В руинах Падизе

Вечным искателям места для уединенных прогулок, наполненных смыслом и верой, наверняка понравится прогулка по парку и руинам монастыря XIV века в деревне Падизе, центре одноименной волости в Эстонии. Виртуальные путешественники могут это сделать и со мной, но уединенности я им не обещаю.






Падизе находится в 50 км к юго-западу от Таллина (59.227973, 24.140708), сюда заезжают туристические и рейсовые автобусы, так что оказаться здесь может всякий. Тем более автотурист.



В центре мызы (усадьбы) гостей встретят парковка и магазин, а у самого замка — ресторан и гостиница. Это что касается туристической инфраструктуры, если кому интересно. В остальном — место действительно пустынное и очень атмосферное, благодаря ухоженным газонам и старому парку.



Депопуляция, характерная для провинции абсолютно любой страны, здесь  чувствуется особенно остро: постройки оживают при приближении туристических автобусов, а затем моментально замирают. Деревня постепенно сморщилась до размеров фермы, даже саму волость Падизе в прошлом году упразднили и присоединили к другой административной единице.
До замка идти недалеко: вот он, смотрите.



От стен этого грозного когда-то фортификационного сооружения сегодня остался лишь фрагмент башни, на которую не преминул вскарабкаться Славик, да остатки валов у рва.



История этих руин сложна и запутана не меньше, чем любая другая история 700-летней постройки. Давайте войдем в замок, и пока будем карабкаться по лесенкам, я вам расскажу о том, что вычитал на информационных стендах и туристических сайтах: надеюсь, у вас тоже после этого останется в голове путаница.



Монастырь замок Падизе

История замка начинается аж в начале XIII века, когда земли вокруг Падизе пожаловали монахам цистерианского монастыря Дюнамюнде (Даугавгрива) за помощь в крещении и подчинении местного населения. Монастырь, расположенный на территории современной Риги, был немецким и нес местным жителям европейские ценности.



Местные не сразу забыли вольницу полоцких князей, владевших этими землями раньше, и периодически устраивали восстания. Поэтому после продажи Дюнамюнде Ливонскому ордену в 1305 году перебравшиеся в Падизе монахи-цистерианцы попросили у датского короля, владевшего в то время Северной Эстонией, разрешения на постройку каменных стен. Строительство началось в 1317 году и продолжалось 200 лет, а куда было торопиться, если злобные русские завоеватели в это время боролись с Золотой Ордой и больше беспокоились о защите своих княжеств, чем об экспансии.



Неторопливые местные жители тоже плохо помогали строителям, и в 1343 году сожгли монастырь и перебили монахов; после этого Дания передала и эти земли Ливонскому ордену.



При ордене монастырь расцвел: он приобрел обширные угодья — в Эстонии и Финляндии, устроил пруды для рыбной ловли и начал строить главное здание, по руинам которого мы сейчас ходим. Монахам все время не хватало спонсоров: для нужд строительства пришлось продать земли в Финляндии и Лифляндии, но экономическое положение монастыря продолжало ухудшаться. К середине XV века удалось достроить надвратную башню, по которой мы, видимо, сейчас ходим, и завершить сводчатые перекрытия монастырской церкви.
С башни, кстати, открывается прекрасный вид на деревню и прилегающие угодья.



Наши, конечно, всецело разделяли радость строителей, добравшихся до крыши. И даже Тема, отчаянно ревевший в мрачных замковых коридорах, на воздухе немного успокоился.



В 1448 году монастырь освятили в честь Святой Троицы, Богоматери и множества святых. После этого монахи потихоньку достраивали свои постройки, пили вино и ели рыбу. В центральном зале церкви, который можно рассмотреть на заглавной фотке, очень хорошая акустика, здесь и сейчас проходят концерты — видите подмостки? — а уж в то время службу было вести вообще одно удовольствие.



Так прошли 200 благодатных лет без тлетворного влияния Востока. Дальше история делает настолько крутой зигзаг, что и пьяный не разберется. Придется дать слово информационному стенду у монастыря, который исполнен в триязычной версии, включая русскую:



«Когда русские вторглись в Эстляндию и Лифляндию, последний великий мастер Тевтонского ордена Готхард Кеттлер опасался, что шведы захватят замок-монастырь. Во избежание этого он установил над обителью свою власть, а через год на деле занял здания, распустил монахов и объявил об изъятии земель в пользу своего ордена. Конвент превратили в военную крепость. Деятельность монастыря в Падизе окончилась».



Таким образом, коварству русских уже тогда не было предела, и только провидческий дар магистра позволил раскрыть их хитрые планы. И действительно, в 1561 году шведы таки заняли Падизе, а сам орден приказал долго жить.



Русские, конечно, не успокоились, и в 1576 году в ходе двухдневной осады захватили крепость, да еще и укрепили ее. При этом камни для новых стен и башен, как справедливо указывает информационный стенд, русские брали, «по-видимому, разламывая прилегавшие здания».
К счастью, через 4 года шведы отбили крепость в ходе 13-недельной осады, во время которой путем трехмесячной бомбардировки южной стене здания были причинены незначительные повреждения. Крепость при этом тоже развалилась. Но в подвалах своды уцелели: по ним можем судить о действительно высоком архитектурном уровне исполнения зданий.



После подписания мирных договоров с Россией и Польшей шведский король подарил Падизе со зданием монастыря члену рижского магистрата Томасу Рамму, который переделал крепость в уютный родовой  замок. В 1766 году замок сгорел от удара молнии, и потомки Рамма переселились в новый господский дом, построенный опять из камней прилегающих к замку построек.
Не знаю, в этом ли доме сейчас располагаются ресторан с отелем.

В ХХ веке русские оккупанты провели реставрационные работы в разваливавшихся руинах, и эти работы понемногу продолжаются в свободной Эстонии. Все действительно хорошо: крыша, перила, тропинки, подмостки и информационный стенд. Есть где походить, прислушаться к своим мыслям. Особенно парк хорош, езжайте, друзья, не пожалеете!





Любимое место, я выросла в паре километров от Падизе.