочего стоит конный памятник маршалу Жукову. Менее чем в километре от него нашёлся ещё один памятник-бюст маршалу Победы, в сквере его имени. За ним - ЖК с изобретательным названием "Маршал". Понятное дело, что Жуков - главный уроженец Калужской земли советского периода, но кучность памятников всё равно какая-то непомерно высокая.
DSCF9122.JPG

22. Также на востоке города среди пятиэтажек нашлась настоящая жемчужина - ансамбль Хлюстинской больницы. В 1804-м её в качестве богадельни для города на свои средства построил помещик, в честь которого её и называют теперь. С тех пор она разрослась до полноценной больницы:
DSCF9130.jpg

23. Далее в восточной части города - памятник "Слава Труду", открытый в 1986-м к 70-летию Калужского электромеханического завода. Он изображает кузнеца, технолога и проектировщика:
DSCF8839.jpg

24. Наконец, памятник защитникам Отечества у главного здания Калужского завода телеграфной аппаратуры:
DSCF9141.JPG

25. Теперь перейдём к городским деталям. Набор вывесок на одном из домов в центре просто шедевральный. В левой части всю эту компанию бань и сомнительных кафе дополняет мемориальная доска, сообщающая, что здесь перед воинами Калужского гарнизона в 1932-м выступал Циолковский:
DSCF8397.jpg

26. Наверное, самым негативным впечатлением от Калуги стали городские автобусы. Они здесь сплошь - старые ПАЗики на газу. Зрелище ужасное. Как в таком амбициозном городе, столице самого продвинутого среднерусского региона, городской транспорт оказался столь позорным? Сколько помню, во всех наших областных центрах, в том числе и наиболее депрессивных, худо-бедно ездят новые ЛИАЗы или поддержанные импортные машины. Только Калуга так неудачно выделилась. Есть тут ещё маршрутки в виде такое ощущение что списанных из Москвы Ford Transit и троллейбусы. При этом из нескольких раз, когда мне нужно было куда-то доехать, адекватный маршрут городского транспорта нашёлся только однажды. В остальные разы пришлось пользоваться Яндекс-такси.
DSCF8473.JPG

27. В Калуге благодаря фактурности её старого центра снималось достаточно большое число кинофильмов. И вот на остановках общественного транспорта висят баннеры с информацией об этих фильмах. Довольно оригинальный способ поднять локальный патриотизм.
DSCF8482.JPG

28. Часто в Калуге попадаются переворачивающиеся урны. Хотели, видимо, как лучше - чтобы дворникам удобнее было собирать мусор. Не учли только наличие простого народа с незатейливым чувством юмора:
DSCF8564.JPG

29. Как показалось, Калуга туристами не избалована, имя её не звучит в типичных списках москвичей для поездок на выходные и праздники. В качестве исключения - только музей космонавтики и прилегающие кварталы, что я показывал в третьей части. Сюда автобусы с туристами прибывают один за другим. Даже экскурсовода ряженого сделали, как в Новгороде. Только по тематике города его надо было не в военную форму одевать, а в скафандр:
DSCF8621.JPG

30. Местный маркетинг. Прямо чувствую глубокое уважение к потенциальному клиенту:
DSCF8988.JPG

31. Какие бы амбиции и темпы развития у города ни были, это всё-таки по-прежнему российская провинция, о чём напоминают некоторые бытовые проблемы, терзающие местных жителей:
DSCF9021.JPG

32. В Калуге есть креативный класс:
DSCF9189.JPG

33. Но всё-таки Калуга неплохо ухожена и благоустроена:
DSCF8810.JPG

34. На пятиэтажках фирменный декор региона - тарусская вышивка. Дома с этим узором встречаются во всех городах Калужской области:
DSCF8791.JPG

35. До чего только не доходили архитекторы в советское время, чтобы придать панельным домам хоть какой-то оригинальности. Как правило, из типовых панельных секций сооружали какие-нибудь сложные формы типа домов-колец или лесенок, ну либо теми же узорами на торцах разукрашивали. В Калуге придумали делать одну секцию в пятиэтажке с выступом:
DSCF8499.JPG

36. Чтобы Вы не думали, в Калуге не только в пятиэтажках живут. Есть и вполне себе элитные кварталы. Не самые плохие, надо сказать:
DSCF8644.JPG

37. Но конечно любим мы Калугу в первую очередь за затхлость и атмосферность дореволюционных дворов:
DSCF8878.JPG

38. Во всех предыдущих частях своего сериала про Калугу я говорил, что это город советских настенных панно и каждый раз приводил какой-нибудь пример. Настало время вывалить всё остальное. Тематический рисунок на стене местного агрохимического центра:
DSCF8562.jpg

39. Очередная импровизация на уже даже слегка поднадоевшую тему "человек и космос" на стене одного из корпусов филиала Бауманки:
DSCF8596.JPG

40. Первое место я бы отдал сграффито, украшающему стены детского сада "Алые паруса":
DSCF8799.JPG

41. Ну и вот ещё спорткомплекс на окраине, до кучи. И это далеко не всё.
DSCF9134.JPG

Вот и закончилось моё повествование о Калуге. Получилось, по-моему, весьма подробно, почти ничего не упустил. Калуга показалась городом очень интересным, многослойным и незаслуженно непопулярным у массового туриста. А тут и история космоса, и шикарный старый город, и Ока, и бодрая современность. В общем, для двух-трёх дней прогулок можно рекомендовать всем без исключения. Даже жалко теперь стало, что я объехал все соседние с Москвой областные центры. Получать свежие впечатления становится капельку сложнее - зона неисследованных мест сдвигается дальше, что требует большего ресурса, особенно временного.
Свою длительную экспедицию по Приокским местам к югу от Москвы не завершаю. Далее будет рассказ про Тарусу - один из лучших, на мой взгляд, малых городов России.