Поезд "Иволга"

DSCF1266.JPG
Недавно, видимо на фоне успеха МЦК, на самом высоком уровне было анонсировано создание системы Московских центральных диаметров (МЦД) – радиальных ускоренных маршрутов электричек, соединяющих ближние пригороды столицы с её центром и между собой. Соответственно, и частота движения будет приближена к метро и МЦК. Что-то типа существующей в крупных городах Европы интеграции пригородного сообщения с городским транспортом. И вот на этих самых линиях МЦД хотят использовать новые электрички «Иволга» производства Тверского вагоностроительного завода. Но это планы. Пока же «Иволга» существует только в двух экземплярах, оба из которых курсируют по Киевскому направлению до Новопеределкино. Об этих поездах, а также о ветке в Новопеределкино, интересной самой по себе, и будет этот небольшой пост.


1. Про МЦД писать не буду – проект перспективный, реализация его только начинается, вся информация о нём – лишь планы. Те 23 «Иволги», которые собираются запустить на нём, ещё не существуют. Так что пока это детище отечественной железнодорожной промышленности является в определённой степени экзотикой. Чтобы посмотреть на неё вживую, я и отправился на станцию Очаково в один из тех февральских дней, когда Москву заваливало месячными нормами снега. Очаково встретило непрезентабельным на вид переходом:
DSCF1255.JPG

2. Станция находится в состоянии реконструкции. Проводят её "на живую", одновременно с эксплуатацией. На платформу из перехода я поднимался по лестнице, стараясь не наступить на горы строительного мусора и инструмента, валявшегося прямо на ступеньках. Да и выходы на перрон работали не все. У меня вообще сложилось впечатление, что станция закрыта, а я каким-то образом проник на стройку:
DSCF1258.JPG

3. Но нет. Электрички останавливаются, немногочисленные пассажиры также продираются на перрон сквозь запасы стройматериалов.
DSCF1260.JPG

4. Электричка с гопником на крыше, расчленившая Витрувианского человека, - то ли чересчур изощрённый троллинг, то ли просто у кого-то творческий кризис:
DSCF1635.jpg

5. Хоть Очаково и является последней платформой линии внутри МКАДа, «Иволга» только здесь делает первую остановку после Киевского вокзала. Предыдущие пункты она проскакивает мимо, являясь своего рода экспрессом. Ходят «Иволги» в среднем раз в час туда и обратно. В пути от Киевского вокзала – около 25 минут.
DSCF1266.JPG

6. Надо сказать, что по основной версии «Иволга» (официально - ЭГ2Тв) проектировалась и создавалась под МЦК. Именно для этого на Тверском вагоностроительном заводе было запущено абсолютно новое производство "с нуля", которое может быть только в будущем станет универсальной платформой для целого семейства поездов. Мне, как пассажиру, "Иволга" понравилась. Уж не знаю, как она в эксплуатации и техническом обслуживании, но внутри тихо и комфортно, не хуже, чем в "Ласточке". Пересаживаться после неё на обычную электричку было, конечно, жалко. Контраст сильный.
DSCF1301.JPG

7. В пользу версии про заточенность её под МЦК говорит специфическая компоновка салона: здесь мало сидячих мест и много свободного пространства. Т.е. изначально предполагалось, что люди будут перемещаться на ней на небольшие расстояния, и чтобы использовать её в пригородном сообщении нужно как минимум переделывать салон.
DSCF1274.JPG

8. Но, как все мы знаем, на МЦК по каким-то причинам в итоге поехали немецкие «Ласточки», которые как раз наоборот неплохо работают даже на протяжённых межрегиональных маршрутах. От вида «Ласточек» на МЦК мне, честно говоря, становится дурно, и хочется срочно пустить их куда-нибудь в направлении Ярославля или Рязани. Проект МЦД обещает восстановить справедливость хотя бы в отношении «Иволги».
DSCF1276.JPG

9. Маршрут, на котором на данный момент эксплуатируется «Иволга», является крайне редким, т.к. полностью проходит по территории Москвы. Причём, что важно, даже не Новой Москвы, а в границах до 2012-го года. Т.е. даром что обслуживается он подразделениями РЖД, является фактически московским внутригородским транспортом, о чём, кстати, свидетельствует фирменная расцветка поезда, которую можно увидеть на составах московского метро или наземного транспорта, но никак не на других электричках.
DSCF1298.JPG

10. Интересно, зачем в названии поезда на борту выделили букву "В"? Предположу, что подразумевается связь с Тверью, где состав производится. Хотя как город на Волге Тверь за её пределами не воспринимается. Обычно в связи с великой русской рекой в голове всплывают ассоциации с Самарой, Саратовом и Казанью. Возможно, хотели сделать отсылку к продуктам фирмы Apple, а то и просто в умы промышленных дизайнеров прокралась дурацкая любовь наших маркетологов ко всяким нелепым каламбурам, от которых режет глаза в провинции.
DSCF1303.JPG

11. Первая остановка после МКАДа - платформа Сколково. На фоне всей славы и известности, пришедшей к этому топониму, даже удивительно увидеть тихую почти дачную платформу в окружении сонных сталинских четырёхэтажек. Впрочем, до 2010-го года она называлась "Востряково", и единственным разумным аргументом в пользу переименования выглядит наличие на Павелецком направлении другого остановочного пункта с таким же названием.
DSCF1279.JPG

12. К инновациям и нанотехнологиям здесь отсылает разве что внешний вид свежепостроенного ЖК. До самого же центра Сколково тут десяток километров и никаких подъездных путей.
DSCF1283.jpg

13. Маршрут, по которому сегодня ходят "Иволги", примечателен сам по себе. От Киевского вокзала поезд идёт до станции "Солнечная", после которой сворачивает на тупиковую ветку, состоящую из единственного конечного остановочного пункта - Новопеределкино. Эта ветка открыта для пассажирского движения в 2013-м году, что само по себе удивительно в годы, когда пригородное сообщение сокращается по всей стране. Т.е. наряду с Аэроэкспрессами и линией на Красную Поляну это один из немногих пригородных маршрутов, родившихся в постсоветское время. Линия создана на базе ведомственного подъездного пути, пассажирского движения на котором, само собой, никогда не было. На всём своём двухкилометровом протяжении ветка "Солнечная-Новопеределкино" тянется в коридоре заборов различных промзон. Глазу вообще не за что зацепиться:
DSCF1286.jpg

14. Не совсем понятно, зачем было делать целое ответвление в Новопеределкино, где в окрестностях платформы по московским меркам не очень высокая плотность населения. Показалось, что «Иволга» гораздо более востребована на станции «Солнечная», где сходится значительная часть путей и маршрутов района Солнцево. Для его жителей быстрый и комфортный экспресс до Киевского вокзала по цене обычной электрички как нельзя кстати. Даже в выходной на «Солнечной» происходит основной оборот пассажиров. Кажется, что ходи «Иволга» только до Солнечной, сильно бы она не потеряла.
DSCF1341.jpg

15. Кроме заборов и стен, из окна можно взглянуть разве что на огромные сосульки на этих стенах и заборах:
DSCF1327.jpg

16. Да на Боровское шоссе. К счастью, хотя бы на путепроводе через него заборы размыкаются. С него можно увидеть местную теплостанцию и многоэтажки Новопеределкина с одной стороны:
DSCF1288.jpg

17. И храм Сергия Радонежского с многоэтажками Солнцева с другой стороны:
DSCF1339.jpg

18. Почти у самой платформы Новопеределкино - переезд на Производственной улице. Смотреть в окрестностях станции особо нечего - обычный московский спальник, да и тот не самый интересный. По настоящему привлекательное место в этих краях - посёлок Переделкино с резиденцией Патриарха и писательским городком, близким по своей культурно-творческой атмосфере к северным пригородам Питера. Несмотря на похожее название, находится он чуть дальше по главному ходу Киевской магистрали.
DSCF1293.JPG

19. Вот и конечная. Поезд стоит тут недолго - от двух до пятнадцати минут, после чего уезжает обратно. Погулять особо не погуляешь. Но и нет тут ничего такого, что жалко было бы упустить.
DSCF1307.JPG

20. Даже сугубо утилитарный вокзал не страшно пройти мимо. Но я его всё же сфоткал и поехал обратно.
DSCF1309.JPG

21. На обратном пути я проехал на "Иволге" всего одну остановку и сошёл на "Солнечной". Раз уж выбрался из дома, надо и какой-нибудь городок посмотреть. Проводив поезд, я пошёл на другую платформу, чтобы уехать в Апрелевку.
DSCF1349.JPG

22. И тут меня ждал ещё один сюрприз, немногим менее интересный, чем сама "Иволга". С долей помпы в Москве последние годы возводят пересадочные комплексы (ТПУ) близ крупных транспортных узлов. Выходит далеко не всегда здорово - у метро Планерная вообще стыд и срам получился. Но около "Солнечной", видимо, учли все ошибки. Открыли здесь ТПУ совсем недавно, и по старой доброй российской традиции достраивают на ходу уже действующий объект. Но смотрится уже сейчас неплохо:
DSCF1359.jpg

23. Особенно если представить себе, как выглядит пассажирская инфраструктура на среднестатистической российской пригородной платформе (в том же Очаково, например). Открытый продуваемый всеми ветрами пешеходный мост, окошко кассы на улице и бесконечные грязные ларьки с шаурмой и кебабом. Здесь же даже привокзальная площадь избавлена от лишнего трэша:
DSCF1354.JPG

24. Внутри крытый путепровод выполняет также функцию кассового зала с турникетами и торговой галереи. Пока открытие торговых точек только анонсируется, всё ещё в достаточно сыром виде. Если верить плакатам, то помимо магазинов здесь будут и кафе. В принципе, торговлей и общепитом на пригородных платформах Подмосковья и Москвы никого не удивишь, но здесь всё обещает быть на порядок цивильнее.
DSCF1362.JPG

25. Уж простите за это, но удержаться не могу. Да! Здесь есть чистый, удобный бесплатный туалет! Такой роскоши даже на вокзалах нет (там платно и заметно грязнее). Даже страшно предположить - будут ли выделяться деньги на его уборку и обслуживание в нужных объёмах? Или через год по случаю какого-нибудь засора его просто закроют?
DSCF1360.jpg

26. Далее РЖД ушло совсем уж в пижонство. В центре перехода расположен небольшой чистенький зал ожидания с мягкими креслицами и ещё какими-то ништяками. Фотографировать не стал, т.к. там сидело достаточно много народу. Вдумайтесь: зал ожидания на пригородной московской платформе. Это можно не выходя на мороз или под дождь электричку подождать. Правда, что там творится в час пик, не совсем понятно - маловат он всё же.
Реконструкция на платформах, к счастью, уже полностью закончена. Навесы не без изящества, как на МЦК:
DSCF1367.JPG

27. С небес на землю после этого ТПУ и "Иволги" меня спустила прибывшая электричка "Москва-Нара". Вообще на Киевском направлении бегает много новых комфортных пригородных поездов - например ЭП2Д, которые также логичнее было бы использовать на линиях межрегиональных экспрессов. Они даже попали на кадры №2 и №26. Но за мной приехала обычная потрёпанная демиховская электричка. В принципе, новые составы отмечаются в расписании пометкой "Стандарт плюс", так что можно подгадать, чтобы поехать с комфортом. Что совсем удивительно, цена на билет при этом та же самая. Но на одну я не успел, а следующую ждать было долго.
DSCF1373.JPG

28. Весьма странно, что салон оказался оборудован новыми сидениями, которые я ранее видел в той же ЭП2Д. Впрочем, на этом всё хорошее и закончилось. Спуск с небес на землю продолжился: помимо стандартного запаха старой электрички, в ближнеподмосковном сообщении на редкость мутный контингент. В "Иволге", идущей в тупик по территории Москвы, народ совершенно другой.
DSCF1375.jpg

29. Окончательно меня отрезвила обратная электричка из Апрелевки. Из Крестов (т.е. с БМК) приехал вообще ещё рижский состав с деревянными сиденьями и мутными исцарапанными окнами.
DSCF1633.JPG

Как я уже сказал, "Иволга" мне понравилась. Буду болеть за отечественного производителя и ждать, когда они в гораздо большем количестве забегают по МЦД. ТПУ на Солнечной приятно удивил. А электрички они и есть электрички, я от них многого и не ждал. В следующий раз расскажу про Апрелевку, до которой я добирался таким диковинным способом. Хоть я и ехал туда для галочки, лишь бы куда съездить, город оставил приятное впечатление. Даже удивительно, что в ближнем Подмосковье на магистральной ж/д линии может существовать такой ламповый и даже немного провинциальный городок.