Июнь 2018. Воттоваара

Поход на Воттоваару, я планировал уже пару лет, да все никак не получалось. Сейчас же, я собираюсь все лето провести в походах-путешествиях, и решил начать с несложного похода на Воттоваару для проверки готовности снаряжения, физической формы и т.п.

Как и про Сейдозеро, про Воттоваару расплодилась куча глупых мистических и эзотерических баек, которые без труда можно найти в сети. Место за последнее время достаточно распиарили, как я понимаю, местные проводники из близлежащего поселка Гимолы. Народ любит зрелища и истории, сталкеры хотят кушать, поэтому тут и энергетика плохая, и НЛО, и люди пропадают. Ну и вообще мистика и нью-эйдж в последнее время в моде. Посему мне меньше всего хотелось пользоваться какими-бы то ни было услугами местных проводников из Гимол. Кроме всего прочего, помня прошлогодний опыт Сейды, мне хотелось пожить немного и самому почувствовать место, а не просто прийти на экскурсию и пощелкать фотоаппаратом.

Несмотря на то, что до подножья горы можно спокойно доехать на машине, я планировал дойти ~20 км пешком - размяться физически, ну и окрестности посмотреть. Машина - это неинтересно и неспортивно. Хотя пару раз, ближе к концу маршрута, я начинал немного сомневаться в целесообразности, но в конце концов все же остался при своем изначальном мнении. В общем, все по хардкору: один, пешком, 5 дней пожить на горе.

Несколько ссылок на действительно полезную информацию:

1) Очень полезное описание пешей автономки. Здесь представлены и мат. часть и логистика маршрута и еще куча всего, поэтому повторять не буду. Сходив сам, согласен почти с каждым его словом. http://veterstranstviy.org/articles/rossiya/vottovaara-peshkom-v-odno-litso-

2) Статья от местного краеведа о том, как открыли место.
http://ezoterik-page.com/mify-i-realnost-gory-vottovaara/

3) Статья Шахновича:
Шахнович М. М. Культовый комплекс на горе Воттоваара (итоги работ в 1993 го-
ду) // Вестник Карельского краеведческого музея. Петрозаводск вып. 2. 1994


К слову сказать, как культовый комплекс Воттоваара была открыта только в 70х годах, а до этого нафиг никому не уперлась. В мифах и легендах место тоже никак не упоминается, поэтому все истории из сети вызывают у меня абсолютнейший скепсис. Однако я вполне допускаю, что это место являлось древним святилищем.

4) В военные годы тут шли бои, благодаря чему соседняя сопка и получила название "Смерть-гора", что некоторые радостно распространяют и на странно выглядящую Воттоваару. Об этих событиях есть книга Д. Гусарова «За чертой милосердия», фрагмент которой можно прочесть например тут: http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=11585

В общем, в 3 ночи поезд Санкт-Петербург-Костомукша прибыл на станцию Гимолы. Расписание поездов не очень удобное: поезда ходят дважды в неделю и можно либо вернуться в тот же день на обратном поезде, либо через 4 дня, либо только на следующей неделе. Небольшой поселок Гимолы расположен между озером Гимольское и бесчисленными болотами. Я недооценил особенности его расположения и, выпрыгнув из поезда в футболочке, был немедленно атакован стаей злых таежных комаров, отвязаться от которых удалось лишь только надев энцефалитку-скафандр. Идти в такой жарко, но на привалах по-другому невозможно.

Сейчас белые ночи и в 3-4 утра солнце уже взошло и нехило печет. Если не считать жары и комаров, то идти одно удовольствие: белая ночь, тишина, пение птиц, чистейший воздух и запах трав. Поначалу трасса широченная, двухполосная, гравийная, но потом сужается и портится.



На деревьях развешены угрожающие таблички, я так и не понял - развлечение местных или приграничные посты (до границы по идее километров 80)


В паре мест можно срезать через лес (MAPS.ME, как и прежде рулит). Впрочем, и там дорога вполне цивильна


Царство мхов и лишайников


Шаг влево, шаг вправо от дороги - болота. По мне, так настоящие гиблые места здесь, среди бескрайних болот и насекомых, а отнюдь не на горе. Болота покрыты белыми цветочками пушицы.




А еще на дороге встречаются несколько глубоких (с виду, не измерял) и во всю ширину дороги луж, обходить которые приходится по болотным кочкам. К счастью, в сложных местах по болотам почти везде набросаны палки, и, если постараться, то можно даже ноги не промочить.
На деревьях в таких местах прибиты потерянные номера машин, для которых лужи оказались слишком глубоки


Шел неспеша, поэтому на преодоление расстояния до начала подъема по тропе южного склона ушло около 7 часов. По дороге есть несколько родников, и я рекомендую набрать там побольше воды, поскольку на самой горе источников нет (по крайней мере, я за 5 дней не нашел)


Сейды начинаются практически сразу после начала подъема



Южный склон соседствует с болотами, поэтому на нем встречаются лягушки и змеи. Лес сначала вполне здоровый, но по мере подъема, деревья редеют, становятся сухими и неестественно перекрученными. Впрочем, молодой поросли тут тоже хватает, поэтому нельзя назвать это место мертвым. Говорят, в 2008 году, тут был пожар и этим вполне можно объяснить сухие, редкие деревья. Через несколько десятков лет место уже не будет так выглядеть: сухие причудливые деревья туристы сожгут в кострах, а на их месте вырастут молодые деревья. Возможно я ошибаюсь, и новые деревья также причудливо переплетутся и засохнут.




Ведьмины метлы на деревьях


Ну, а сейчас вполне можно вновь дать волю фантазии и апофении. Кстати, в первый день со мной приключилась такая же история, как и в Кандалакшских тундрах: почти в каждом камне и дереве я видел какой-либо осмысленный образ. Я получаю дикое удовольствие от такого состояния, на мой взгляд оно приближает меня к древнему человеку, к своей первобытной сущности

Дерево-нойд


Рептилия на камне


Ползучая тварь распласталась по камню


Что-то из разряда античной скульптуры. Венера-осьминог в раздумьях


Дерево хватает камень огромной рукой


Сейды-лягушки



Умиротворенный баран


Лагерем встал у слегка заболоченного озера на юго-востоке. И сразу меня поразило количество туристов на горе. Нет, я знал, что там будут люди, но на второй день только у этого озера я насчитал 11 (ОДИННАДЦАТЬ!) палаток. Все кошерные стоянки в лесочке уже были заняты, и я просто поставил палатку на первой стоянке поближе к воде. Туристы все прибывали и нужно было занять хоть какое-то место. Впрочем, большинство приезжает сюда на машинах только на выходные. К вечеру воскресенья все волшебным образом пропали, на всей горе осталось 2-3 палатки, включая мою.



Стоянка щедро украшена всякими эзотерическими приблудами. Вообще, не лучшее место для лагеря: на открытом месте жарит солнце и продувают все ветра. На обнажившемся участке скалы сложно нормально поставить палатку. На камнях неподалеку греется змея (потом оказалось, что она мертвая). Проводники водят экскурсии к развалинам камней неподалеку и рассказывают заезженные истории про развалины храма и Гиперборею. Хорошо, хоть змею не видят, а то бы придумали, что это страж храма. Но меня достаточно вымотал марш-бросок с рюкзаком, а потом подъем на сопку по жаре, так что мне уже все равно.




Однако, воду из озера можно пить только кипяченой. И даже после этого она пахнет болотом, желтая и невкусная. Поиски родников и разговоры с туристами ни к чему не привели, нашел только один пересохший ключ. Один раз я спускался за водой к источникам у подножья сопки, но при подъеме выпил треть запасенной воды.

Второй проблемой, кроме жары и отсутствия воды, стало просто дикое количество насекомых: комары, мошка, слепни. Стоило чуть расстегнуть палатку, чтобы взять вещь или залезть, внутрь набивалось все воинство Баала


Воттоваара очень велика по площади, что-то около 20 кв. км. Большая ее часть покрыта вполне себе здоровым лесом, ну а интересная ее часть смотрится спокойно за 1-2 дня. Для себя я разделил ее на несколько частей, с юга на север

1) От юго-западного склона до озера. Здоровый лес на склоне переходит в сухие деревья. Много перекрученных деревьев. Много больших камней, много сейдов. Много бараньих лбов, обнажившихся скальных пород





2) От озера до обрыва на котором стоит камень Голова Укко
Здесь и правда очень похоже на развалины какого-то взорванного огромного сооружения. Местами камни настолько ровно расколоты, что напоминают отесанные и разрезанные каменные блоки






3) Обрыв и каменистое русло реки. На обрыве культовый камень под названием Голова Укко. Укко - бог-громовержец в финно-угорской мифологии. Не знаю, откуда название, но верю в то, что такой камень в таком приметном месте мог стать сейдом, объектом поклонения. Сейчас возле камня почти всегда тусуется толпа эзотериков, проводя какие-то нелепые ритуалы.



Панорама выглядит примерно так


На противоположной стороне обрыва стоит деревянный крест


Вот эта ровная стена из камешков на болоте тоже очень напоминает увязающий фундамент какого-то бывшего сооружения


На западе от Головы проступают огромные каменные плиты. Встречаются расщелины. Местами расщелины заложены камнями. Как и в случае с сейдами непонятно, засунуты ли камни туда человеком или застряли естественным образом. Тут расположен еще один интересный объект, так называемый Колодец. Колодец интересен в первую очередь своей правильностью формы, на миг кажется, что блок вырезали и вынули. А вообще, вода собирается во многих местах под каменными плитами. Одни из отчаянных туристов даже собирались доставать воду оттуда.



На плитах причудливым образом раскиданы камни


4) Плато сейдов. Достаточно ровный участок, много камней, несколько огромных валунов-сейдов. Деревья здоровые, но совсем невысокие, преобладает лесотундровая растительность. Очень похоже на вершины сопок Кольского.




Отсюда открываются прекрасные виды на сопку и тайгу




5) За ним начинается здоровый лес. При этом в лесу все равно встречаются сейды, но деревья абсолютно нормальные.


Более разумным решением было бы встать лагерем, например здесь: и озеро чище, и лес приятнее. Но до сюда достаточно далеко идти от подъема и основных достопримечательностей.


Двигаясь дальше на север можно найти еще несколько интересных объектов.
Пирамидка на болоте, отмеченная особо на MAPS.ME, не особо впечатлила


Пирамидальных камней тут вообще достаточно много, вот, например, под обрывом Укко и на южном склоне



А образуются они вот как (рептилоиды, без обид)


Следующий объект - Лестница или Амфитеатр. На вершине, конечно же, алтарь эзотериков. Вообще почти у каждого сейда или необычного дерева куча приношений, разноцветных ленточек, сложенных маленьких пирамидок. Места популярны в определенных кругах.



Камень, конечно, красивый, но я не сомневаюсь в его естественном происхождении (рептилоиды, без обид). Вот рядом такие же лестницы, но поменьше. Но их никто не замечает. А если природа могла создать маленькую лестницу, то и большая тоже ее творение



Сейд похож на искусственный


Интересно, но рядом с лестницей снова растет причудливо перекрученная сосна, одна на много километров вокруг. И место тут не особо ветреное, не такое, как на вершине горы. Что заставило меня снова задуматься о корреляции между сейдами (необычными камнями) и необычными деревьями.
а) Некая сила воздействует на камни и деревья в определенном месте. Ну, это то, что называется местами силы и геопатогенными зонами. Никакой паранормальщины, просто еще одно неизученное физическое и природное явление. Опционально, древние могли чувствовать такие места и устраивали святилища в таких местах.
б) Более банальное объяснение. Основа горы - ,скалы и каменные плиты, а земляной покров там совсем неглубокий. Молодое дерево может расти, но потом корни упираются в плиты и деформируются, что вызывает причудливые искривления и ствола. Ну и плюс ветер. Но, допустим, в выборгском Монрепо деревья так же растут на скалах, корни стелятся по ним, ветреный залив рядом, а искривлений нет.

Ну и еще несколько интересных замеченных камней.
Приметная композиция-алтарь под обрывом


Камень-следовик


Идеально ровно разрез камня. По мхам видно, что камень треснул уже очень давно


Не думаю, что тут замешаны супертехнологии древних. Под воздействием факторов окружающей среды камень трескается, а потом уж ветер и вода медленно, но верно делают свое дело. Хотя, расколотые камни всегда пользовались почитанием у предков, как алтари громовников.



Камень интересной формы, рядом с лагерем


Еще сейды







Оставшееся время я вдумчиво бродил по окрестностям и наслаждался пейзажами, которые мне демонстрировала гора. Воттоваара очень многолика, и восприятие ее сильно зависит от того в какое время сюда попадешь. К примеру, осенью или зимой, когда растительности совсем нет, она выглядит более мрачной и зловещей.




Трясогузка прилетела и поет


Фотографируюсь на фоне окрестностей


Последний день выдался ветреным и пасмурным, как я люблю. Все насекомые исчезли, и это был уже первый сигнал насторожиться, но я только обрадовался. Удивительно они все-таки предчувствуют смену погоды. Я долго бродил среди камней, наслаждался свистом ветра и панорамами горы. Только я вернулся в лагерь, как начался ливневый дождь, а ветер превратился в настоящий шторм. Деревья ломались, и я уже приготовился, что меня с моей палаткой унесет в Изумрудный город. Но тут вдруг все стихло и с неба на гору опустился туман. Озеро, камни, деревья - все было в густой пелене. Стояла полнейшая тишина, все затихло, да еще и туман поглощал звуки. Только капли воды оглушительно громко падали с камней и деревьев в колодцы. Это было однозначно настоящее лицо горы и квинтэссенция моего пребывания здесь. Так рождается звук, есть у Кирилла Комарова такая песня.




Всю ночь шел ливень и дул штормовой ветер, было очень холодно, палатку продувало насквозь. Сильно пожалел, что заленился передвинуть свой лагерь на другую сторону озера, в лесок, когда стоянка освободилась. Наутро я собрался и двинул в обратный путь.

Итоги:
1) Место по атмосфере абсолютно не гиблое и не злое. Своеобразное, конечно, но не более того.
2) Верхняя часть горы для жизни и долгих стоянок все же мало предназначена. Главная проблема - отсутствие питьевой воды. Гиблым место назвать нельзя: птицы поют, молодая поросль пробивается везде, экскременты зверей на склонах есть. Большое количество насекомых объяснимо наличием рядом большого количества болот.
3) Лагерь лучше разбивать дальше, на севере, ближе к чистым озерам. Либо на южном склоне, чтобы спускаться к родникам у дороги.
4) Никакой мистики не заметил, страха даже в одиночестве не испытывал. GPS в телефоне, часы, электронная читалка, все работало отлично. Чувствовал себя прекрасно, даже гораздо лучше, чем в квартире, вряд ли даже геопатогенной зоной можно назвать.
5) Доверяю тому, что это место было культовым у древних, слишком уж оно необычно выглядит. По моему мнению, объекты на горе можно разделить на:
а) естественного происхождения (большинство)
б) рукотворные древние (сейды). В этом пункте не особо уверен, может и все естественное.
в) рукотворные современные (отличаются простотой и примитивностью)
6) Очень доволен и тем фактом, что сходил пешком, и что пожил в одиночестве 5 дней, прислушиваясь к собственным мыслям и ощущениям.