Маленькие весенние каникулы

В Германии были пасхальные каникулы, целых 4 дня. Это была возможность доехать от Гейдельберга до весны, т.е. до Прованса и Лазурного побережья.



Маршрут поездки был довольно простой: доехать до Анси, затем до Лазурного побережья, посмотреть Дорогу вершин, Дорогу мимоз, пару красивых деревень Франции.

В первый день мы проехали от Гейдельберга через Швейцарию в Анси (Annecy). Это заняло 530 км и 6 часов. Погода менялась от +8 в Германии до +12 в Швейцарии, а в Анси шел дождь, поэтому стало прохладно, +6.


На юг Франции дешевле ехать через Швейцарию, поскольку годовой проезд через страну стоит всего 50 евро, а один раз проехать от Лиона до Лазурного побережья стоит 70 евро. На границе Германии и Швейцарии проверяют только наличие виньеток, даже не спрашивают "Откуда, куда, зачем".

В этом году в Швейцарии открыли новую магистраль от Базеля в сторону Берна. Проезжая по новым туннелям, мы невольно оценили их высокую степень безопасности.



В Швейцарии очень красиво, ослепительное солнце, высокий уровень ультрафиолета, но пока еще ранняя весна, листья не распускаются и довольно прохладно. Пока цветет только верба.





Кое-где новая магистраль выводила на старые, более узкие участки дороги. Ехать вдоль скал было довольно жутко, т.к. в подтверждение дорожных знаков они и правда осыпались: на дороге то и дело валялись камни.



По дороге из окна быстро посмотрели на швейцарские курортные городки Биль и Нёвшатель. Красивые, стоят того, чтобы сюда отдельно приехать. Ощущение, что время здесь замерло еще с 18 века.



Наконец-то Франция! Выехали из Швейцарии в районе Женевы. На въезд в Швейцарию стоит огромная очередь машин на досмотр.



В древний городок Анси мы въехали в 16 ч., когда в пятницу всех отпустили с работы. Поток работающих французов и отдыхающих швейцарцев и немцев схлестнулся и превратился в кашу. Как сказали в отеле, так происходит в каждую пятницу. Пробки были не хуже, чем в Москве. В центре города все развязки - круговые, дороги часто односторонние, что добавляет нервозности. Потратив 40 минут на попытку вывернуть в нужную подземную парковку, плюнули и заехали на первую удачно расположенную. На следующее утро узнали, что эта неохраняемая парковка под Новотелем по совместительству - ночлежка для привокзальных бомжей. В этом вся Франция, где запахи высокой кухни соседствуют с запахами мочи, а роскошь - с нищетой. Да, за собаками в Анси тоже особо не убирают, это повод внимательно смотреть под ноги.

Исторический центр Анси прекрасен даже в дождь и +6.



Город удивил количеством модных магазинов одежды, белья, обуви. Все такие прехорошенькие, элегантные, в красивой цветовой гамме. После серой и безразмерной Германии это как глоток свежего воздуха. Стояли возле каждой витрины и вздыхали. Магазины открывались на следующий день в 10 утра, а нам в 9 уже пора выезжать.



В качестве контраста роскошной французской жизни в центре города за углом увидели место бесплатной раздачи питания бомжам. Удивились их большому количеству.



В отеле сказали, что в выходные дни все места в кафе забронированы, мало где можно прийти к 19 ч. и поесть. Но у нас с собой был чайник, дыня, заварные супчики и картошка. К тому же недалеко от отеля случайно обнаружили магазин, который работал до 21 ч., где купили салаты, йогурты и бутылку вина. Надоели все эти эксперименты с кафе "заплати 50-60 евро и получи чёрте-что". Лучше эти деньги потратить на оплату французских магистралей.

А на утро мы пожалели, что заплатили 15 евро за завтрак. И последующие дни нас научили не брать завтраки во французских отелях - они холодные и скудные. Только в первом отеле, в Анси, на завтрак был омлет и горячие миниатюрные колбаски. И на том спасибо! В последующих отелях из горячего можно было сварить себе яйцо, в качестве специалитета нам подали разогретый "завтрак бедного рыцаря", а еще горячее - это чай или кофе.

Я мысленно вспоминала, что в номере можно было выпить чай/кофе, открыть банку с персиковым компотом и заварить картошку. И всё это совершенно бесплатно.

Еще в Анси был огромный плюс - там работает отопление номера. Потому что в Провансе или в отеле-избушке на уровне Лиона подогрев номера осуществлялся только кондиционером. Когда по ногам тянет ледяной холод и думаешь для сна одеть шапку - это впечатляет.

В Анси стоит приехать в теплое время, когда по изумрудному озеру можно кататься на лодочках и катамаранах. Да, это очень туристическое место, надо быть готовым к переполненности пейзажа людьми. Нам повезло, что все в дождь сидели в номерах или в кафе.



Вечером включила телевизор, чтобы приобщиться к культуре Франции. В итоге более двух часов смотрели документальные черно-белые фильмы про немецкие танки и самолеты Второй Мировой. Пригодились взятые с собой сушилки для обуви. От дождя меня спасла плащ-палатка, купленная в Декатлоне. Она довольно легкая, компактная, очень рекомендую. Непромокаемые штаны взять не догадалась, поэтому джинсы всю ночь висели в ванной на сушилке.

После завтрака было приятно с чашечкой кофе выйти на порог отеля, чтобы оценить обстановку с погодой. Нам нужно было проехать в Горд, это 300 км на юг. Дождь там обещали с вероятностью 50/50.

Пока шли до парковки, обнаружили рядом с отелем несколько кофеен, где завтрак был бы намного вкуснее. Взяли на заметку.

Утренняя идея была - подняться рядом с городом на вершину Семноз (Semnoz). Прочитала, что туда идет городской автобус и там находится самая красивая остановка в мире, откуда открывается потрясающий вид на швейцарские Альпы. Ехать туда 27 км и 45 мин.

Дорога туда вела очень крутая, по-французски без отбойников и очень красивая. Внезапно поднялись над озером и попали в густой туман. Автобусы и правда ходят.



Это территория заповедника Массиф де Бож ( Massif des Bauges), поэтому здесь много маленьких парковок и пешеходных троп. Дорога поднималась всё выше и выше. Мы неожиданно попали в снег.



На горизонте виднелись Альпы. Если вчера весь вечер и ночь внизу шел дождь, то здесь, на вершине, шел снег. Никогда не видела его так много. Он был ослепительный, прекрасный. Самым чудесным было внезапное путешествие по временам года.



И тут мы окончательно выехали на вершину и увидели горнолыжные подъемники. Где мои лыжи? К черту море!



Возле этого маленького домика  находится большая парковка, откуда можно смотреть на горы в разные стороны. Кафе, к сожалению, не работало - мы приехали слишком рано.



Было совершенно удивительно из утренних +10 приехать в -3 и стоять в весенней обуви на горнолыжной трассе. Мороз немножечко щипал и было весело.



Потом начали постепенно, по льду и узкой серпантинной дороге, спускаться вниз. Было непросто разъезжаться с редкими встречными машинами. Видимо это ехали к вершине припозднившиеся лыжники. Спускались-спускались, объезжая упавшие камни, наконец увидели кафе с надписью "Релакс. 1000 м". А мы на какой высоте были? Оказывается, на высоте 1700.

Снова пересекли плотный слой облаков, попали в высокую влажность, проехали по всем "козьим тропам" и маленьким деревушкам. Страшно обрадовались, когда выехали на дорогу, где было по одной полноценной полосе в каждую сторону.



Хотя мы спустились с гор вниз, но весна здесь совсем не началась. Деревья стояли голые, лишь зеленела трава. Многие машины ехали с лыжами.





Тут все машины поехали налево, в Италию, а мы направо, в Прованс. И тут, в 200 км от Лиона, началась весна! Впереди были бесконечные фруктовые поля с цветущим яблонями. Огромные розовые облака...



Далее мы ехали по "Дороге Солнца", которая ведет в Прованс, на Лазурное побережье (и довольно дорогая для проезда). По ней едут в Ниццу, Канны и т.д.



По Дороге солнца помимо заправок находятся и туристические магазинчики, где можно купить готовые салаты, картонные коробочки с азиатской едой (в зале должны быть микроволновки), кофе, сыр, вино и багеты. После огромных немецких порций, французский кофе подают в маленьких элегантных стаканчиках. Он довольно плотный, но при этом мягкий, не как в Италии.

В магазинах продается символика Прованса - вышитые плотенчики с лавандой, мешочки с сушеной лавандой, разные кухонные мелочи с керамическими цикадами, фотографии цветущих полей с лавандой, мыло, лавандовый и апельсиновый мед, книги по кулинарии...

Что удивительно - во Франции туалеты на заправках бесплатные, в отличие от Германии и Австрии. Каждый раз было неловко проходить, всё оглядывалась - кому денег дать. Но вообще это правильно, ведь водители один раз уже заплатили за дорогу.

На парковке с соснами уже было тепло, но раздеваться до футболки совсем не хотелось - с севера дул холодный ветер. Хотя температура была +12.



Совсем скоро мы приехали в Горд (Gordes), старый живописный городок, который олицетворяет горные города Прованса.



Если где и берут вдохновение создатели фантазийных фильмов, сказок и комиксов, то в таких старых белых городах. Домики словно прижались к скале, на вершине которой возвышается замок.



Заповедник Люберон, в котором находится Горд - отличное место для посещения самых разных старинных городков и деревушек. Здесь есть тропы для прогулок, тематические трассы, например, Дорога замков, и красивые деревни. Список красивых деревень Франции - https://ru.wikipedia.org/wiki/, французский сайт - http://www.france-beautiful-villages.org/en/the-most-beautiful-villages-of-france.

«Самые красивые деревни Франции» (фр. Les plus beaux villages de France) — французская ассоциация, созданная в 1982 году с целью развития туризма в маленьких и живописных французских коммунах с богатым культурным наследием. По состоянию на сентябрь 2016 года знаком «Самые красивые деревни Франции» были отмечены 155 французских деревень.

Подобный список красивых деревень есть в Бельгии, Италии, Испании, Швейцарии, Японии.

Город состоит из тесных улочек, вымощенных камнем, и множества обзорных площадок. Камни положены на ребро и выложены в виде рисунка, ходить по ним неудобно, поэтому нужна хорошая обувь с плотной подошвой.



Замок середины 16 в.



Туристов сюда привозят автобусами, людей очень много. Парковка для автомобилей большая, стоит 4 евро. В центре города (почти напротив замка) есть бесплатный общественный туалет.

К Горду ведет несколько дорог. С этой, например, открывается изумительный вид на город.



В регионе Воклюз, где мы сейчас находимся, есть своя "Дорога замков" - La route des châteaux du sud Luberon. Об этом говорят коричневые автомобильные указатели. Здесь можно посмотреть маленький клип на 2:30 мин о тех замках, которые включены в маршрут - http://luberon.fr/tourisme/les-sites-touristiques/actu+la-route-des-chateaux-du-sud-luberon+634.html.



Карта регионов Прованса, чтобы было проще ориентироваться:

https://i.pinimg.com/564x/a1/4a/05/a14a05234696811f3c9b4bed0bb86ea4.jpg

А потом случилось то, что обещали - налетел ледяной ветер, сгустились тучи, быстро приближался ливень.



Красивой местной дорогой за 20 минут доехали до старинного городка Лакост (Lacoste), переоделись в машине во всё теплое и непромокаемое и в течение 10 минут переждали шторм. Налетевший ветер быстро понизил температуру на 9 градусов.

Парковка при городке бесплатная, по указателям легко подняться к замку.



Дорога довольно крутая, выложена скользкими камнями. С нее открываются красивые виды. Ощущение, что на этом холме время словно остановилось.



Сами того не ожидая, мы пришли к замку Маркиза де Сада. Здесь он несколько лет провел в заточении в наказание за свои произведения. Сейчас замком владеет Пьер Карден. В городке есть его небольшой магазин.



Вдалеке, там, где Горд, бушует дождь. Внизу зеленеют поля и только-только просыпаются деревья.





Ставни домов в Провансе часто окрашены в зелено-салатовый цвет, словно напоминая про близость моря. И действительно появляется какое-то активное предвкушение.



Лучше всего вид на Лакост открывается от соседнего городка Бонньё (Bonnieux), расположенного в 6 км. Если в первом городке жизнь словно замерла, то во втором улицы заполнены туристами, автомобилями, столиками кафе и зеленью. Очень симпатичный, живой городок, рекомендую к посещению и остановке с ночевкой (вам не придется тащить чемодан на колесиках в гору).



Далее маршрут лежал через огромный кедровый лес, серпантин, скалы, деревушки, виноградники и вёл на побережье, в Кассис (Cassis), откуда начиналась Дорога вершин (Corniche des Crêtes).



Часто вдоль дорог, ведущих во французские городки и деревеньки, растут большие платаны. Справа красный указатель подсказывает, что мы въехали в еще одну красивую деревню Франции - Лурмарен (Lourmarin). Пишут, что здесь в окрестностях живет Питер Мейл, который написал книгу "Год в Провансе". С дороги был виден местный замок. Он был очень впечатляющим, большим, древним, и заслуживал отдельного посещения.



Совсем близко за горами море. Продолжаем ехать по Дороге Солнца. На юге Франции заметно, что большинство машин - белые. Но кабриолетов еще пока нет - весна холодная.



Впереди показалась скала над Кассисом.



Это самая высокая прибрежная скала Франции и по ее вершине в 1968 г. между городками Кассис и Ла-Сьота (Cassis - La Ciotat) была проложена автомобильная туристическая дорога Corniche des Crêtes. Она узкая и короткая, всего 15 км, но проходит по кромке высоких скал и состоит из множества обзорных площадок.

Правда, в дни сильного северного ветра - мистраля, дорога закрыта из-за опасности пожаров. Летом на этом маршруте не протолкнуться из-за машин, мотоциклов, велосипедов, а с автобусами трудно разъехаться. Поэтому лучшее время для путешествия - осень, зима и весна.



Масштаб скалы, Кассиса и дороги. Дорога действительно узкая, ее слепые серпантины рассчитаны на опытных водителей.



По всей дороге сделано много удобных парковок и обзорных площадок. Только для хождения по острым камням нужна хорошая обувь. Ограждений нет, поэтому во время сильного ветра нужно быть особенно осторожным.



Было ужасно холодно, дул пронизывающий ветер. Но влюбленным всё нипочем.



А кого-то чуть не сдувало ветром в попытке сделать хороший снимок.



Вокруг синими цветами цвели кусты розмарина и сладко пахли медом белые цветы алиссума.



Тем временем в бухте возле Кассиса медленно садилось солнце.



Вскоре внизу показалась Ла-Сьота. Этот городок не менее популярный, чем Анси, поэтому за месяц до поездки отель был забронирован "на краю географии", т.е. в 3 км от города. Это было совершенно тихое место, в лесу, на берегу моря.



Ну и шумно же было от прибоя! С одной стороны завывал северный ветер, с другой шумели волны. В номере было ужасно холодно. По южной привычке в номере был лишь кондиционер, который гнал теплый воздух под потолок, а пол был ледяным. В середине ночи кондиционер отключился и комната остыла.

Ночью над морем светила полная луна. Она была огромная и смело перебивала свет фонарей. Утро было холодное, но всё же обещающее долгожданное тепло. Впереди была Дорога мимоз и проезд вдоль линии моря и курортных городков.

Ездили в 2012 23-31 марта Штутгарт-Женева-Анси-Лион-Дижон-Страсбург-Штутгарт. было +15-20, всё цвело во всю, ходили в футболках. Как меняется погода... Но в ту зиму снега не было даже в середине Финляндии, больше всего мы его видели 1 апреля, прилетев в Хельсинки.

А на какой резине вы ездили, что не боялись так в горы забираться? Обычная M+S?
Весна очень разная бывает. Последние два года в Европе она поздняя.

Мы ехали во Францию на обычной зимней резине.
Мы тоже на машине вдарили по дорогам Швейцарии , через Монбланн, Франции через Авиньон, Ле- Бо - средневековая деревня , Сент Мари де ла Мер - орнитологический парк где живут тысячи Фламинго, потом в Национальный Парк Каланки в Сорьмиё, Кап Кабель самый высокий полуостров на Средиземном море высота более 700 метров, а потом сразу в Монако, нашли там кемпинг очень чистый и благоустроенный в Ментоне, там и остановились , и потом неделю обследовали все горные деревни в этом районе.
Так что местами мы по одним и тем же дорогам путешествовали ))
Обратно решили через Италию ехать, там хоть солнце было, так сказать не хотели расставаться с солнышком.
Пасха 2018
Как дороги Швейцарии, пробки из-за туннелей были? А то все немцы рванули через Швейцарию на юг. Поэтому мы на обратном пути через Францию возвращались.

Ментона - очаровательный, тихий, зеленый уголок. Там очень мило.

Где-нибудь на границах останавливали? В Германии который раз говорят про то, что "граница на замке", но никого не проверяют и не досматривают. Самая ответственная - Швейцария, но ее сотрудники проверяют очень редко, их скорее наличие виньеток интересует.
Как по маслу проехали в Швейцарии в направлении туда, (у нас тоже годовая Вигнетта - проезд по Швейцарии , заплатили 35 Швейцарских Франков).
Взяли направление Базель - Монтре - Мортеньи - Шамони Монблан, в этой части ( Швейцария - Франция) один очень хитрый перевал, его мало кто знает, но на зиму его не закрывают, он не сильно высокий до 1700 метров кажется.
Мы выезжали на неделю до Пасхи, чтобы не встать в пробки, то есть неделя отпуск + Пасха отпуск, насобирали 10 дней.
Машина служебная, поэтому никогда не проверяют, да и кто будет останавливать если на передних сидениях сидят двое людей и оба в очках по зрению )). Иногда даже обидно бывает, вот всех проверяют, очкариков наверно вообще не проверяют.
Обратно после Италии в Швейцарию поехали через тонель Сан Готтард, конечно встряли на 1 час , и это даже не смотря на то что мы специально поехали ночью, дальше по Немецким автобанам полетели 160 км. - 180 км, так как автобаны были вообще пустые.
Монако выехали в 15:00- Висбаден дома в 03:00 часа ночи, и самое было поразительное что было свободно место для машины в 2 метрах от подьезда, что практически никогда не бывает.

Готтард - это проблема утром в субботу и вечером в воскресенье. Ради безопасности машины пускают редко и с большой дистанцией. Это всё понятно и ценно в плане сохранения жизни. Просто всегда имеем в виду, что на этом туннеле можно потерять 2 часа времени. Можно остановиться пообедать в кафе рядом с туннелем, а можно слушать аудиокниги.

Автобаны Германии удивительным образом становятся пустыми после 22 ч. И как-то сразу становится спокойнее ехать - никто внезапно из ряда в ряд не перестраивается. За это люблю летние месяцы - световой день долгий и под конец дня можно спокойно ехать по светлой полупустой дороге.
Думали через перевал Сан Бернандино поехать, но там вообще навигатор показывал задержка 2 часа, всё горело красным, поэтому рискнули через Готард.
Одна часть дороги в перевале Готтард закрыта, это двойной тонель, но из за нагрузки на перевал получается почти как реверсивное движение, я так думаю там постоянно идут исследования даже ночью - измерения нагрузки. Если его включить на полную мощность - наверно начнутся проблемы , по сути это самый старый перевал.

Вообще конечно Франция это для меня как бездонный океан для путешествий, тоже были от Эльзаса, Норманди, Бретонь, Прованс, замки Луары - и ещё в планах столько что не знаю хватит ли целой жизни ))
Неисчерпаемо, от слова вообще .
Это пожалуй единственный плюс проживания в Германии - что рядом есть более интересные страны куда можно по автобанам быстро доехать.
В эти выходные решили на Боденское озеро поехать, тоже хороший регион.
Недавно читала, что в Швейцарии был проведен референдум и местные жители решили, что они против увеличения автомобильного трафика через свою страну. Мол, кому не нравятся пробки - объезжайте через другие страны, у нас не проходной двор. Так что на увеличение пропускной способности швейцарских дорог можно не рассчитывать.
Да дорог там конечно запредельно, трафик серьёзный, но это их тоже не маленькая часть дохода.
Это легкие автомобили платят 35 франков на год, а большие грузовые я так думаю там в разы больше платят , и скорее всего не на 1 год, а за каждый проезд.
Тем не менее карьеров в Швейцарии не мало, видно что развитие идёт глобальное, если решат остановиться на достигнутом, тогда да, будем ездить в обходы.
Тоже так думаю - что это всё реально может быть.
спасибо за интересный рассказ! а где можно найти информацию о стоимости проезда во Франции? хотели в августе поехать...
Они все открываются. Только в конце ссылки нужно ";" убрать.